Вход
учим ребёнка договариваться

Как договориться в песочнице?

Если я спрошу, что делают дети в песочнице, все ответят: играют с песком. И в чём-то будут правы! Но, если присмотреться повнимательнее, то станет видно, что игра с песком – это способ научить ребёнка взаимодействовать с другими детьми.

Такую картинку можно увидеть в каждом дворе, где есть песочница: полная песочница детей со своими ведёрками, совочками, машинками, а вокруг стоят мамы, папы, бабушки, почти все занятые разговорами по телефону или друг с другом. Но вдруг раздаётся крик или плач, все забегали, начали искать виноватых. А когда виновный найден, начинаются взаимные упрёки и обвинения в адрес детей и плохо их воспитывающих родителей.

Часто на семинарах для родителей мы обсуждаем такие ситуации, все с воодушевлением рассказывают о своём опыте поведения в таких ситуациях, и, конечно, просят рассудить, кто прав, кто виноват. Я задаю такие вопросы:

  • «Если все были заняты общением не с ребёнком, могли ли они видеть, что на самом деле произошло?»;
  • «Откуда вы могли знать, что стало причиной крика и слёз, и на самом ли деле плакал тот, кого обидели?»;
  • «Если я не наблюдала за детьми и сама не видела своими глазами, как разворачивались события, могу ли я правильно рассудить?».

Со стороны родителей всегда один вопрос: «А что делать? Вообще не реагировать?» Конечно, реагировать, но как!

Что мы увидели? Плачущего или кричащего ребёнка. Зачастую это крик от обиды: забрали его вещи или сломали домик. А может, ему не дают то, что он хочет, возможно, его стукнули. Взрослые для малышей – гарант безопасности, понимания и сочувствия. «Тебе обидно, что … Давай подумаем, как надо поступить».

Но чтобы такие ситуации не повторялись, пока ваш малыш только учится взаимодействовать с детьми, стоит уделить время этой сложной науке – «умению договариваться». А начинается всё дома, на своём примере. То, как вы договариваетесь с ребёнком, станет примером для взаимодействия вашего малыша в песочнице, и не только.

Самое главное, родители должны понять, что ребёнок имеет право не соглашаться, не делиться; только проявлять своё несогласие надо научить. Проявление агрессии – это самая первая реакция несогласия ребёнка (оттолкнуть, стукнуть, забрать). Задача родителей – научить реагировать по-другому. Если я хочу взять чужое, я попрошу, а если не дадут – приму это.

Пока ребёнок не умеет говорить, все просьбы и отказы проговаривают родители: «Маша, ты хочешь поиграть машинкой Пети, давай у него спросим. Петя можно поиграть твоей машинкой?». Если Петя не хочет, мама Пети проговаривает: «Петя хочет играть сам». Мама Маши проговаривает: «Петя не хочет давать тебе машинку, давай попросим разрешения поиграть вместе с ним (или посмотреть, как он играет)». Если вы взяли свои игрушки на улицу, то вам стоит придумать такую игру, которая заинтересовала бы и Петю, и Машу, и вот в этот момент: «Маша, пригласим Петю с нами поиграть, да?». И даже если Петя не будет с вами играть, вы уже начали показывать вашему малышу, как можно договариваться. А дальше всё зависит от вашего терпения и желания.

Харитина Шадрина

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.