Вход
педагогика Антона Макаренко

Почему не стоит забывать о педагоге Антоне Макаренко?

В последнее время об этом выдающемся человеке вспоминают зачастую только в частных разговорах, когда кому-нибудь хочется уколоть своего собеседника: «Тоже мне Макаренко нашёлся». В публичном пространстве о педагоге говорят крайне мало. Тем временем за рубежом наследие Антона Макаренко продолжает интересовать многих специалистов не только в области образования.

Его теоретические труды переведены почти на все языки мира, а центральное произведение – «Педагогическую поэму» – иностранцы и вовсе ставят на одну ступень с романами воспитания Жан-Жака Руссо, Иоганна Вольфганга фон Гёте и Льва Толстого. В России же к 115-ой годовщине рождения Макаренко было выпущено всего 10 тысяч экземпляров этой книги. Впечатляющий тираж для многомиллионной страны, не правда ли?

Наше общество по-прежнему нуждается в решении тех же проблем, с которыми пришлось столкнуться Антону Макаренко. Как ликвидировать детскую преступность? Как приучить подрастающее поколение к честному труду? Как воспитать ответственных граждан своей страны? Эти вопросы, занимавшие педагога в прошлом столетии, не потеряли своей актуальности и сегодня.

Оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко посвятил дипломную работу кризису современной педагогики. Жажда преобразований вела молодого специалиста по особому пути. После двух лет работы учителем истории в обычной школе в 1920 году Антон Макаренко становится директором колонии для несовершеннолетних преступников. Именно там формируется его знаменитая педагогическая система.

Основа метода Макаренко – созидательная деятельность в сплочённом и дружном коллективе. Труд и уважение к личности отдельного человека помогли превратить малолетних преступников в образованных и ответственных граждан своей страны.

В исправительном учреждении не было охраны, высоких заборов и карцеров. Самое суровое наказание нерадивому воспитаннику – бойкот. При этом каждый ребёнок получал возможность заниматься тем делом, которое ему по душе. Доверительная атмосфера творила чудеса. Воспитанники учились выстраивать отношения с окружающими не силой, а словом, привыкали честно трудиться и открывали для себя науку и искусство.

В 1920-х годах Россия насчитывала более семи миллионов беспризорников. За годы педагогической деятельности через колонию Макаренко прошло более трёх тысяч человек. При этом ни один воспитанник не вернулся в криминальную среду. Каждый беспризорник получил хорошее образование и работу.

Антон Макаренко ушёл из жизни рано – в 51 год. Спустя 70 лет после смерти основы его педагогического метода стали использоваться в современном менеджменте. Например, в Японии труды Макаренко обязательны для изучения всем руководителям предприятий. Вы можете найти отголоски его метода в зарубежных методиках «мозгового штурма», «тимбилдинга» и «повышения мотивации сотрудника».

Бесспорно, наш соотечественник повлиял не только на развитие мировой педагогической мысли, но и на современную теорию эффективного управления. Интерес прогрессивных стран доказывает огромную значимость его педагогики для мировой культуры. Если мы хотим не стоять на месте и стремимся изменить нашу страну к лучшему, то нам, определённо, не стоит забывать такие имена, как Антон Макаренко.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.