Вход
воспитанные дети

Такт и учтивость: по ту сторону «пожалуйста» и «спасибо»

Несколько недель назад я заселялась в отель, однако узнала, что моя комната ещё не готова. Неподалёку прошлым вечером проходил концерт поп-музыки, на который отправились в основном мамы с дочерьми. Видимо, после концерта мамы направились в бар, в то время как их тинейджеры принялись громить свои гостиничные номера, включать громко музыку и бешено носиться по коридорам до трёх часов ночи. На следующее утро горничные устраняли последствия мусорного цунами: помада на зеркалах; постели, превращённые в вигвамы, и грязь повсюду. Пока я сидела в лобби-баре, созерцая это варварское поведение, я спросила себя: как такое случилось?

Родители хотят, чтобы дети были вежливы, добры и воспитаны. Но что должно этому способствовать? Млекопитающие, в особенности люди, обучаются социально. Мы получаем знания из окружающей нас среды и от других людей, особенно от тех, кого мы любим. К сожалению, наблюдая за другими, мы усваиваем привычки, как приемлемые в обществе, так и неприемлемые.

Если вы хотите чему-то научить ребёнка или хотите, чтобы он вёл себя определённым образом, вам нужно сделать несколько вещей. Прежде всего следует смоделировать ситуацию, потом показать ему или ей, как это делается, предложив массу вариантов для закрепления навыка, и, наконец, научить его быть ответственным.

Во-первых, моделирование. В ранние годы жизни мы учимся, воспринимая чувственные впечатления от окружающего мира. Набор нейронных связей позволяет нам запоминать то, что мы видим. Ребёнок наблюдает за тем, что делают другие люди, и пытается это повторить. Исследования показывают, что мимикрия усиливает просоциальное поведение уже у самых маленьких детей (1). Если вы хотите, чтобы дети дожидались своей очереди, чтобы вступить в разговор, ведите себя так же. Если вы хотите, чтобы ребёнок сидел за столом во время ужина, выключите мобильный телефон и сами оставайтесь на месте.

Во-вторых, практика. Подумайте о том, чему вы хотите обучить ребёнка, всё что угодно: начиная с того, когда и как говорить «извините», как говорить с бабушкой по телефону, необходимость придержать дверь тому, у кого руки заняты сумками, и заканчивая тем, как вести себя в ресторане, театре, в самолёте и отеле. Мы, Монтессори, называем это адаптацией к культуре (2). Делайте это постепенно, у вас будет много лет, чтобы воспитать эти привычки. Начните с простых каждодневных вещей: «В нашей семье, когда мы чихаем, то прикрываемся рукавом. Смотри, как я это делаю. Теперь твой черёд».

Другие примеры: для маленького ребёнка – поставить свой стул на место, когда он встаёт из-за стола; для школьника – уроки того, как мы относимся к тем, кто от нас отличается; для подростка – правила того, как вести себя за рулём.

После того, как вы освоили моделирование и практику, приучите ребёнка быть ответственным. Если вы будете использовать побудительные интонации, это поможет ребёнку самому понять, как исправить ошибки.

Некоторые примеры

Для маленьких детей – «Как только ты вернёшься к столу и поставишь на место свой стул, ты можешь идти».

Для школьника – «Прежде чем мы пойдём к соседям извиняться за твой проступок, расскажи, как ты намерен искупить вину, ведь это важнейшая часть извинений».

Для подростка (отец, смотря на штраф за эсэмэски за рулём) – «Что теперь стало с твоим телефоном и ключами от машины?».

И, наконец, помните, что ваши дети и правда хотят всему этому научиться. Так они чувствуют себя способными и подготовленными к обществу.

Автор: Донохью Шортбридж

Опубликовано в журнале: Montessori Life, Spring 2016

 Ссылки:

  1. Carpenter, M., Uebel, J. & Tomasello, M. (September/October 2013). Being mimicked increases prosocial behavior in 18-month-old infants. Child Development, 84(5), 1511–1518.
  2. Montessori, M. (1964). The Montessori method. New York: Schocken Books. p. 217.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.