Вход
уровни послушания ребёнка

Три уровня послушания

«Твёрдость и послушание – две стороны одной медали», – Антуан де Сент-Экзюпери.

Мы, взрослые, ожидаем от ребёнка послушания. Часто мы хотим, чтобы он просто делал то, что нужно именно нам, потому как цели наши правильные и мы хотим, чтобы наши дети понимали и осознавали это. Но нужно задать себе вопрос: а может ли ребёнок нас слушаться в принципе? Способен ли он в любой момент времени это делать? Нужно отдавать себе отчёт, что послушание – это способность, которая развивается с течением времени. Это функция, которая не может быть постоянной. И эта способность непосредственно связана с возможностью ребёнка контролировать своё поведение, то есть самоконтролем. А самоконтроль, в свою очередь – волевое действие.

Каким же образом мы можем способствовать воспитанию детей, которые смогут самостоятельно контролировать себя, одновременно принимая авторитет взрослого и при этом не теряя самостоятельности мышления? Как провести их от «упрямого своеволия» к сформировавшейся воле, необходимой, чтобы следовать своему курсу в сложностях уже взрослой жизни? И как помочь детям уже в начале жизненного пути обрести умение свободного выбора созидательной деятельности в совокупности с возможностями высокой концентрированности на ней, невзирая на внешние помехи, которые так и норовят отвлечь неокрепшее ещё хрупкое детское внимание? Какие этапы проходит способность к послушанию?

Важно понимать законы развития ребёнка и не пытаться спорить с его природой, чётко представляя, на каком уровне послушания ребёнок может находиться в данный момент времени. Нужно создать условия, в которых воля ребёнка будет развиваться наиболее продуктивно. А воля развивается в тот момент, когда ребёнок САМ выбирает действие.

Концепт послушания взаимосвязан с понятиями свобода и дисциплина. Настоящее послушание возникает изнутри, и оно не может проявляется как ответ на внешнее давление. Важно усвоить, что послушание и подавление – понятия глубоко различные.

Постулат «хороший ребёнок – послушный ребёнок» предусматривает появление послушания через путь подчинения, что является тупиком, поскольку ведёт к конформности (приспособленчеству). Послушание гораздо продуктивнее рассматривать как свойство человека, которое в принципе необходимо для существования общества. Это качество вовсе не даётся при рождении, но его можно и нужно развивать.

ребенок слушается маму

Первый уровень послушания (чаще до 3 лет)

Иногда ребёнок может слушаться, иногда – нет. Ребёнок ещё просто не готов к полному послушанию. Он, возможно, и хотел бы слушаться, да не может пока: к этому не готова его психическая структура. Он ещё находится во власти своих импульсов, они подталкивают его к действию. Когда он научится сдерживать и контролировать их, то из его спонтанности вырастет воля и осознанность действий.

До трёх лет ребёнок не может повиноваться, если полученный им приказ не соответствует одному из его жизненных устремлений. Это происходит потому, что его формирование ещё не закончено. Он занят бессознательным формированием механизмов, нужных его личности. Он ещё не достиг того уровня, когда он может осознанно управлять своими пожеланиями. Уметь управлять собой – значит достичь нового уровня развития. Чаще всего взрослые, у которых в семьях есть маленькие дети, безотчётно принимают тот факт, что не стоит ждать послушания от двухлетнего ребёнка. Но даже и после трёх лет он не может ВДРУГ раз… и начать действовать согласно воле другого, пусть даже и родного, пусть даже и авторитетного человека, которому он доверяет. И так же не может ещё уловить причину, почему он должен делать то, что мы требуем от него. Он может слушаться лишь в том случае, если внешние пожелания совпадают с его внутренними устремлениями. Поэтому нужно несколько раз подумать, прежде отдавать ребёнку распоряжение, сможет ли он в принципе выполнить его.

Если описать происходящее на языке нейрофизиологии, то ребёнок находится под властью инстинктов и рефлексов. Его поведение управляемо на уровне базовых внутренних программ, изначально заложенными в него природой. Это ещё мозг «действий», поэтому многое на этой стадии завязано на двигательных активностях. Развитие мозга в этом периоде сильно зависит от движений разнообразного характера и от сенсорного опыта ребёнка, особенно тактильного, вестибулярного и мышечно-суставного (проприоцептивного). Эта первая доминанта – стриопаллидарная система головного мозга.

Внешне послушание ребёнка на этой стадии зависит, прежде всего, от проявления ростков его воли, а развиться она может только в процессе эксплуатации. Прорасти она может только изнутри, поддерживаемая постоянными тренировками. Воля в данном случае прежде всего проявляется в развитии способности самоконтроля своих произвольных двигательных импульсов.

Читать вторую часть: Второй и третий уровни послушания

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.