Вход
какой конструктор выбрать

Какой конструктор лучше?

Всем известно, что конструктор – отличная развивающая игрушка. Первыми конструкторами были наборы обычных деревянных кубиков и брусочков, из которых дети строили дома, гаражи, замки, крепости и другие постройки. Потом пришло время металлических конструкторов. Взрослые, выросшие в советский период, еще помнят, как собирали на уроках труда по схеме машинки и башенные краны из металлических пластинок. Позже пришел черёд пластмассовых конструкторов. Сейчас синонимом слова «конструктор» стало «Лего».

Современные дети в раннем возрасте обычно активно играют кубиками. По крайней мере, у большинства детей есть набор кубиков. «Лего» (или его аналог) тоже есть практически у каждого современного ребёнка. Тот самый металлический конструктор сегодня редкость. А ведь каждый из этих типов конструкторов несёт принципиально разную развивающую функцию. Давайте разберёмся, какую.

Дети и конструктор

Итак, обычные кубики. Неважно, деревянные или пластмассовые, разноцветные или однотонные, маленькие или большие. Большой набор кубиков очень полезен для развития моторики, представления, мышления, воображения ребёнка. Особенно хорошо, если в набор входят не только кубики, но и другие геометрические тела (цилиндры, конусы, параллелепипеды). Ребёнок учится самостоятельно строить различные конструкции. Он манипулирует с геометрическими телами, познавая их свойства. Так, уже малышу понятно, что конус нельзя поставить на вершину, а на вершине конуса не удержится цилиндр. Эти важные открытия ребёнок способен сделать самостоятельно, если ему дадут возможность играть набором геометрических тел. Первые постройки спонтанны, малыш просто ставит кубики один на другой. Но с возрастом ситуация меняется. Ребёнок заранее знает, что он хочет создать. Задумывая постройку, ребёнок сначала представляет её, а потом воплощает в жизнь. Ребёнок, который строит гараж, понимает, что вход должен быть достаточно широким, чтобы могла заехать любимая машинка. И снова ребёнок развивается, примеряя машинку к сделанному проёму. А чтобы сделать проём, нужно сделать такое расстояние между кубиками, чтобы сверху мог встать (и не падать) другой кубик или параллелепипед.

«Лего» тоже отличный конструктор, хорошо развивающий пространственные представления детей. Кстати, развитие пространственных представлений очень важно. Доказано, что у детей с хорошо развитыми пространственными представлениями выше интеллект. Причем набор «Лего» может использоваться как минимум двумя способами. Рассмотрим их. Первый способ – традиционный. Собирание моделей по заданной схеме. Второй способ – более творческий. Создание собственных моделей из имеющихся деталей. Правда, в этом случае важно, чтобы у ребёнка было достаточно деталей осуществить задуманное.выбираем конструктор ребёнку

Остановимся на первом способе, то есть на конструировании по заданному образцу. Разглядывая схему, ребёнок учится точно воспроизводить готовую схему. Такое умение очень важно, ведь для этого требуется внимательность, способность перенести в реальность то, что изображено на бумаге. В определённой степени набор «Лего» отражает всю современную систему образования, в которой детям предлагается очень много задач, выполняемых по готовому образцу. А именно: ребёнку показывается алгоритм, и он воспроизводит готовое решение, повторяя этот алгоритм. Достаточно выучить формулу и просто использовать её. В этом случае не остаётся простора для самостоятельного размышления. В наборе «Лего» есть чёткая инструкция и, если делать всё строго по ней, успешность гарантирована. Умение действовать строго по инструкции очень важно, но для развития интеллекта недостаточно. Для этого важно не только умение создавать что-то по образцу, но и уметь представить себе отсутствующий предмет, уметь оперировать материалом в уме. И теперь вспомним тот самый старый металлический конструктор. Точнее, не сам конструктор, а схемы к нему. Это были не самые простые схемы. Изображение трёхмерной модели на бумаге были созданы таким образом, что конструкция не показывалась со всех сторон. Поэтому собирающий должен был думать, как собираемый предмет выглядит с обратной стороны. Некоторые детали были видны, некоторые не видны. Юному конструктору необходимо было самостоятельно высчитать, какая именно деталь ему необходима. Это непростая задача для ребёнка. Но есть ли смысл в этих дополнительных сложностях, или просто советские изготовители игрушек ленились сделать подробные схемы?

Мальчик и конструктор

В одной из своих работ известный советский психолог А. Р. Лурия описывает интересный эксперимент. Некоторое количество детей в возрасте 5-6 лет разделили на две группы. Причём в исследовании принимали учатие несколько пар однояйцевых близнецов, которые были определены в разные группы. С каждой группой детей проводились развивающие занятия, которые заключались в том, что на протяжении трёх недель дети конструировали разнообразные модели из мелких деревянных деталей. Однако учёными были созданы некоторые различия в деятельности детей двух групп. Детям, входящим в первую группу, показывали образец. Это была готовая деревянная постройка: их задачей было скопировать её, сделав точно такую же. Дети могли видеть все детали и элементы, из которых была создана конструкция. Поэтому работа детей заключалась в том, чтобы подобрать идентичные детали и сконструировать модель по образцу. У детей второй группы задача была существенно сложнее. Дети в качестве образца получили те же конструкции, но оклеенные бумагой. Естественно, в этом случае им было гораздо сложнее создать аналогичную конструкцию, ведь дети не видели элементов и должны были сами догадываться, из каких деталей создана постройка.

Дети первой группы просто создавали модель по образцу, а дети второй группы были вынуждены мысленно манипулировать предметами (деталями конструктора). За три недели в развитии детей сформировались существенные различия. Дети второй группы не только научились быстро и успешно решать задачи на конструирование, но и оказались более успешны при решении других типов зрительных головоломок, а также задач на мысленную пространственную трансформацию. Мало того, через полтора года после эксперимента дети из второй группы выполняли такие задания быстрее и легче, чем из первой.

Этот эксперимент наглядно демонстрирует важность организации деятельности ребёнка, ответственность при выборе игр и игрушек. Возвращаясь к нашей теме, важно сделать ряд выводов. Во-первых, не существует какой-то игры или пособия, которое было бы панацеей. Каждое пособие выполняет свою функцию. Во-вторых, не стоит отказываться от того, что активно использовалось ранее. Нередко старые игры и пособия несут мощный развивающий потенциал.

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.