Вход
Девочка пускает большие мыльные пузыри

Свободное время ребёнка, или Чем заменить телевизор

Недавно я писала статью о том, как вредно проводить много времени у экрана для маленьких детей. В ответ получила множество комментариев, и самыми частыми вопросами были два – «Чем мне занять детей без ТВ?», «Чем заменить телевизор?» и «Если для них не находится ничего более продуктивного, чем Ipad, не лучше ли игра с качественным приложением, чем нытьё и скука?».

Некоторые занятые родители (действующие из лучших побуждений!) занимают детей экранами ТВ и гаджетов, чтобы малыши не требовали внимания в тот момент, когда родители не могут на них сосредоточиться. В Монтессори-школе ЛеПорт поддерживаются наилучшие пути развития ребёнка, в то же время мы осознаём, что в объективной реальности родители имеют свои потребности, включая время на отдых, восстановление сил и выполнение бесконечных списков семейных задач.

Есть семьи, для которых время у экрана вообще не является проблемой, поскольку дети слишком заняты! Они записаны на огромное количество внешкольных занятий – футбол, танцы или гимнастика, пение или игра на музыкальном инструменте, художественная школа или театр, дошкольный Кумон или занятия иностранными языками.

Почему так важно свободное время

Есть много причин, по которым мы должны предоставить детям свободное время, желательно в компании других детей в разновозрастной обстановке. Вот несколько из них для рассмотрения:

  • Дети учатся чувствовать самих себя.

Многие взрослые разочарованы недостатком увлечённости и напористости современных подростков и даже детей более младшего возраста. Они учатся в колледже, но не знают, чему посвятить жизнь. Да и как они могут, если их «самосознание» никогда не имело пространства для развития? Взрослые составляют жёсткий список необходимых дел на всё время бодрствования ребёнка, от строгого дошкольного или школьного расписания, до юношеских спортивных школ и внешкольных факультативов. Чтобы индивидуализировать себя и обрести самобытность, дети должны регулярно практиковаться в том, чтобы делать свой личный выбор, и свободное время в правильном контексте как раз предлагает такую практику.

Девочка играет с брызгами воды

  • Дети учатся взаимодействовать с другими людьми и нарабатывать социальные навыки.

В занятиях под руководством взрослого, в школе или после неё, у детей редко бывает возможность свободно взаимодействовать друг с другом. Однако тип взаимодействия «ребёнок-ребёнок», свободный от управления взрослыми, – это то, что нужно, чтобы научиться заводить дружбу и видеть последствия своего поведения (властности, стремления толкаться, дуться). Конечно, взрослые должны быть рядом, чтобы помочь детям понять и провести эксперимент. Но дело в том, что ребёнок практикуется во взаимодействии, когда им не руководят или делают это в незначительной степени. Неструктурированное время, особенно в разновозрастных группах, обеспечивает наилучшую среду, в которой дети могут попробовать разные модели поведения и приобрести навыки социального взаимодействия.

  • Дети приобретают навык самодисциплины и длительно удерживаемого внимания.

Чтобы хорошо учиться сегодня и стать успешным во взрослой жизни завтра, дети должны научиться контролировать свои импульсы, заниматься самоорганизацией и управлять своим временем. Обучение предполагает способность удерживать внимание, заниматься каким-то умственным или физическим занятием до тех пор, пока не будет достигнута цель. Эти фундаментальные навыки требуют пространства и времени для их отработки. Существует большая разница между учеником 3 класса Монтессори-школы – который умеет составлять рабочий план на неделю, самостоятельно определяет, в какой очередности выполнять задания и знает, что работа не исчезает сама собой, если её проигнорировать, – и учеником обычной школы, где взрослые на протяжении 30–45 минут диктуют детям, что они должны делать, когда, как и в каком порядке. Детям необходимо время, чтобы по-настоящему погрузиться в какую-то деятельность. Им нужно пространство, чтобы научиться навыкам самообразования и дисциплины.

Мальчик прыгает по пням

  • Эффективная практика навыков.

Все подрастающие млекопитающие играют. Почему? Потому что для млекопитающих умение приспосабливаться является необходимым для успешного существования. Есть много навыков, не являющихся врождёнными. Их надо развивать, например, ловить мышь или взбираться на дерево. То же самое в гораздо большей степени касается человеческих детей: поскольку внутренний инстинкт самосохранения в нас не превалирует над другими инстинктами, нам необходимо учиться каждому навыку, который мы используем в жизни! Детям необходимо научиться контролировать свои тела – развивать чувство равновесия, плавать, кататься на велосипеде, наливать воду, не пролив ни капли, резать овощи, хорошо держать карандаш. Им необходимо практиковать умственные навыки – от письма к чтению, от арифметики к грамматике, от пространственного воображения к построению логических аргументов. В то время как дошкольная игра сосредоточена в основном на физических навыках, старшие дети зачастую учатся многим умственным навыкам в свободной игре. Недавно я говорила с успешным инженером, который объясняет свою удивительную способность визуализировать комплексные структуры в трёх измерениях тем, что в детстве он часами свободно играл в «Лего».

