Вход
вопросы социализации детей

Надо ли учить ребёнка общаться с другими людьми. Часть 1

Мы собрали вопросы читателей в наших группах в социальных сетях на тему «Социализация детей» и задали их Эдварду Креймеру, директору по образованию ММЦ «Отрада» (имеет диплом Американской ассоциации Монтессори, 9 лет преподавал в штате Миннесота).

Перед вами ответы нашего эксперта, в которых разбираются как общие, так и конкретные ситуации.

  1. Скажите, пожалуйста, с какого возраста ребёнку требуется регулярное общение со сверстниками?

– Я бы начал с того, что многие сосредотачивают внимание на общении со сверстниками, детьми одного возраста. Но я думаю, что для детей так же важно иметь в окружении детей старшего и младшего возраста, чтобы видеть контрасты в жизни. Когда начать социализацию? У детей есть естественная тенденция к концентрации на внутреннем мире в младшем возрасте. Конечно, все дети разные, но до определённого возраста они эгоистичны и так должно быть. Им нужно быть эгоистичными: думать о собственном развитии и получать то, что они хотят. Это в каком-то смысле их генетическая программа. Но это не тот же эгоизм, который мы понимаем, будучи взрослыми. Дети находятся на другом уровне развития, за эгоизмом детей стоят определённые цели, это не эгоизм ради эгоизма. Ребёнок очень сфокусирован на своей работе, на работе взросления. И я бы сказал, что социализация в любом возрасте – это хорошо, но ваши ожидания как взрослого должны быть разными на разных этапах. Например, вы идёте с вашим ребёнком на игровую площадку и ему три с половиной – четыре года. Не ожидайте, что он начнёт налаживать связи с другими детьми, становиться с ними друзьями и прочее. Может быть это не то, что ему интересно. Дружба, желание делиться – ценности, которые есть у нас как у взрослых. Мы пытаемся навязать их детям, и дети могут «натренировать» в себе эти навыки. «Ты должен делиться, тебе надо дать это другому ребёнку», или «тебе нужно делать то-то и то-то». Но они ещё могут быть неспособны понять, что это значит на самом деле. Поэтому родители должны ждать разного поведения от детей в разном возрасте. Возвращаясь к изначальному вопросу: здесь нет лёгкого ответа, потому что все дети разные, и вам следует смотреть на определённые вещи в разном возрасте. Я уверен, что есть ресурсы, которые помогут распознать этапы развития и затем попытаться следовать за ребёнком. Нет однозначного ответа на такой вопрос.

Научить детей общаться

  1. Подскажите, если ребёнку 1 год и 3 месяца, и он стесняется других детей, может ли это быть из-за того, что он мало общается с другими малышами? Или в таком возрасте ещё рано переживать из-за этого?

– Этому может быть множество причин. Зависит от вашего восприятия как взрослого: может быть, если вы придаёте так много значения персоне другого ребёнка. Для него происходящее просто странно. Как я уже сказал в ответе на предыдущий вопрос, дети иногда сфокусированы на себе и на отношениях с вами. И если вы пытаетесь наладить контакт одного ребёнка с другим, это может смутить их. Есть и множество других причин. Может быть, ребёнку просто это неинтересно или просто странно, что вы подталкиваете его к дружбе с другим ребёнком. Я думаю, что стоит обратить внимание на своё поведение: если вы не будете обращать много внимания на других детей, а будете просто наблюдать за тем, чтобы было комфортно вашему ребёнку, то вы дадите ему органично развиваться. В нас эволюционно заложены механизмы, которые позволяют нам контактировать с другими людьми, нам дано естественное положение вещей. Поэтому как взрослый не пытайтесь слишком контролировать естественное положение вещей. Зачастую дети склонны социализироваться самостоятельно. Поэтому я бы задумался над созданием среды, в которой они могут взаимодействовать с другими детьми, делая самостоятельный выбор в пользу этого. А если это вынужденное взаимодействие, есть вероятность, что ребёнок почувствует и не захочет этого делать.

– А если, например, ребёнок охотнее общается со взрослыми, нежели с другими детьми?

– Если такое происходит, то потому, что при общении со взрослыми созданы более благоприятные условия. Взрослые могут давать ребёнку что-то, чего не могут дать другие дети. Может быть, взрослые делают для ребёнка всё, что он попросит. Или, когда ребёнок плачет, взрослые бегут ему помогать, а другие дети могут реагировать не так, как ребёнку хотелось бы. И он может быть обескуражен недостатком контроля поведения других детей, непредсказуемостью их поведения. Но может быть множество вещей в жизни ребёнка, которые определяют, в какой момент именно он социализируется. Но вне зависимости от причин я считаю, что нужно начать с самых основ: постараться создать контролируемую среду, в позитивной манере позволяя ребёнку принимать решения.

социализация ребёнка

  1. Расскажите, пожалуйста, как научить/показать игре с детьми. Девочке сейчас 1,2.

– Я не думаю, что это будет единственно верный ответ, но основываясь на методе Монтессори, мы можем придерживаться примерных предположений, которые могут помочь. Всё зависит от вашей цели. Ваша цель заключается в том, чтобы ваш ребёнок ладил с другими детьми? Также важны ваши ожидания. Каких отношений вы ожидаете от ребёнка в год и два месяца, в 3 года, 5 и 10 лет? Это очень большая разница. Как мы уже говорили, на разном уровне развития – разные нормы поведения или даже тенденции к разным типам коммуникаций между детьми одного и разных возрастов. Так что я считаю, что ребёнку в 1 год и 2 месяца нужно быть сфокусированным на своих потребностях, у него ещё нет комплексного развития для сложного взаимодействия со сверстниками, их чувства отличаются от 7-летнего ребёнка. Так что в 1,2 года я бы хотел сказать родителям, что, конечно, мы должны наблюдать за взаимодействием ребёнка с другими детьми, чтобы контролировать безопасность. Но, придерживаясь метода Монтессори, мы не должны слишком часто вмешиваться в ситуации. Мы скорее будем наблюдать за тем, что происходит с ребёнком, и воспитывать, но не нарушая текущий момент.

Например, если ваш 1,2-летний ребёнок пытается ударить другого ребёнка, попытки объяснить детям что-либо не принесут никакого результата. Даже если они понимают слова, которые вы говорите, это не имеет значения: их эмоциональное развитие ещё не на той стадии. Просто отведя ребёнка в сторону от других детей после инцидента, вы дадите ребёнку сигнал, что, похоже был не лучший вариант поведения. Меня больше волнуют мои отношения с ребёнком, нежели отношения ребёнка с другим ребёнком. Куда важнее, что он увидит мои действия, потому что я даю больше сигналов, намёков, потому что я и мой ребёнок связаны сильнее, нежели мой ребёнок с другим ребёнком. В общем, с целью социализации и создания опыта позитивных связей нужно просто быть поблизости, наблюдать за тем, что происходит, и следить за тем, чтобы у ребёнка было пространство для того, чтобы стать отзывчивым к другим детям. Я хочу сказать: лучшее что вы можете сделать для ребёнка возрастом 1 год и 2 месяца – познакомить его с другими детьми. Это здорово, когда ребёнок находится среди других детей, его осведомленность растёт, он подумает: «о, есть такие же существа, как и я», и это, вероятно, для него интересно. Как и в других сферах, например, знакомство с животными, это всегда хорошо.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.