Вход
послушание ребёнка

Второй и третий уровни послушания

Концепт послушания взаимосвязан с понятиями свобода и дисциплина. Настоящее послушание возникает изнутри, и оно не может проявляется как ответ на внешнее давление. Важно усвоить, что послушание и подавление – понятия глубоко различные.

Постулат «хороший ребёнок – послушный ребёнок» предусматривает появление послушания через путь подчинения, что является тупиком, поскольку ведёт к конформности (приспособленчеству). Послушание гораздо продуктивнее рассматривать как свойство человека, которое в принципе необходимо для существования общества. Это качество вовсе не даётся при рождении, но его можно и нужно развивать.

О первом уровне послушания можно почитать здесь.

Второй уровень послушания (от трёх до шести-семи лет)

У ребёнка уже есть и воля, пусть пока фрагментарно-эпизодическая, и возможности слушаться. Его возможности теперь объединены и подвержены самоконтролю, у него есть необходимые волевые ресурсы, он может подчиняться и воле других людей, обладающих для него авторитетом. Это большой шаг вперёд по пути послушания. Ребёнок может впитывать желания другого и выражать их своим поведением. Но сам процесс послушания ещё нестабилен и не доставляет ребёнку явного удовлетворения. На этом уровне ребёнок осознаёт свои желания и может, опираясь на стороннюю волю, проводить многие сложные и осознанные действия. Но при отсутствии внешней волевой подпитки ресурс послушания быстро истощается.

Опишу происходящее языком нейрофизиологии: управление поведением переходит к постепенно формирующейся лимбической системе. А это уже чувствующий мозг, мозг эмоций. Он перерабатывает эмоциональную информацию, помогает определиться ребёнку с предпочтениями (что нравится, а что нет), анализирует поток ощущений, поступающий от органов чувств. Возможности этого этапа позволяют устанавливать близкие отношения с другими людьми.

Не стоит бояться ярких эмоциональных проявлений, теперь ведь активно развивается эмоциональный интеллект.

послушная девочка

Третий уровень послушания (после шести-семи лет)

Ребёнок может и хочет слушаться, причём делает это с удовольствием. Его послушание направлено в сторону человека, чей авторитет и превосходство он ощущает. Это может показаться парадоксом, но послушание только увеличивает его свободу.

Нужно чётко отделять авторитет от авторитаризма. Послушание – это вопрос добровольного выбора ребёнка, а вовсе не требование авторитарного воспитателя. В представлении большинства людей воспитание в основном направлено на подавление воли ребёнка и замещение её волей взрослого, что в свою очередь требует беспрекословного подчинения со стороны ребёнка. Тогда как в Методе предусматривается только временная волевая поддержка. Как только ребёнок может обходиться без неё, мы сразу уходим в тень. Воля, построенная на страхе, – это уже подавление. Задача в том, чтобы получить послушание за счёт единения класса детей с развитой волей. Держать класс сцеплённым только подавлением не есть путь, заложенный в Методе. Это скорее имеет отношение к традиционной педагогике. Конечно, это предполагает установку и поддержание баланса свободы и порядка в классе. Свобода в классе не предполагает вседозволенности, она неразрывно связана с ответственностью за свои действия. Но спонтанный порядок и дисциплина прорастают именно из этой свободы, то есть ребёнок не подавлен и запуган, находясь в постоянном стрессе, а радостен и доволен.

На уровне нейрофизиологии это проявляется в созревании «думающего мозга». Это постепенное начало созревания неокортекса. Кора головного мозга обеспечивает интеллект, креативное мышление, вычисления; если созревание достаточно, то и эмпатию, сострадание и любовь.

Фокус в том, что все эти уровни и соответствующие им периоды развития мозга проходят последовательно, этапы нельзя пропускать или перепрыгивать. И при начале работы новой управляющей системы старые никуда не деваются, они продолжают функционировать и выполнять свои задачи, просто постепенно утрачивают приоритетно-управляющие функции. Если какой-то из этапов психического развития не прожит до конца, то ребёнок при первой же возможности пытается вернуться на предыдущий уровень. Если ребёнок ещё не прожил до конца период эмоционального или двигательного доминирования, а мы пытаемся воздействовать на него рациональным путём, то он просто скатится на соответственные этапы – двигательный или эмоциональный.

Как проходит активизация новых уровней? Чем чаще ребёнок пользуется своими нервными проводящими путями, тем быстрее и эффективнее по ним проходят импульсы. Дети сами строят свои пути, постоянно используя их. Движения в сочетании с ощущениями жизненно необходимы для построения прочных путей и связей. Задача взрослого – поддержать возможности эффективного развития ребёнка. В Методе мы достигаем положительного результата за счёт грамотно сформированной среды.

Будет здорово, если все взрослые станут осознавать свою ответственность перед детством, не стараясь вытянуть ребёнка на недоступную ещё пока для него высоту, предоставляя возможности для своевременного развития.

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.