В Монтессори-классах у детей есть свободное время для деятельности по собственной инициативе в тщательно подготовленной среде. Каждый день, на протяжении трёх часов утром и двух днём, дети самостоятельно выбирают, чем им заниматься. Им доступно множество Монтессори-материалов, отобранных на основании того, что кажется детям привлекательным и интересным: д-р Монтессори использовала несколько разных видов деятельности в десятках школ по всему миру и оставила лишь те, которые дети свободно выбирали из раза в раз. Таким образом, в Монтессори-классах дети обладают свободой выбора занятий и их продолжительности, а также заниматься ли им в одиночку или с товарищами. В результате они приобретают любознательность, высокую самооценку и умение делать осознанный выбор.

Мальчик рисует на мольберте

Чем дети могут заняться дома в свободное время

Если вы согласны с аргументами о важности ничем не ограниченных неструктурированных занятий, вы можете привнести их в жизнь ребёнка дома, а не только в детский сад или школу. Начните со строгого ограничения просмотра ТВ (который может оттеснить на второй план свободную активную игру) и уверенности, что ваш ребёнок не перегружен внешкольными занятиями (в нашей семье лимит – 2 вида деятельности в неделю по расписанию). Когда вы поймёте, что у вашего ребёнка появилось свободное время, вы можете воспользоваться следующими идеями:

  • Обеспечьте множество неструктурированных многофункциональных игровых материалов.
  • Лучшие игрушки могут использоваться по-разному: часто пустая коробка – это всё, что нужно ребёнку (хотя так же полезны ножницы, бумага, шнурок и палочки). Другие замечательные игрушки – это всевозможные строительные материалы, такие как «Лего», «Магформерс», вальдорфские конструкторы. Чем более игрушка разнопланова, тем лучше: дети более креативны, если вы покупаете коробку Лего для свободного строительства по сравнению с наборами, которые строятся в строгом порядке. В нашем доме все игровые наборы Лего разобраны и сложены в коробки, и я прекратила попытки собрать вместе детали даже таких сложных игрушек, как пожарная машина.
  • Обеспечьте доступ к различным художественным материалам (не заготовкам для творчества).
  • Хизер Шумейкер в своей замечательной книге «Правила нонконформиста» даёт хороший способ отличить искусство от ремесленничества: для ребёнка искусство – свободное исследование различных материалов, а ремесленничество руководимо взрослыми (то, что вы часто видите развешанным по стенам в садиках!). В Монтессори-классах дети свободно работают с большим количеством материалов. Цель – научить их творчески исследовать, а не доводить до конца некие красивые проекты. Для дошкольников искусство – это скорее процесс, а не результат. Вы можете делать то же самое дома без многочисленных инструкций. Купите мольберт с меловой доской, большие листы бумаги для рисования, карандаши и восковые мелки, покажите детям, как рисовать смываемыми красками и вытирать за собой. Дайте им доступ к цветной бумаге, ножницам, шнуркам, пене, ёршикам, бусинам, пластилину, скульптурной глине и оставьте их творить. Вы можете и должны ожидать, что они сами устранят за собой беспорядок. Для этого материалы для творчества должны находится в понятном и легкодоступном месте, дабы ребёнок мог с лёгкостью добраться до подходящих ему по размеру корзин, губок и веника, чтобы убрать за собой.
  • Отпускайте ребёнка на улицу, в идеале – с толпой друзей.
  • Многие авторы утверждают, что сегодня детям не хватает того, что творилось в прежние десятилетия, когда родители отпускали ребёнка гулять до сумерек или до звонка к ужину. Действительно, отправить ребёнка на самостоятельную прогулку сегодня очень сложно, но можно всячески поддерживать проведение свободного времени на улице. Если у вас есть двор, дошкольник с лёгкостью может там гулять, приглашайте друзей, если ему скучно и нет ни брата, ни сестры, чтобы поиграть вместе с ними. Ходите в парк в одно и то же время хотя бы неделю, и скоро ваш ребёнок найдёт себе друзей для игры. Совместно с другими родителями из школы, где учится ваш ребёнок, организуйте свободные занятия после уроков, на выходных или летом в местных парках. Подобным образом был организован пикник для 6-летних девочек в школе моей дочери. Это не только понравилось детям, но и родители смогли увидеть, как их дети общаются друг с другом в свободной обстановке. После таких наблюдений я стала лучше понимать свою дочь.
  • Создайте уютные уголки для чтения и положите туда красиво иллюстрированные книги.
  • Тренируйте концентрацию.

Два счастливых ребенка смеются и играют

Если ребёнку трудно проводить время за какой-либо деятельностью без вмешательства взрослых, не пытайтесь сделать слишком много за один раз. Помните, что концентрация сама по себе является приобретённым навыком, и ищите возможность развить его. Это потребует дополнительного времени. Нужно быть готовым, что во время первых игр в «Лего» ребёнок прервёт вас несколько раз и будет расстроен тем, что вас нет рядом. Но, если вы постепенно выведите ребёнка из сферы своего внимания, в конце концов он научится заниматься долго без вашего вмешательства.

Если вы ответственный родитель, то очень легко погрузиться в водоворот перегруженного распорядка дня. А когда вы заняты или устали, и ребёнок скучает – легко включить айпад или ТВ. Однако из этой статьи вы узнали, сколько плюсов получает ребёнок от свободной и незапланированной игры, так почему бы не попробовать?

Перевод: Ефимова Евгения, Иванова Надежда

Евгения Ефимова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.