Главная Практика воспитания В тюрьме безопасности: как беспокойство родителей сковывает детей

В тюрьме безопасности: как беспокойство родителей сковывает детей

В тюрьме безопасности: как беспокойство родителей сковывает детей
Добавить в избранное Распечатать

Родитель смотрит на меня с тревогой. «Это безопасно?» − спрашивает она, указывая на новую школьную игровую площадку. Я поворачиваюсь посмотреть на причину её беспокойства. Площадка сделана из натуральных материалов, таких, как соединенные вместе деревья, которые служат в качестве балансиров. С трёхэтажного домика на дереве можно видеть весь наш корпус на площади в 5 акров (примерно 2 гектара). Туннель, выложенный настоящими, большими речными валунами, с трудом, но всё же проходим.

С момента открытия игровой площадки у нас не было несчастных случаев. Дети пользуются ею каждый день новыми и совершенно неожиданными способами, им нравится играть, приобретая между делом новый жизненный опыт.

Везде, меж тем, игровые площадки становятся всё более «безопасными». Убирают качели и прямые катки заменяют на изогнутые, чтобы дети не могли сильно разогнаться. Термин «родитель-вертолётчик» (родитель, чрезмерно «трясущийся» над благосостоянием своего чада, «зависший» над ребёнком в виде круглосуточного наблюдения за ним с помощью современных средств связи: мобильного телефона, электронной почты и т. д.) вошёл в наш словарь.

Мы – взрослые, – возможно, помним дни, когда играли на пустырях до заката, бродили по лесам с соседскими детьми и ходили в ближайший магазин одни. Многие люди говорят: «Да, вот это были времена… Но сейчас всё по-другому».

И это правда так. Сегодня дети сталкиваются с вызовами, эмоциональными трудностями и повышенной чувственной осведомленностью. Десятки лет назад мы редко слышали о таком. Но есть факты, показывающие, что такая защита детей, как сегодня, может причинить им вред. В одном исследовании крысы были лишены возможности свободно играть «в критически важный период своего развития». Результатом стало то, что оберегаемые от всего крысы научились реагировать на новую обстановку со страхом и агрессией и «не смогли приспособиться и познать окружающую среду» (1).

В той же статье отмечается, что последние 60 лет наблюдается «продолжающийся, постепенный, но бросающийся в глаза рост детских умственных расстройств, особенно эмоциональных расстройств». Эксперты полагают, что это может быть следствием постепенного роста запретов и ограничений в играх.

В эпоху Интернета постоянная потребность в просмотре различных СМИ также подпитывает родительские страхи. «Если происходило похищение ребёнка или изнасилование в одной части страны, на другом её конце никогда бы не узнали об этом. Но в нашем мире, наводнённом Интернетом, мы ежедневно слышим об угрозах, как бы далеко они ни были… Ничего удивительного, что многие родители боятся за безопасность своего ребёнка» (2).

Но разрешая нашим детям участвовать в так называемых рискованных играх, мы получаем свои преимущества. Дети забираются на деревья на опасную высоту, чтобы увидеть мир с высоты птичьего полёта… и получают от этого острые ощущения. Они катаются на скейтбордах на высоких скоростях, качаются на качелях слишком высоко и опускаются вниз достаточно быстро, чтобы «испытать чувство почти полной, но не совсем, утраты контроля» (3). Они узнают пределы и щупают границы. Их самооценка резко повышается, когда они учатся делать что-то сами, на своих условиях.

Может быть, непросто позволить своему ребёнку ходить из школы домой одному или забираться на дерево самостоятельно. Это страшно – для вас. Но вы испытаете миг абсолютного облегчения, видя его идущего по двору или безопасно переходящего дорогу. И вы будете знать, что у него только что было небольшое приключение, а приключения тем и увлекательны, что они немного пугают.

Автор: Дженнифер Уиллхаус

Опубликовано в журнале: Montessori Life, Winter 2015-2016.

 

Ссылки:

1. Gray, P. (2014, April 7). Risky play: why children love it and need it [Blog post]. Retrieved from psychologytoday.com

3. Taylor J. (2015, March 23). Are you a free-range parent? You should be [Blog post]. Retrieved from huffingtonpost.com

3. Gray, P. (2014, April 7). Risky play: why children love it and need it [Blog post]. Retrieved from psychologytoday.com

Читать по теме:

Гиперопека: границы разумного в воспитании

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интересное на Монтессори.Дети

О методе Монтессори

Как кормить грудью новорождённого

1 комментарий
Монтессори дома

Пальчиковые игры и игры с движениями для дошкольников и младших школьников

Практика воспитания

Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия

Практика воспитания

10 идей, как успокоить перевозбуждённого ребёнка

Практика воспитания

Проводим дома опыты с сухим льдом