Вход
Грустная девочка

Как успокоить тревожного ребёнка

Сегодня многие дети испытывают трудности в адаптации к школьным нагрузкам. Причины этого могут быть разные: внешние, например, потеря любимого человека или тяжело прошедший развод родителей, и внутренние – в случае поведенческих проблем или трудностей в обучении. У многих детей причина неочевидна – это просто бурлящий в глубине гнев, который мгновенно выплёскивается наружу по малейшему поводу.

Какой бы ни была причина, конечные результаты могут быть разными. Иногда дети способны справиться с трудными ситуациями при помощи родителей и учителей. В иных случаях у них диагностируются нарушения обучаемости и назначается медикаментозное лечение. Есть дети, которые просто замыкаются в себе, отказываясь общаться с кем-либо.

Часто эти дети отчаиваются найти своё место. Не правда ли, было бы здорово, если бы классы Монтессори отвечали потребностям таких детей? Ответ: да, они способны на это. Метод Монтессори даёт детям возможность выйти за рамки поведенческих и эмоциональных проблем и перейти к осмысленной работе. Монтессори даёт ключ кразгадке детской души.

Прежде, чем я продолжу, я должна кое-что объяснить. Практическая работа в классах Монтессори не может заменить терапию, консультирование или медикаментозное лечение, если они требуются. Это должны решать родители, учителя и врачи ребёнка. Однако то, что я напишу ниже, может быть использовано, чтобы помочь детям успешно заниматься в классе и дома.

Беспокойный ребёнок в классе Монтессори

В этой статье я собираюсь несколько раз обращаться к замечательной книге, которую всем рекомендую: «Дети, которые пока не спокойны: как предотвратить отвержение в младших классах» Д. Б. Гёрц (Children Who Are Not Yet Peaceful: Preventing Exclusioninthe Early Elementary Classroom by Donna Bryant Goertz). Я рекомендую эту книгу всем родителям и учителям, даже если вы работаете с дошкольниками (3-6 лет). Многие уроки, которые Донна почерпнула в начальной школе, подходят и для детей помладше.

Донна Брайант Гёрц – незаурядная женщина, которая не просто изучила метод Монтессори и применила его на практике. Многие делают и то, и другое, не видя результатов. Вместо этого она доверила методу Монтессори сделать то, на что он притязает – нормализовать детей через труд и поддержку в любящем сообществе.

Вот какие наблюдения она делает (выделено мною):

«…Нас интересует реакция ребёнка и совместная работа с ним, а не уровень его достижений. Когда дети реагируют на что-либо с интересом и глубоким сосредоточением, даже эпизодически, это приводит к тому, что спустя годы уровень их достижений поднимется вместе с способностью к концентрации. Благодаря собственным усилиям в соответствующе подготовленной среде, дети могут достичь наивысшего потенциала».

Гёрц радушно встречала тревожных детей у себя в классе и принимала их такими, какие они есть. Она отодвигала учебные задания на дальний план, сосредотачиваясь на творческих занятиях, таких как вязание или шитьё. Она позволяла детям делать именно то, что им нужно, чтобы чувствовать себя в классе безопасно. При этом другие дети находились рядом, поддерживая и ободряя проблемного ребёнка.

Грустная девочка

Помощь ребёнку в поиске «Великой работы»

Рассказывая о маленькой девочке, которая всё никак не могла найти свой путь, Гёрц цитирует Марию Монтессори:

«Если учительница уважает свободу ребёнка и верит в него, если у неё достаточно воли забыть всё, что она выучила, если она достаточно скромна, чтобы не считать своё вмешательство необходимым, если она терпеливо ждёт, со временем она увидит в ребёнке полную перемену... Он должен сосредоточиться и посвятить всё своё существо какому-либо делу, и в то же время он должен быть свободным от всего, что происходит вокруг. Это то, что мы называем Великой работой».

Гёрц отступала в сторону, чтобы посмотреть, как ребёнок ищет свою «Великую работу». В одном случае это был коллективный проект, в другом – индивидуальный. Иногда это было то, что она показывала ребёнку, в других случаях это было что-то, что ребёнок открывал сам. Но во всех случаях «Великая работа» вызывала у ребёнка глубокую концентрацию, и благодаря этому для него открывался мир новых возможностей.

