Вход
Дед Мороз: правда и вымысел

Поговорим про Деда Мороза ещё раз

И снова наступило это время: время, посвящённое семье, друзьям, празднованию и традициям. Какие же Новый год и Рождество без Деда Мороза? И какой Дед Мороз без очередного бурного обсуждения среди Монтессори-сообщества. Что ж, похоже, к этой теме придётся вернуться.

Как многие из вас помнят, в прошлой статье я уже касалась этой животрепещущей темы: говорить ли детям правду о существовании Деда Мороза? Мария Монтессори считала, что рассказывать детям о новогоднем волшебнике, и позволять им верить, что он существует на самом деле – неправильно, и в будущем, когда они узнают правду, это заронит у них сомнение в словах взрослых. Я тоже придерживаюсь похожей точки зрения, и никогда не говорю своим детям, что Дед Мороз реален или что это он приносит подарки.

Тот пост вызвал много неоднозначных откликов. Некоторые люди со мной соглашались, а некоторые настаивали на том, что без веры в Деда Мороза дети лишатся магии Нового года и Рождества. В той записи (советую прочитать её, если вы этого ещё не сделали) я привожу много разных историй и фактов, которые можно рассказать вашим детям, в том числе о Николае Чудотворце и истоках многих новогодних и рождественских традиций.

Вернуться к этой теме меня побудил комментарий от одного уязвлённого родителя.

Случилось вот что: преподаватель в Монтессори-школе во время урока сказал детям, что Деда Мороза не существует. Разумеется, родителей это расстроило; один из них написал о случившемся в свой блог, а его читатели дали ему ссылку на мой пост об этом персонаже. После прочтения статьи он написал комментарий, в котором поделился своей историей, и написал следующее:

«Я вот что хочу сказать... в связи с тем, что обучение по методу Монтессори начинается в юном возрасте, Монтессори-школы должны заранее сообщать о своей политике по этому вопросу. Раскрытие информации подобного рода следует оставлять родителям, а если школы так не считают, то, по крайней мере, об этом нужно предупреждать с самого начала».

И хотя я лично считаю, что не стоит заставлять детей верить в реальность Деда Мороза, но то, что сказал этот отец абсолютно верно. Рассказывать детям правду об этом персонаже – это задача не учителей или директора школы. Это дело родителей.

Родители как главные учителя

Дед Мороз

Рассказывать детям правду об этом персонаже – это задача не учителей или директора школы. Это дело родителей.

В одной из Монтессори-школ, в которой я работала, мы выдавали родителям каждого нового ученика специальное руководство. В нём не было ничего необычного, просто рассматривались темы дисциплины, пропусков занятий и ожиданий от родителей и учеников. Но на самой первой странице заглавными буквами было напечатано:

«Мы верим в то, что родители несут основную ответственность за воспитание своих детей, и поддерживаем это».

Я часто читала эту фразу, но не могла её до конца понять – тогда у меня ещё не было своих детей. Я думала: «Но ведь именно мы занимаемся обучением детей, а в некоторых случаях дети даже проводят в школе больше времени, чем дома. Почему же родителей называют главными учителями?»

Мне понадобилось много времени – и рождение своих двоих детишек – чтобы понять суть этого утверждения. Ещё до того, как ребёнок появится на свет, родители (или родитель) задают тон будущему дому: они выбирают одежду, игрушки, еду, книги. Они говорят с малышом и поют ему песни, рассказывают сказки и весело проводят с ним время.

Но самое важное, родитель для ребёнка – это образец для подражания, именно наблюдая за родителем, ребёнок учится честности, храбрости, любви, доброте и другим положительным качествам. Не всегда этот опыт положителен, но эффект от него долговечен и оказывает большое влияние на будущее.

Если, как говорят учёные, личность и характер ребёнка окончательно сформированы уже к 5 годам, тогда к тому времени, как дети приходят в начальную школу, большая часть работы уже проделана. Конечно, в моих силах помочь им учиться и расти, но всё, что они узнают от меня, померкнет в сравнении с тем, сколько они узнали от своих родителей.

Роль учителей и родителей

Есть много тем, про которые учитель может рассказать родителям. Родители часто признательны за информацию, и даже сами приходят посоветоваться. Школы могут и должны организовывать родительские собрания: большинство родителей хотели бы знать о том, как Монтессори-педагоги относятся ко многим вещам.

Но что бы ни думали учителя, окончательное решение о том, что происходит дома, остаётся за родителем. Это касается любых аспектов воспитания: и дисциплины, и питания, и семейных традиций. Учителю не только не пристало принимать решения за родителей, но в связи с тем, что для многих родителей подобные темы являются интимными, иногда им тяжело даже просто выслушать противоположную точку зрения. Работникам школы стоит быть деликатными.

У родителей тоже есть обязанности. Когда их ребёнок посещает Монтессори-школу, они должны читать книги и журналы, освещающие Монтессори-темы, посещать родительские собрания и консультироваться с учителем, если у них возникают вопросы или им что-то непонятно. Но даже несмотря на это, иногда им придётся принимать решения, которые не совпадают с тем, что считает правильным учитель.

Подготовьтесь к тому, что ребёнок узнает правду

Дед Мороз

Мария Монтессори не имела ничего против того, чтобы дети фантазировали, или воображения как такового. Однако она говорила, что пока дети не научатся в полной мере осознавать реальность, не стоит их знакомить с миром фантазий.

Родители, которые выбирают праздновать Новый год и Рождество с Дедом Морозом, должны быть готовы к тому, что ребёнок может узнать правду в любое время (надо надеяться, что не от учителя). Но что можно сделать, если одноклассник, сосед или даже старшие брат или сестра решат открыть ему эту тайну? Многие дети именно так и узнают правду, и это может очень сильно их расстроить.

Всё, что вы можете – это подготовиться: обдумать, что вы будете говорить, когда ваш ребёнок прибежит к вам в слезах, желая узнать, существует ли Дед Мороз на самом деле. Даже самый простой план, обдуманный заранее, поможет вам лучше разрешить эту ситуацию. Или когда он достигнет определённого возраста, вы можете сами рассказать ему правду так, чтобы она его не ранила.

И напоследок: вера в Деда Мороза не развивает воображение ребёнка, ведь он не придумывают его, он считает, что этот персонаж действительно существует. Да, эта вера может привести к увеличению энтузиазма, но воображение она не развивает. То, что ребёнок не верит в Деда Мороза, не означает, что у него нет воображения. Дед Мороз и воображение вообще никак не связаны, хотя многие люди путают их друг с другом.

Монтессори не отрицает воображение

Также я хочу отметить, что Мария Монтессори не имела ничего против того, чтобы дети фантазировали, или воображения как такового. Напротив, она понимала, что воображение (умение представить что-то, чего пока не существует) – это одна из самых сильных сторон человеческого разума.

Однако она говорила, что пока дети не научатся в полной мере осознавать реальность, не стоит их знакомить с миром фантазий. Судя по всему, это одно из самых популярных заблуждений об учении Монтессори, так что я повторю ещё раз:

«Мария Монтессори и Монтессори-методика не отрицают воображение, и те, кто говорит подобное, ошибаются или пытаются ввести других в заблуждение».

Жду ваших размышлений в комментариях, и, как и всегда, приветствуются все точки зрения. Неважно, во что мы верим, мы всегда можем научиться друг у друга чему-то новому.

Лори Борн, Монтессори-педагог

Источник: www.blog.montessoriforeveryone.com

Перевод: Евгения Чепурина, Юлия Бараблина

Евгения Ефимова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.