Вход
Свобода в Монтессори-классе

Свобода в Монтессори-группе для детей 3-6 лет

Часто педагогику Монтессори называют «свободным обучением». Что подразумевают под этим выражением? Какими «свободами» обладают дети в Монтессори-группе в отличие от обычного сада? Могут ли они делать всё, что им вздумается?

Вот в чём детям действительно предоставляют свободу выбора и какие замечания надо учесть, чтобы свобода не превратилась во вседозволенность.

  1. Свобода выбора материала.

Дети действительно могут выбрать, чем именно они хотят заниматься в данный момент. Причём надо заметить, что дети, которые не хотят работать с материалом в данный момент, могут и вовсе не заниматься, а сесть отдохнуть в специальное кресло для наблюдения. Некоторые малыши иногда засыпают в кресле для наблюдений. Это показатель того, что ребёнку не здоровится в этот день или он переутомился и не выспался. Поэтому дать малышу возможность отдохнуть в этом случае оказывается самым верным решением.

Замечания:

Ребёнок может работать только с тем материалом, который ему уже презентовали, то есть объяснили, как работать с ним. Если же материал новый для ребёнка, то педагог решает, готов ли малыш к работе с ним (в этом случае материал презентуют). Если же ребёнок ещё не готов к материалу, то ему спокойно объясняют, что это материал для старших детей, а пока он может выбрать из других материалов. Педагог учитывает потребности ребёнка. Например, младшие дети в группе 3-6 часто хотят работать с золотым материалом для счёта, так как их привлекают мелкие красивые бусинки. В этом случае педагог может предложить поработать с материалом для развития моторики, включающим в себя бусинки или другие мелкие предметы.

Монтессори и свободное воспитание

  1. Свобода выбора времени и продолжительности работы.

Ребёнок может выбрать, когда именно он будет работать и сколько времени займёт его работа. Один ребёнок будет пересыпать из кувшина в кувшин 20 раз подряд, а другой пересыплет один раз и завершит свою работу. Педагог или родитель должен уважать любое решение ребёнка и не уговаривать поработать подольше. Некоторые дети за час могут работать со множеством разных материалов, другие – с одним. Ребёнок может решить не доводить работу до конца.

Иногда ребёнок хочет закончить сложную работу после обеда или прогулки. Ему следует предоставить подобную возможность.

Замечания:

Когда ребёнок принимает решение закончить работу, он должен убрать материал и рабочее место. Таким образом ребёнок проявляет уважение к своим товарищам, которые будут работать после него. Иногда младшим детям трудно вспомнить об уборке. В этом случае взрослый может напомнить об этом ребёнку и даже сам убрать материал, обязательно привлекая к этому внимание ребёнка («Смотри, сегодня я помогу тебе убраться»). Если взрослый настойчив, но мягок, постепенно ребёнок будет каждый раз убирать материал на место. Старшие дети также могут помогать малышам в уборке.

  1. Свобода выбора места для работы.

Также ребёнок может выбрать место для работы. Маленькому ребёнку трудно находиться в неподвижности. Ему нужно постоянно двигаться, менять положение тела. Поэтому многие материалы Монтессори предполагают работу на ковре или движение по классу. Также ребёнок может выбрать, где именно сесть: в кругу товарищей или занять место, где его никто не может беспокоить.

Замечание:

Некоторые материалы предполагают работу только на ковре (обычно это объёмные материалы, части которых могут просто упасть со стола) или только за столом (например, материалы, предполагающие письмо или рисование). Об этом взрослый должен заранее предупредить ребёнка при презентации материала: «С этим материалом мы работаем за столом».

Свободное обучение и Монтессори-метод

  1. Свобода выбора партнёра или партнёров.

Существует заблуждение, что дети в Монтессори-группах работают индивидуально и даже что это может негативно сказаться на социализации детей. Однако это не так. Обычно в Монтессори-группах дети социализируются более успешно, потому что они постоянно общаются со своими одногруппниками. Кроме того, детям часто предоставляется опыт разрешения конфликтных ситуаций: кому достанется материал? Кто будет работать с материалом вместе с ребёнком? Это постепенно учит детей соблюдать правила взаимодействия и уважать товарищей. Большинство материалов предполагают возможность совместной работы, поэтому ребёнок может пригласить других детей работать вместе.

Замечание:

Если ребёнок хочет работать с товарищем, он должен убедиться, что товарищ готов к совместной работе. Если ребёнок решает присоединиться к чужой работе, он должен обязательно спросить разрешения. Научите детей также вежливо отказывать: «Спасибо, но мне сейчас не нужна помощь» или «Спасибо, но я уже начал работу, давай в другой раз».

  1. Свобода общения с учителем и другими детьми.

Так как время работы с материалами неограниченно, ребёнок может выбрать разговор с друзьями. В некоторых Монтессори-группах ставят специальный столик или креслица, где дети могут пообщаться, не отвлекая других. Там же можно поставить чайник с чаем и тарелочку, например, с фруктами. Так дети будут учиться получать удовольствие от общения.

Ребёнок должен иметь возможность побеседовать с учителем, если ему это необходимо. Некоторые дети любят рассказывать учителям или другим детям, что с ними произошло на выходных или на каникулах. Или о значительных изменениях в их жизни (например, о рождении братика или сестрички). Обычно в Монтессори-садах выделяют для этого время на кругу. Иногда детям разрешают приносить фотографии, чтобы показать друзьям и педагогам.

Замечание:

Ребёнок должен уметь выбирать время для общения. Это учит его терпению. Если товарищ работает или учитель занят, то придётся подождать. Если в общении участвует много детей (например, обсуждается тема на кругу), научите ребёнка ждать своей очереди.

Читать по теме: Какие правила есть в Монтессори-группах?

Наталия Гончарова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.