Вход
Счастливая девочка лежит на полу

Вальдорфские школы и школы Монтессори: сходства и различия

Сравним две педагогические системы – вальдорфскую и Монтессори.

Мария Монтессори (1870 – 1952)

Мария Монтессори (врач и антрополог) открыла первую Casa dei Bambini (что в переводе означает не «школа», а «Дом ребёнка») в Риме в 1907 году.

Рудольф Штайнер (1861 – 1925)

Рудольф Штайнер основал вальдорфскую школу в Штутгарте в 1919 году по просьбе директора табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Она предназначалась для обучения детей рабочих этой фабрики.

Мой опыт работы с обеими школами

В рамках этой небольшой статьи не представляется возможным полностью раскрыть всю философию этих двух великих педагогов, поэтому я делюсь лишь своими наблюдениями, полученными за последние 36 лет.

Когда я в 1970-71 годах впервые обучалась на курсах Монтессори в Центре обучения Марии Монтессори в Лондоне, благодаря моим сокурсникам я познакомилась с Рудольфом Штайнером и прочла много его работ. Позже я старалась посещать вальдорфские школы при любом удобном случае.

В последующий период я была активно вовлечена в работу школ Монтессори, изучая многие другие методы обучения, помимо вальдорфского, выступая в роли «адвоката дьявола» для Монтессори, но неизменно возвращаясь к Монтессори, как системе наиболее полно удовлетворяющей потребности детей и общества. Да, я предубеждена, но это основано на опыте. На мой взгляд, обе системы могут многое предложить нашим детям.

Сходства

Различные гаджеты лежат на столе

Обе системы считают, что ребёнка нужно ограждать от стрессов современной жизни и чрезмерного или неправильного использования технологий, таких как телевидение и компьютеры.

  • Монтессори и вальдорф являются самыми развивающимися педагогическими системами в сегодняшнем мире.
  • Обе опираются на многолетний опыт работы с различными детьми по всему миру.
  • Обе глубоко уважают ребёнка как индивидуальное, духовное, творческое существо.
  • Обе считают, что ребёнка нужно ограждать от стрессов современной жизни и чрезмерного или неправильного использования технологий, таких как телевидение и компьютеры.
  • Обе придают особое значение воспитанию ребёнка в целом: духовному, умственному, физическому, психологическому, а не точному соблюдению учебного плана.
  • Обе подчеркивают важность естественной среды, отсутствия пластика, наличия контакта с природой и натуральными материалами.
  • Обе системы в преподавании отталкиваются от нужд ребёнка, считая, что это приведёт также к удовлетворению потребностей всего общества. Между прочим, школы Монтессори и Вальдорфские школы во время Второй мировой войны были закрыты нацистским режимом, потому что отказывались обучать детей государственной идеологии.
  • В обеих школах дети всех возрастов имеют возможность заниматься различной художественной деятельностью: музыкой, танцами и театром.

Отличия

Самодельные куколки

В вальдорфской философии игра считается работой ребёнка, и магия фантазии, такая живая в маленьких детях, является одним из существенных элементов взаимодействия учителя с ребёнком.

Учебная программа

Вальдорф. Академические предметы в вальдорфских школах вводятся намного позднее, чем в школах Монтессори. Они, как и в традиционных школах, считаются необходимыми, но не приносящими удовольствие маленьким детям, и чем дольше откладывать их введение, тем лучше. День воспитанника наполнен играми, сказками, рисованием, музыкой, искусством в целом, а обучение чтению, письму и арифметике начинается в возрасте около семи лет.

Монтессори. С другой стороны, доктор Монтессори, открыв свою первую школу для детей 3–6 лет, столкнулась с тем, что несмотря на изобилие кукол и других традиционных игрушек, когда детям давали возможность заняться реальной работой, такой как приготовление пищи, уборка, уход за собой и окружающей средой, они полностью теряли интерес к обычным игрушкам и предпочитали реальную работу.

Позже, по просьбам родителей, которых потрясли появившиеся у детей из трущоб чистоплотность, благовоспитанность и радостное расположение духа, Монтессори придумала специальные материалы для обучения детей языку, математике и другим школьным дисциплинам и изучала реакцию детей на них. Занятия академическими предметами ни тогда, ни сейчас не были обязательными или принудительными, детям просто предоставляли возможность ими заниматься, и они делали это с удовольствием.

