Вход
терминология Монтессори

Терминология Монтессори

Доктор Мария Монтессори ввела много новых терминов и понятий для описания того, как ребёнок растёт и учится. Ниже даны определения некоторых наиболее распространённых слов и фраз.

Впитывающий разум. С рождения и примерно до 6 лет ребёнок переживает время интенсивной умственной активности, которая позволяет ему «впитывать», обучаясь через окружающую среду без сознательных усилий, естественно и спонтанно. Узнать об этом больше можно здесь.

Casa dei Bambini в переводе с итальянского – «дом ребёнка», так же называлась первая школа, основанная Монтессори.

Дом ребёнка. Во многих школах Монтессори это название комнаты для детей от 2,5–3 до 6 лет; в других школах помещение для детей этого возраста называется Casa – подготовительная или начальная школа. Иногда этот термин используют для обозначения школы в целом.

От конкретного к абстрактному. Логическое, соответствующее уровню развития поступательное движение, позволяющее ребёнку прийти к пониманию абстрактного выражения какой-либо идеи, с которой он впервые соприкасается в конкретной форме, например, с идеей десятичной системы, запоминание которой происходит посредством работы с «золотыми бусами», сгруппированными в комплект по 10, 100, 1 000.

Контроль ошибок. Монтессори материалы сделаны так, чтобы ребёнок получал отклик на свои действия тут же, что позволяет ему распознавать, корректировать и учиться на своих ошибках без помощи взрослых. Контроль над собственными действиями, осуществляемый самим ребёнком, повышает его самооценку и мотивацию так же, как и его обучаемость. Узнать об этом больше можно здесь.

космическое воспитание в методе Монтессори

Космическое воспитание. Мария Монтессори настаивала на том, что детям нужно дать элементарное «видение Вселенной», чтобы помочь им понять, как все части космоса взаимосвязаны и взаимозависимы. В Монтессори школах дети в возрасте 6–12 лет начинают с изучения Вселенной, галактик, нашей галактики, нашей Солнечной системы, планеты Земля – всего, чтобы было до их рождения и сделало их жизнь возможной. С развитием уважения к событиям прошлого они начинают более внимательно относиться к собственной роли и ответственности в глобальном обществе и сейчас, и в будущем. Узнать об этом больше можно здесь.

Дидактические материалы. Дидактический означает «созданный или предназначенный учить». Это специально сделанные обучающие материалы – многие из них придуманы Марией Монтессори, – используемые в классах Монтессори. Дидактические материалы «Монтессори.Дети» вы можете найти здесь

Монтессори-гид или Монтессори-педагог. Исторически сложившееся обозначение для главного учителя в Монтессори-классе, некоторые школы до сих называют главного учителя гидом. В Монтессори-образовании роль инструктора сводится к тому, чтобы направлять и вести каждого ребёнка к осознанным действиям, основанным на наблюдениях инструктора за его готовностью. Ребёнок развивает свои собственные знания посредством тактильного обучения при помощи тех дидактических материалов, которые выбирает сам.

Erdkinder (Эрдкиндер). В переводе с немецкого – «ребёнок земли». Этот термин описывает обучающую Монтессори-среду для подростков в возрасте 12–15 лет, которая позволяет им общаться с природой и поощряет их к созданию собственного сообщества; часто устроена как школа-ферма. Узнать об этом больше можно здесь.

Любезность и вежливость. Детей обучают формальным социальным навыкам, которые они будут использовать в течение жизни, например, говорить «пожалуйста» и «спасибо», вмешиваться в разговоры вежливо, просить, нежели требовать помощи, и встречать гостей тепло.

Монтессори. Термин может относиться к доктору Марии Монтессори, создателю метода Монтессори-обучения, или к самому этому методу.

Nido (Нидо). В переводе с итальянского – «гнездо», так называют Монтессори-среду для младенцев в возрасте 2–14 месяцев.

