Вход
Монтессори и традиционная система образования

Совместимы ли Монтессори и традиционная система?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Насколько совместимы традиционный метод обучения (если учесть, что мы работаем с детьми, имеющими речевые – и не только – нарушения разной степени) и методика М. Монтессори в рамках одной организации образования?

На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог:

– Можно ли разместить разнородные структуры в рамках одной организации – вопрос чисто экономический. Даже если вы бюджетная организация, у вас есть задача распорядиться выделенными средствами оптимально. Совмещая непохожие направления, вы почти удваиваете расходы на материалы, обучение сотрудников и т. п. Грубо говоря, если разноформатность привлекает больше потребителей ваших образовательных услуг, чем увеличивает расходы на обеспечение этого разнообразия, то совместить традиционный метод обучения с методом Монтессори под крышей одной организации можно.

А вот совмещать два образовательных метода в жизни одного ребёнка крайне нежелательно. Когда мы говорим, что Монтессори-метод подходит всем детям, но не всем родителям, мы именно эту ситуацию имеем в виду: если образ жизни и педагогические стратегии родителей очень сильно отличаются по духу от Монтессори-педагогики, то ребёнок будет дезориентирован, будет находиться в постоянном стрессе от перманентной адаптации то к одной, то к другой системе. Естественно, домашняя обстановка всегда отличается от учебной, разные взрослые никогда не могут вести себя по отношению к ребёнку идентично, и это прекрасно, поскольку обогащает жизненный опыт. Но когда различие на уровне парадигмы, Монтессори-педагоги предлагают выбрать форму обучения, больше соответствующую семейному воспитанию. Создание противоречивой воспитательной среды в рамках образовательного учреждения вредит ребёнку по той же причине. Нагрузка нестабильности воспитательной стратегии непосильна даже нейротипичному ребёнку. А если ребёнок уже испытывает какие-то трудности или имеет особенности развития, такая чехарда ему тем более не по плечу.

В методе Монтессори гораздо больше, чем в традиционном, пространства для индивидуального подхода к ребёнку. Фактически ребёнок проходит индивидуальный образовательный путь в высоко стандартизированной подготовленной среде, частью которой является и педагог, и он применяет соответствующие логике метода педагогические приёмы. Это делает метод высокоэффективным в принципе, но с детьми, имеющими речевые и иные нарушения в развитии, результат становится очевидным в краткосрочной перспективе. Если ребёнок «просто» разносторонне развит и счастлив, результат наилучшим образом проявляется, когда он становится культурно-продуктивным счастливым взрослым. Когда же ребёнок преодолевает какие бы то ни было отклонения от показателей средних темпов развития, это сразу становится заметно.

Существует коррекционная Монтессори-педагогика и специализированные методические материалы, однако в ряде случаев лучше работает инклюзия (включение детей с особенностями в обычную группу в качестве меньшинства).

Таким образом, если у вас складывается ситуация так, что вы решаете открыть Монтессори-группу внутри традиционного образовательного учреждения, то, разумеется, вам нужно найти или обучить квалифицированного педагога, выделить подходящее (критерии известны Монтессори-педагогу) отдельное помещение под Монтессори-класс и оснастить его необходимым набором материалов. Для того, чтобы затраченные усилия принесли плоды, целесообразно сделать следующее:

  • выделить отдельную группу детей, которые будут заниматься постоянно по методу Монтессори, а не устраивать «Монтессори-занятия» для детей остальную часть времени в режиме традиционного подхода к образованию;
  • набрать в эту группу детей тех родителей, которые, как предполагает после общения с ними психолог вашего учреждения или Монтессори-педагог, готовы поддержать в семье общий с внесемейным воспитанием вектор;
  • по возможности включить именно в группу Монтессори детей, которым индивидуальный подход необходим больше, чем другим детям (при условии, что воспитание в семье не будет создавать некомфортную для ребёнка ситуацию кардинальной смены воспитательной парадигмы).

Таким образом, ответ на вопрос, насколько совместимы традиционный метод и метод Монтессори в рамках одного учреждения, следует из конкретных обстоятельств, и я желаю вам успеха на том пути, который вы выберете.

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.