Вход
Монтессори-материал тепловые таблички

Знакомимся с Монтессори-материалами: тепловые таблички

При воздействии на кожу предметов, температура которых отличается от исходной температуры кожи, проявляются субъективные ощущения тепла или холода. Ощущение относительной температуры играет существенную роль в терморегуляции, оно помогает поддерживать постоянную температуру у теплокровных организмов. Температурные впечатления складываются из отдельных субъективных ощущений холода и тепла. В Монтессори-среде тепловые ощущения развивает такой Монтессори-материал, как тепловые таблички.

Тепловое ощущение возникает от контакта с предметом, температура которого выше температуры тела, при раздражении специальных тепловых рецепторов кожи. Ощущение холода, соответственно, возникает от контакта с предметом, у которого температура ниже температуры тела, при раздражении холодовых рецепторов кожи.

Температурные впечатления субъективны и находятся в зависимости не только от конкретной температуры предмета, но и от его удельной теплоёмкости. Дерево и железо, даже будучи одинаковой температуры, всё равно могут вызвать разные тепловые ощущения при сравнивании: железо может казаться более горячим, чем стекло, но более холодным, чем дерево.

Тепловые таблички

Тепловые таблички

Материал достаточно прост и представляет собой деревянный ящик с крышкой и шестью отделениями, в которых хранятся шесть пар табличек из материалов с разной удельной теплоёмкостью: дерево, стекло, пробка, мрамор, сталь, войлок. © maras.lv

Материал достаточно прост и представляет собой деревянный ящик с крышкой и шестью отделениями, в которых хранятся шесть пар табличек из материалов с разной удельной теплоёмкостью: дерево, стекло, пробка, мрамор, сталь, войлок.

Если ребёнок выражает желание работать с этим материалом, мы предлагаем ему вымыть руки, но освежать подушечки пальцев в этом материале нет необходимости, так как тепловые впечатления лучше проявляются на запястьях. Поэтому предлагаем сделать более чувствительными именно запястья, просто энергично потерев их о свою одежду.

В этом материале ребёнок также разбирает образцы материалов сначала по парам, закрыв глаза и ориентируясь исключительно на свои тепловые впечатления, а затем выполняя более сложное упражнение, в котором градуирует материалы в соответствии со степенью ощущения тепла/холода. Ребёнок самостоятельно контролирует правильность выполнения задания, сняв повязку он может проверить визуально правильность подбора пар.

Языковые понятия вводятся, когда ребёнок уже достаточно много поработал с материалом, но до презентации градуирования. Даём ребёнку названия материалов, из которых сделаны таблички: сталь, мрамор, стекло, дерево, пробка, фетр, войлок.

Тепловые таблички

К этому материалу хорошо подключаются игры на память, такие как подбор пар на расстоянии и градуирование на расстоянии. © topic.com.pl

К этому материалу хорошо подключаются игры на память, такие как подбор пар на расстоянии и градуирование на расстоянии, причём в этих играх определять температурные отношения можно не только запястьями, но и босыми ногами, но также с повязкой на глазах. В дальнейшем ребёнок может выйти на улицу, разуться там и ногами прочувствовать тепло/холод различных уличных предметов.

В результате работы с тепловыми табличками ребёнок обостряет свои температурные ощущения. Кроме того, он понимает, что различные предметы имеют субъективно разную температуру в зависимости от их физических свойств (способности проводить тепло). Мы не даём определений, ребёнок определяется с понятиями пока только на сенсорном уровне, но приобретённые впечатления он использует позже, как сенсорную базу к более серьёзным понятиям и знаниям.

Оптимальный возраст начала работы с материалом – 4 года.

Фото: maras.lv

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.