Вход
Усадьба в Ясной Поляне

Татьяна Сухотина-Толстая и опыт Монтессори в Ясной Поляне

Широко известно, что первый отечественный детский сад Монтессори появился в начале XX века в Санкт-Петербурге под руководством Юлии Фаусек. Но мало кто знает, что примерно в это же время появилась школа в Ясной Поляне, где Татьяна Сухотина-Толстая успешно воспитывала сельских детей по системе итальянского педагога. Полученный ею опыт дошёл до нас благодаря книге «Мария Монтессори и новое воспитание».

Интерес к системе Марии Монтессори у дочери Льва Толстого появился отнюдь не случайно. Великого русского писателя волновал вопрос свободного воспитания детей. Лев Толстой был уверен, что любое познание должно быть свободным, потому что иначе «активность, самодеятельность, последовательность, систематичность и все остальные правила традиционной классической педагогики не имеют силы, лишаются смысла и значения».

Известно, что Лев Толстой высоко ценил деятельность Марии Монтессори. Благодаря отцовскому интересу Татьяна Сухотина-Толстая посетила Рим, где познакомилась с выдающейся основательницей нового педагогического метода. В 1916 году под впечатлением от поездки дочь писателя организовала в Ясной Поляне регулярные занятия с сельскими детьми по принципу Марии Монтессори. Свой опыт Татьяна Сухотина-Толстая подробно изложила в небольшой книге «Мария Монтессори и новое воспитание».

Особое внимание автор уделила работе детей с дидактическим материалом. Рамки с пуговицами, кнопками, крючками и лентами по образцу итальянских изготавливались из подручных средств. Наставница не без удовольствия отмечала, как воспитанники самостоятельно выбирали занятие по душе. Кому-то больше нравилось шнуровать, а кому-то – застёгивать пуговицы. Почти никто не бросал начатое. Каждый ребёнок работал с удовольствием и интересом.

Татьяна Сухотина-Толстая ставила метод Монтессори выше обучения в традиционных школах. Она отметила, что во время лекции тренируется лишь слуховая память ребёнка, тогда как работа с учебным материалом развивает зрительную и осязательную память. К тому же занятия в школах Монтессори учат детей не бояться ошибок, ведь наставник никогда не будет назойливо прерывать занятие, если воспитанник сделает что-то не так. Совокупность этих мелких, но важных деталей, по мнению автора, создаёт творческую рабочую среду, где легко могут раскрыться способности каждого ребёнка.

На основе наблюдений Татьяна Сухотина-Толстая пришла к важному выводу: свобода – залог успешного воспитания детей. Автор книги заключает: «Принцип свободы и уважения к личности, за который борется Монтессори, признается всем передовым человечеством. И мы не имеем права лишать ребёнка тех преимуществ, которые даёт этот принцип и на которые, как всякий другой член общества, имеет право и ребёнок».

Несмотря на то, что школа в Ясной Поляне так и осталась локальным явлением, наблюдения Татьяны Сухотиной-Толстой имеют большую теоретическую ценность. Она одна из первых в России доказала на своём примере универсальность педагогического метода Монтессори. Сегодня, когда классическая система образования переживает не лучшие времена, опыт Татьяны Сухотиной-Толстой может составить хорошую помощь многим учителям и родителям.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.