Метод

Монтессори-материал розовая башня

Для воспитанников школ Монтессори характерен высокий уровень академических знаний. Это связано со способностью к высокой концентрации внимания во время работы и с любовью к самостоятельным исследованиям, прививаемой с раннего детства

Вальдорф. Дети младшего возраста чаще всего занимаются чем-либо в группах под руководством воспитателя. Обычные предметы изучаются более традиционным способом: учитель разговаривает, а группа детей сидит за столами и усваивает знания. Детей одного возраста собирают в постоянные группы, в идеале, с учителем, неизменным во время шести лет обучения, и, следовательно, хорошо знающим своих учеников. Художественное воспитание всегда тесно переплетается с обучением обычным предметам.

Монтессори. Социальное развитие более похоже на реальную жизнь, потому что детей не собирают в одновозрастные группы, а вместо этого группируют их по возрастным периодам (3–6 лет, 6–12 лет, 12–15 лет). Учитель занимается только с одним ребёнком одновременно, а также часто бывает, что один ребёнок обучает другого. Выбор того, что в данный момент изучать или делать, совершает ребёнок, а учитель, при необходимости, помогает.

Благодаря тому, что опыт ребёнка основывается на богатом взаимодействии с реальным миром и привычке использовать вещи по назначению, достигается высокий уровень творческих способностей. Дети изучают точные способы использования Монтессори-материалов, так же как они изучали бы точные способы использовать пианино или скрипку; всякий опыт принимается во внимание и считается «ключом», открывающим новую дверь понимания для ребёнка. Такому способу использования материалов обучают и взрослых, адаптируя его, при необходимости, на основе постоянных наблюдений за детьми по всему миру в течение последних 100 лет.

Также для воспитанников школ Монтессори характерен высокий уровень академических знаний. Это связано со способностью к высокой концентрации внимания во время работы и с любовью к самостоятельным исследованиям, прививаемой с раннего детства (дети учатся узнавать о предмете намного больше, чем знает учитель). Выбор ребёнка и его концентрация внимания уважаются и защищаются от ненужных вмешательств.

Фантазия и воображение

Мальчик и девочка вместе режут овощи

В Монтессори-классах учитель занимается только с одним ребёнком одновременно, а также часто бывает, что один ребёнок обучает другого.

Вальдорф. В вальдорфской философии игра считается работой ребёнка, и магия фантазии, такая живая в маленьких детях, является одним из существенных элементов взаимодействия учителя с ребёнком. Учитель включает рассказывание и воображение историй в учебную программу. Ребёнок может пользоваться почти какими угодно материалами, любыми возможными способами.

Монтессори. В системе Монтессори фантазия и воображение считаются значительной частью творческого процесса. Но, в то же время, поскольку настоящий мир считается поразительным таким, как он есть, в первые шесть лет жизни детей знакомят с реальным миром во всех его проявлениях, а затем они пользуются полученным опытом в течение всей своей жизни. То, чем занимаются дети, называют «работой», а не «игрой», потому что эта детская деятельность уважается так же, как деятельность взрослых.

Сертификация школ

Двое мальчиков, играя в мореплавателей, изучают карту

В системе Монтессори фантазия и воображение считаются значительной частью творческого процесса.

К сожалению, и та, и другая школы на сегодня не способны защищать и регулировать использование названий «Монтессори» и «Вальдорф». В обоих случаях это означает, что существуют школы, утверждающие, что они следуют учению своих основателей, но при этом одни руководители имеют разнообразный опыт и учителей, прошедших полноценное долгосрочное обучение; другие же, возможно, просто прочитали одну из книг по теме и решили открыть школу, в которой вообще нет профессиональных педагогов.

Существование неподготовленных учителей, заявляющих, что они обучают по методикам вальдорфа и Монтессори, привело к формированию негативного впечатления о школах в обществе и образовательном мире, что осложняет родителям выбор достойной школы.

Как книги Рудольфа Штайнера, так и книги Марии Монтессори заслуживают внимательного прочтения, и в них содержится много информации для тех, кто хочет, чтобы воспитание основывалось на счастье и потребностях ребёнка, а не навязанном взрослыми распорядке.

Автор: Сьюзен Мэйклин Стивенсон

Перевод: Евгения Чепурина, Юлия Бараблина

Оригинал статьи: michaelolaf.net

Больше информации о теории и практике Монтессори:

montessori.edu

michaelolaf.net

Больше информации о теории и практике Вальдорф:

waldorflibrary.org

Евгения Ефимова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.