Вход
старшие и младшие дети в классе монтессори

В группе Монтессори детей делят на старших и младших?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Моя дочь Кристина (3 г. 3 мес.) пошла в новый сад Монтессори, и мы очень волнуемся за её состояние, прислушиваемся, «принюхиваемся» к её самочувствию, стараемся быть очень внимательными и положительно настроенными родителями, знакомимся с новой для нас системой Монтессори.

Как я поняла, в её каждодневном общении появляются «друзья» (знакомства) из более старших детей (от 3 до 6 лет), так как они проводят время все вместе, без разделения по возрасту. В последнее время ребёнок стал переживать, рассказывать о том, что ходит в бассейн в младшую группу, а её «друзья» – отдельно от неё в старшую, и она хочет с ними. Дети готовят на утренник танцы. Она хочет танцевать танец «про кашу», показывает нам дома движения (я так понимаю, занятие у всех общее и она видит, как танцуют её старшие друзья). Но воспитатель объясняет, что это очень сложный танец и его танцуют дети, которым 5 лет. Причём что в случае с бассейном, что в случае с танцами тема возраста в разговорах с детьми и сотрудниками подчёркивается, т. е. это условно не группа 1 и группа 2, а именно старшая группа сейчас плавает, а потом малыши. То же самое с танцами...

Я заметила, что сейчас для неё тема возраста – самая острая. Она не хочет быть «малышкой» – хочет быть как все, а то и лучшей, первой. А как быть, когда в окружении есть дети значительно старше и успешнее? Как научиться это переживать? Я теряюсь, что говорить ребёнку, как её успокаивать и как настроить правильно? Не возникнет ли у неё в сознании ощущение отчуждённости? Ведь ребёнок вправе выбирать сам занятие и стремиться к его выполнению.

Выходит, что разновозрастная единая среда Монтессори не во всём едина?

На вопрос отвечает Монтессори-педагог (АМИ 0–3) Анна Федосова:

– Ваше желание быть в курсе дел дочки, знать, чем она живёт и что её волнует, естественно, как и стремление разобраться в том, как, что и почему организовано в классе. Первейшие ваши помощники в этом деле – педагоги класса, в котором учится девочка. Именно Монтессори-педагог может объяснить вам логику и стратегию, которой он придерживается. Сотрудничество педагогов и родителей необычайно важно. Вы делитесь друг с другом своим видением ситуации, вырабатываете по возможности единую систему требований, ограничений и вопросов, которые ребёнок может решать сам и т. д. Чем более сообща вы будете действовать, тем проще будет дочке разобраться в системе координат вокруг неё, и тем увереннее она сможет действовать самостоятельно.

Как правило, дети приходят в класс 3–6 из тоддлер-класса. В этом случае сам переход как таковой является для них свидетельством того, что они стали взрослыми. Они уходят из прежнего класса самыми старшими, и знают, что в новый класс берут «самых больших» (по отношению к прежнему классу). В большинстве случаев этого достаточно для того, чтобы удовлетворить потребность в ощущении взрослости на то время, пока ребёнок осваивается в новом классе. Одновременно с этим он ощущает опеку и поддержку со стороны старших детей. Проходит совсем немного времени, и в группе появляются новые дети, которые младше уже освоившегося в новой учебной среде. По отношению к ним можно быть взрослее, помогать им так же, как помогают и ему. Если по каким-то причинам девочка не проживает ситуацию по этому сценарию, то, обсудив с педагогом ситуацию, вы можете выработать план дополнительных действий по созданию благоприятных условий для проживания этого двойственного положения самого взрослого и самого младшего.

Разновозрастный Монтессори-класс совершенно не един в том смысле, что как раз позволяет каждому ребёнку наилучшим образом удовлетворять его собственные потребности в развитии с учётом любых индивидуальных особенностей, будь то возраст, темперамент или сиюминутное настроение, обусловленное погодой. Каждый работает в собственном ритме, и никакой фальшивой уравниловки детей между собой не предусмотрено. Напротив, акцент делается на единстве и взаимодополнении совершенно разных детей, и у каждого есть возможность как принять, так и оказать помощь тому, кто её просит. Общение детей, не скованное рамками одногодков, приносит больше разнообразия в социальном опыте. По вашим словам, дочка в полной мере использует эту возможность и дружит со старшими детьми. Вне зависимости от серьёзности этих отношений взрослым стоит относиться к этой дружбе со всей серьёзностью. Уважение к ребёнку – краеугольный камень Монтессори-педагогики, и наше отношение становится примером для детей. Дети чувствительны, они могут заметить, что вы мысленно берёте их дружбу в кавычки, и отнести на счёт того, как следует вообще относиться к дружбе.

Я не знаю, как в действительности организованы мероприятия, о которых вы говорите (танцы, плавание в бассейне). Возможно, что подготовка танца – это проект, который готовят старшие дети. Он совершенно не обязан быть посильным для вашей дочери так же, как ей посильны далеко не все материалы и презентации, которые есть в классе. На данный момент для неё ещё не пришло время большей части содержимого зон языка, математики и космоса, и, если девочка проявит интерес к таким материалам, скорее всего, педагог тактично предложит ей то, что должно предшествовать работе с этими материалами, чтобы девочка проживала ситуацию успеха, осваивая то, что находится в зоне её ближайшего развития.

Бассейн – место повышенной опасности, и группировка детей по сходным освоенным навыкам несёт двойную нагрузку: обеспечивает безопасность и позволяет учить старших и младших (на самом деле, вероятно, умеющих – не умеющих плавать) актуальным именно для них элементов техники плавания. Все интересующие вас организационные вопросы опять-таки лучше всего узнать у Монтессори-гида вашей дочери, но рискну предположить, что в бассейне свобода выбора у детей ограничена гораздо больше, чем в классе, с целью достичь необходимого уровня безопасности.

В целом в разновозрастном Монтессори-классе дети не находятся в ситуации соперничества, и огромным достоинством Монтессори-образования является отсутствие необходимости «быть как все, а то и лучшей, первой», необходимости «переживать то, что рядом есть дети значительно успешнее». Дети следуют за собственной потребностью в развитии, проходя свой собственный, уникальный путь, и если и сравнивают какие-то свои новые результаты или ощущения, то со своим собственным предыдущим опытом. Это сделано неспроста: масса исследований показывает, что отсутствие бремени конкуренции в детстве сказывается на взрослой конкурентоспособности весьма положительно; верно и обратное: обстановка соперничества и ориентация на отметку вредят развитию детей.

Стремление родителей оградить любимое дитя от малейшей печали понятно, но не вполне конструктивно: никто, кроме самого человека, не может научиться справляться с собственными переживаниями, будь то радость, разочарование, восторг или злость. До поры до времени влияние родителей уместно: младенца иногда действительно нужно успокаивать. Но ребёнок 3,3 лет уже личность, которая готова научиться успокаиваться и настраивать себя на что-то. Это не значит, что ей больше не нужна ваша поддержка. Это значит, что поддержка нужна не ей самой, а её самостоятельности в области самопонимания и самообладания. И, опять-таки, будет здорово, если у вас с Монтессори-педагогом дочери будет общая тактика по оказанию этой поддержки, для чего вам нужно действовать сообща.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.