Вход
Мама грозит девочке пальцем: что запрещают родители детям

Такие разные родители: Тип 2. Интроецирующий родитель

Мы продолжаем публиковать цикл «Такие разные родители», и сегодня речь пойдёт о родителях второго типа – интроецирующих родителях или родителях-«догмочах». Какие вещи и в каких формах запрещают родители детям?

Интроект – это послание (идея, мысль, убеждение), которое передаётся от одного человека к другому. Соответственно, интроективная форма взаимодействия родителя и ребёнка проявляется в том, что интроецирующий родитель «вкладывает» в ребёнка различные послания, не давая ему возможности  самостоятельно принимать решения, делать выбор.

Интроецирующий родитель существует и действует по жёстким правилам. Он точно знает, что можно делать, а что нельзя. Как понять, являются ли слова родителей интроективным посланием? Интроект можно определить даже по грамматической структуре: он включается в себя приказ, долженствование, запрет. Маркером может служить наличие в предложении таких слов, как «должен, следует, обязан, нужно».

Мама кричит на ребёнка из громкоговорителя

Ребёнку интроецирующих родителей сложно научиться самому выбирать, самому принимать решения. Нередко он живет «как надо», забывая о своих потребностях и желаниях и возможности их удовлетворения. © bluebridgeedu.com

Конечно, есть полезные интроективные послания. Например, такое послание, как «Нельзя переходить дорогу на красный свет», «Нужно чистить зубы два раза в день», «Перед едой нужно мыть руки», «Нельзя брать чужое без разрешения» и т. п. – полезны. Они показывают ребёнку, как нужно действовать в определённых ситуациях. Кстати, эти послания усваиваются ребёнком и без проговаривания. Если родитель, придя домой, моет руки, то ребёнок, глядя на родителя, сам делает то же самое. Если родитель, прежде чем взять вещь, принадлежащую другому (ребёнку или взрослому члену семьи), вежливо спрашивается разрешения, то для ребёнка становится понятно, что нужно делать именно так.

Есть послания, которые не столь полезны. Так, нередко родители настойчиво повторяют послания, а ребёнок усваивает их, не соотнося с собственными желаниями и потребностями: «На обед всегда нужно есть суп», «Мальчик не должен плакать», «Женщина должна быть слабой», «Не будешь учиться – станешь дворником», «Нужно обязательно получить высшее образование» и т. д. Ребёнок, который регулярно слышит послание: «Обязательно нужно закончить музыкальную школу», не сделал самостоятельного выбора. Он следует за желанием родителей. Итроективное послание обычно не объясняется, оно существует как догма. Так, родители не объясняют, почему «Мальчик не должен плакать» и что ужасного произойдёт, если мальчик заплачет.

Ребёнку интроецирующих родителей сложно научиться самому выбирать, самому принимать решения. Нередко он живет «как надо», забывая о своих потребностях и желаниях и возможности их удовлетворения.

Вопросы и рекомендации родителям.

  1. Какие послания передавали вам ваши родители? Как они повлияли на вашу жизнь? Что вы чувствуете, вспоминая сейчас об этих посланиях?
  2. Составьте список собственных интроективных посланий, которые вы передаёте ребёнку. Какие из них полезные? Может быть, стоит оказаться от каких-то посланий?
  3. Попробуйте «примерить» каждое интроективное послание на себя, изменив «ты» на «я». Так, если вы говорите ребёнку: «Ты обязательно должен съедать всё, что лежит у тебя на тарелке», скажите себе следующее: «Я обязательно должен съедать всё, что лежит у меня на тарелке». Что вы чувствуете? Готовы ли вы следовать этому посланию?

Фото: liefdevol-opgroeien.nl

Такие разные родители: тип 1. Сливающийся родитель

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.