К сожалению, зачастую мы отодвигаем практическую работу на задний план, считая её менее важной в сравнении с учебными занятиями. В традиционном образовании при урезании бюджета в первую очередь сокращают предметы практической направленности. В Монтессори – наоборот: для напряжённого ребёнка нет иного способа развить глубокую концентрацию внимания, кроме как через практическую жизнь и сенсорные занятия.

Есть причина, по которой даже в традиционной терапии, внимание фокусируется на рисовании, рукоделии и музыке и по которой этим занимались с самого начала человеческого существования. Эти занятия устанавливают связь с чем-то первородным и дают нам свободу выражать себя так, как мы не можем в письме и речи. Работа руками – идеальное успокоение для души; она буквально заставляет ребёнка соприкасаться с окружающим миром.

Почему практические занятия успокаивают душу?

Рисование и рукоделие успокаивают нас по многим причинам. Выполняя эти монотонные занятия, дети совершенствуют координацию «глаз-рука» и оттачивают мелкую моторику, учатся следовать инструкции и исполнять задания в правильной последовательности. Также выбор того, когда и как выполнять работу, вызывает ощущение контроля и самостоятельности.

Как бы странно это ни звучало, язык имеет свои пределы, когда дело доходит до общения. Дети могут быть не в состоянии словесно выразить свои эмоции, им может не хватать словарного запаса для описания того, что они чувствуют. Практические занятия воздействуют не на кору головного мозга, а на подкорковое образование – амигдалу – эмоциональный стержень всего бытия. Когда амигдала успокоена, может начаться глубокая концентрация внимания.

Практические виды деятельности имеют много общего:

  1. Им легко научиться и их может выполнить ребёнок-новичок в Монтессори-классе без большого количества интенсивных уроков.
  2. Обычно это индивидуальные занятия, и благодаря этой индивидуальной беспрерывной работе ребёнок может по-настоящему сосредоточиться, когда никто не отвлекает.
  3. Обычно они повторяются без усложнений, что создаёт приятный ритм.
  4. Обычно они завершаются чем-то осязаемым, что даёт чувство завершённости и радость от вклада в жизнь общества.
  5. Занятия можно на какое-то время отложить и вернуться к ним позже; зачастую у них нет конкретного начала и конца.

Творчество

Если у вас дома или в школе есть ребёнок, по той или иной причине нуждающийся в помощи, есть определённые виды деятельности, которые нужно сделать для него постоянно доступными. Необходимо внимательно наблюдать за ребёнком, ожидая, когда он начнёт сосредотачиваться и входить в состояние «потока», то есть не замечать течения времени и происходящих вокруг него дел. Заметив такое состояние, вы будете знать, что ребёнок нашёл свою «Великую работу»!

Вот некоторые идеи занятий для успокоения души:

– рукоделие: шитьё, вязание спицами и крючком, ткачество, плетение кружев и фенечек;

– рисование по пунктирным линиям и прокалывание: рисовать пунктиром фигуры на бумаге (например, с «металлическими вкладками Монтессори») и затем прокалывать их металлическим штырьком или большой кнопкой. То же самое можно сделать с отдельными материками из «карты континентов»;

– занятия с водой: чистить щёткой (всё что угодно: от стула и старой покрышки, до тыквы и красивой морской раковины), переливать (при помощи различных сочетаний чашек и кувшинов), выжимать воду из спринцовок и пипеток;

– глина и пластилин: возможно, вам захочется предложить деревянные инструменты для работы с глиной: стеки, резцы, скалки. Сжимать настоящую глину очень полезно для здоровья;

– раскрашивание: темперой, маркерами, цветными карандашами, восковыми мелками и масляной пастелью;

– работа с нитью и шнурками: шнуровать, нанизывать бусины разных размеров, делать бусы из макарон, плести ожерелья из ремешков;

– полировка: при помощи мягкой тряпицы и безопасной для ребёнка полироли (или даже детского лосьона), ребёнок может полировать столовое серебро, супницы, подсвечники и другие металлические предметы.

Концентрация – это ключ к прогрессу

Дать ребёнку шанс сосредоточиться – вот ключ к его прогрессу в любой области: эмоциональной, духовной, учебной и физической. Дети не могут учиться, если они не умеют сосредотачиваться. Тщетно заставлять их заниматься учёбой, когда они не достигли такого состояния. Дети сами поймут, когда они готовы к сложным урокам, а до тех пор мы должны обеспечивать их безопасным пространством, поддержкой, чёткой структурой и практической работой.

Перевод: Евгения Чепурина, Надежда Иванова

Евгения Ефимова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.