Нормализация. Естественный, или «нормальный», процесс развития, отмеченный любовью к делу, концентрацией, самодисциплиной и радостью исполнения. Доктор Монтессори полагала, что процесс нормализации характеризует человеческое существо в любом возрасте.

Нормализующее событие. В подготовленной среде Монтессори-класса дети переживают нормализующее событие каждый раз, как завершается базовый цикл деятельности, который включает в себя: 1) выбор деятельности; 2) её окончание и возвращение материалов на место; 3) чувство удовлетворения.

Уровни развития. Четыре основных периода роста, развития и обучения, которые надстраиваются друг над другом по мере того, как дети и подростки преодолевают их: от 0 до 6 лет (период впитывающего разума); 6–12 лет (период размышления и абстракции); 12–18 лет (период, когда подросток конструирует «общественное Я», вырабатывая моральные ценности и становясь эмоционально самостоятельным); 18–24 года (период, когда молодой взрослый конструирует понимание себя и осознаёт своё место в мире).

Практическая жизнь. Монтессори-термин, заключающий в себе: внутреннюю работу, поддерживающую домашнюю и классную среду; заботу о себе и личную гигиену; любезность и вежливость. Навыки практической жизни очень интересуют маленьких детей и закладывают основу для позднейшего отвлечённого обучения. Узнать об этом больше можно здесь

Практические навыки. Маленькие дети в Монтессори-классах учатся заботиться о себе и об окружающей среде посредством таких действий, как мытьё рук, вытирание пыли и мытье полов. Такие действия учат детей в Toddler (Тоддлер) и начальной школе работать самостоятельно, развивают концентрацию, подготовляют к позднейшему обучению чтению и счёту; старшие дети участвуют в более сложных действиях.

подготовленная среда

Подготовленная среда. Учитель подготавливает среду в Монтессори-классе при помощи хорошо отобранных, эстетически привлекательных материалов, которые расположены последовательно, чтобы обеспечить потребности развития детей, использующих это пространство. Хорошо подготовленная Монтессори-среда включает: соразмерную мебель, полный комплект Монтессори-материалов и достаточно места, чтобы ребёнок мог мирно работать в одиночестве, в малой или большой группе. Узнать об этом больше можно здесь. 

Начальные классы. В некоторых Монтессори-школах это классы для детей в возрасте от 3 до 6 лет; однако Американское Общество Монтессори использует термин «раннее детство» и определяет его в рамках от 2,5 до 6 лет.

Сензитивный период. Важнейший период в человеческом развитии, когда ребёнок готов биологически к приобретению специфических навыков и способностей – таких, как использование языка или чувство порядка, – и потому особенно восприимчив к стимулам, которые способствуют развитию этих навыков. Монтессори-учитель подготавливает среду, чтобы обеспечить потребности развития в каждом из сензитивных периодов. Узнать об этом больше можно здесь

Сенсорные упражнения. Эти упражнения развивают и совершенствуют 5 чувств – зрение, слух, тактильность, вкус и обоняние – и закладывают основы речи, письма и счёта через использование сенсорных материалов. Упражнения также вносят порядок в поток чувственных ощущений, всё возрастающий с момента рождения ребёнка.

трёхступенчатый урок

Трёхступенчатый урок. Техника представления информации ребёнку, состоящая из трёх этапов. На первом этапе – вводном, или этапе называния, – учитель демонстрирует «что это такое» (учитель может сказать: «Это гора», показывая её на 3D-карте). На втором этапе – ассоциативном, или этапе узнавания, – учитель просит ребёнка «показать» то, что только что было названо («Покажи мне гору»). Наконец, на этапе вспоминания учитель просит ребёнка назвать объект или область. Движение от новой информации через её пассивное воспроизведение к активной идентификации закрепляет знания ребёнка и демонстрирует его мастерство.

Работа. Сознательная активность. Мария Монтессори полагала, что дети учатся посредством осознанных действий, которые выбирают сами; в Монтессори-школах всю деятельность детей называют «работой».

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.