Главная Избранное Знакомимся с Монтессори-материалами: звуковые цилиндры

Знакомимся с Монтессори-материалами: звуковые цилиндры

Знакомимся с Монтессори-материалами: звуковые цилиндры
Добавить в избранное Распечатать

Мария Монтессори разработала этот материал, чтобы помочь детям развить способности к различению звуков вообще и громкости звука в частности, а также утончить их звуковое восприятие. Цилиндры Монтессори состоят из двух деревянных ящиков с цветными крышками, внутри которых находятся по шесть деревянных пустотелых цилиндров с разными наполнителями, в качестве которых могут выступать соль, рис, сушеные бобы, пуговицы или камушки. В коробке с красной крышкой находятся эталонные образцы цилиндров с красными колпачками. Звуки, издаваемые при их встряхивании, варьируются по громкости возможного звукоизвлечения. Этот набор соответствует второму набору с голубыми колпачками и такой же, голубой крышкой. Все цилиндры первого набора имеют пару во втором, все элементы которого воспроизводят такой же звук и идентичны по наполнению. Очень важный момент: необходимо, чтобы цилиндры могли быть сравниваемы ребёнком только на основе разности звучания. Для этого они должны быть абсолютно одинаковыми по весу. В противном случае мы не сможем добиться изоляции чувства, ответственного за звуковое восприятие.

Сначала ребёнок подбирает пары цилиндров, извлекая встряхиванием из этих своеобразных маракасов звуки. Перед ребёнком не ставится задача правильно подобрать пары, ведь способность к различению звуков у всех разная, поэтому и броских меток, которые очень часто имеются даже на профессиональном материале, быть не должно. Как правило, дети их очень быстро обнаруживают и начинают больше доверять им, а не органам своего собственного слуха. Обычно для удобства подготовки материала к работе легко намечают крайности звучания. Позже, став более опытным в различении звуков, ребёнок проводит градацию цилиндров в одном наборе от самого сильного признака (громкость звучания) к слабому.

Постепенно ребёнок начинает выполнять эти же упражнения (подбор пары и градуирование), но уже на расстоянии, в рамках игр на память. А после введения пары понятий громкий/тихий начинает работать и с превосходными и сравнительными степенями этих прилагательных.

Контроль ошибок осуществляется самим ребёнком при помощи своих индивидуальных способностей к определению громкости звучания. Оптимальный возраст введения данного материала 3,5-4 года.

Неоднократно обращал внимание, как дети в моей группе начинают интересоваться миром звуков именно после работы с этим материалом. Заметив это, я предлагаю им просто посидеть с завязанными глазами. Они инстинктивно начинают вслушиваться, анализировать звуковой фон и выделять отдельные звуки из обобщённого звукового окружения. Для начала это могут быть случайные звуки, такие как жужжание насекомого или шум проезжающего грузовика за окном. Но постепенно звуки можно разнообразить и готовить их заранее – звук открывания-закрывания окна или клацанье щеколды на дверце шкафа, чирканье спички или звук разрываемой газеты. Подобного звукового опыта и анализа у детей становится всё больше и больше. Через некоторое время уже можно будет предложить им различные групповые активности, начиная от определения на слух личности говорящего, исключительно по тембру его голоса и характерным интонациям, и заканчивая определением названия музыкального инструмента по его звучанию.

Чем больше адекватных стимулов получают органы слуха, тем больше впечатлений ребёнок может получить об окружающем мире звуков, чтобы использовать полученную им информацию в своих собственных целях, на благо собственного развития.

Здесь вы узнаете о колокольчиках Маччерони.

Фото из архива Юрия Филёва

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интересное на Монтессори.дети

БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ МОНТЕССОРИ-СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЁХ ЛЕТ»
Для выгрузки в RSS

БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ МОНТЕССОРИ-СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЁХ ЛЕТ»

2 комментария
На стене МГПУ появился портрет Марии Монтессори
Для выгрузки в RSS

На стене МГПУ появился портрет Марии Монтессори

СЕМИНАР «КАК СКАЗАТЬ РЕБЁНКУ ”НЕТ”» ПРОЙДЁТ В ММЦ «ОТРАДА»
Новости

СЕМИНАР «КАК СКАЗАТЬ РЕБЁНКУ ”НЕТ”» ПРОЙДЁТ В ММЦ «ОТРАДА»

В ММЦ «Отрада» пройдёт семинар «Типичный день в Монтессори»
Для выгрузки в RSS

В ММЦ «Отрада» пройдёт семинар «Типичный день в Монтессори»

В ММЦ пройдёт неформальная Монтессори-дискуссия
Для выгрузки в RSS

В ММЦ пройдёт неформальная Монтессори-дискуссия

Отвечаем на вопросы

Задать свой вопрос эксперту
Интересные химические, физические и биологические опыты для детей в домашних условиях и на улице
Воспитание

Интересные химические, физические и биологические опыты для детей в домашних условиях и на улице

Правила поведения на детской игровой площадке
Воспитание

Правила поведения на детской игровой площадке

Как купать новорождённого ребёнка в ванночке
Воспитание

Как купать новорождённого ребёнка в ванночке

Как привить ребёнку любовь к чтению
Воспитание

Как привить ребёнку любовь к чтению

Как научить ребёнка выбирать и дарить подарки
Воспитание

Как научить ребёнка выбирать и дарить подарки