• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!

Наводим порядок в детской комнате, чтобы ребёнок играл сам

Наводим порядок в детской комнате, чтобы ребёнок играл сам

Из этой статьи вы узнаете о пяти шагах, которые помогут расчистить пространство, избавиться от бесполезных игрушек и подготовить место для полезных игр. Также мы поделимся двумя видео с примерами разборов игрушек в двух детских комнатах и практическими рекомендациями, которые помогут вовлечь ребёнка в самостоятельную игру.

Почему порядок в детской и игрушках важен для ребёнка

Ребёнку нужен порядок, чтобы освоить что-то новое, исследовать с разных сторон, без препятствий погрузиться в этот процесс изучения. Когда есть порядок, малыш может взять любую игрушку или вещь, которая ему необходима для развития. Важно и то, что ребёнок может всё сделать без помощи мамы — взять, поиграть столько, сколько нужно, потом убрать на место. А у мамы появляется время на свои дела. И при этом она будет спокойна, что ребёнок занят полезным делом.

Бывает, что у родителей возникает сомнение — зачем тратить время на то, чтобы продумать порядок в детской? Это бесполезно, ведь ребёнок всё равно всё разбросает. Ведь можно расслабиться и подождать, пока он повзрослеет и пойдёт в сад. Вот тогда и потребуется призвать его к порядку, ввести правила и следить за тем, что он их выполняет.

Но если отпустить ситуацию на самотёк, то есть риск столкнуться с негативными последствиями. Ребёнок не научится концентрироваться и уделять достаточно внимания какому-то делу, не сможет запоминать алгоритмы и следовать им. Могут возникнуть проблемы с речью и моторикой.

Трудно связать эти проблемы с тем периодом, когда в детской отсутствовал порядок. Но эти вещи взаимосвязаны —  порядок на раннем этапе развития помогает ребёнку впитать вот этот внешний порядок, который затем становится основой его внутреннего порядка, логики, мышления и памяти. Помогает научиться находить себе занятие самостоятельно.

Подробнее о том, как научить ребёнка играть самостоятельно, чтобы ему не было скучно, а у родителей появилось больше свободы — в мини-курсе «Играю сам»

Начинается всё с простых шагов, когда из-за дня в день ребёнок следует определённому алгоритму, который выстраивает для него взрослый. Мы проснулись, умылись, переоделись, позавтракали, и только затем мы можем поиграть во что-то и потом обязательно положить это на место. И так изо дня в день. Или мы вернулись с прогулки, мы разулись, сняли верхнюю одежду, помыли руки, переоделись, и только потом уже у нас следует либо игра, либо какая-то другая деятельность. Должен быть определённый алгоритм. Ты взял игрушку, ты можешь поиграть с ней вот здесь, ты можешь потом убрать её на место.

Ребёнок самостоятельно играет и убирает игрушки на место Порядок в детской мотивирует ребёнка самому выбирать занятие и убирать игрушки на место после игры

Как навести порядок в детской за 5 шагов

Чтобы ребёнок научился самостоятельно играть и убирать за собой игрушки, достаточно соблюдать три принципа:

  1. Дать ребёнку свободный доступ к игрушкам, чтобы он мог брать и класть их на место без вашей помощи. Нужно посмотреть на детскую комнату и решить, где что будет располагаться, чтобы ребёнку было удобно. Найти подходящую мебель и расположить подходящие занятия для ребёнка на полках и стеллажах.
  2. Помогать сохранять порядок. Когда игрушек немного и у каждой вещи есть своё место, ребёнку будет просто возвращать их на место. Для ребёнка до года достаточно пяти игрушек, а с двух до трёх лет — десяти. Остальные лучше убрать и менять раз в неделю.
  3. Выбирать полезные игрушки по возрасту и потребностям ребёнка — так мы создаём среду, в которой происходит естественное развитие без стрессов и истерик.

Давайте посмотрим, как можно реализовать все эти принципы на практике.

Анастасия раскладывает игрушки по коробкам Наведение порядка в детской начинаем с сортировки игрушек

Шаг 1. Разбираем игрушки и книги

Когда ребёнка не будет дома, достаньте все игры и игрушки из шкафов, корзин и ящиков и выложите посередине комнаты.

Отложите в сторону любимые игрушки малыша. Они могут не подходить ни под один стандарт правильности, но если ребёнок к ним привязан, их нужно оставить. Не нужно хранить их все в открытом доступе — можно положить 2–3 игрушки, а остальные убрать, чтобы потом менять. Или достать, если малыш попросит.

Подготовьте несколько пакетов или коробок:

  • для игрушек и книг, которые нужно выбросить;
  • отдать;
  • отложить на вырост;
  • использовать сейчас (хорошие игрушки).

Ниже список игрушек, которые лучше выбросить или отдать.

Сложные и непонятные игрушки. К ним мы относим пищащие, говорящие, звенящие, сверкающие, с несколькими функциями одновременно. В таких игрушках слишком много всего и ребёнок не знает, на чём сконцентрироваться, его внимание рассеивается, и он быстро теряет интерес. А говорящие игрушки и книжки могут стать препятствием для развития речи, ведь речь развивается только в общении со взрослыми.

Если ребёнок разбрасывает игрушки или зовёт вас играть вместе, то вероятнее всего игрушка слишком сложная или не понятная, то есть никак не помогает развитию.

Возьмём к примеру бизиборды. Это игрушки, где одновременно много замков, выключателей и других предметов, которые можно тянуть, нажимать, открывать. Ребёнок не успевает сосредоточиться на чём-то одном.

Кроме того, замки на бизибордах бывают разной степени сложности. Годовалый малыш, у которого несколько раз не получилось открыть какие-то замки, теряет к ним, а затем и ко всему бизиборду интерес. И даже когда он дорастёт до того, чтобы справляться с этими замками, интерес уже может не вернуться.

Игрушки из которых ребёнок уже вырос: погремушки, детские пищалки, молоточки, каталки. Такие игрушки не способствуют развитию, если ребёнок из них вырос и просто занимают место в комнате. А также побуждают малыша, бездумно покрутив игрушку в руках, тут же бросать её.

Мягкие игрушки. Для большинства детей такие игрушки не представляют интереса и пользы, но собирают на себе много пыли и могут стать причиной аллергии. Можно оставить 1–2 игрушки, которые ребёнок любит, а от остальных избавиться.

Нереалистичные игрушки. Ребёнок до 3 лет разбирается в том, как устроен мир и важно помочь ему приобрести реальную картину и правильный образ. Машинки с человеческим лицом дают ложные представления о мире, поэтому лучше оставить машинки, которые похожи на те, что ребёнок видит на улице и в книгах.

Недокомплекты, сломанные игрушки. У ребёнка должна складываться полная картина. Кроме того, сломанная игрушка не служит примером аккуратности. Это могут быть пазлы с недостающими деталями, пирамидка без нескольких колец, машинка без колеса.

Дубликаты игрушек выполняют одну и ту же задачу и только занимают место. Например, в комнате может быть несколько вариантов пирамидок, сортеров, пазлов. Достаточно 2–3 разного цвета, материала, формы и время от времени менять их.

Убираем игрушки на вырост и часть деталей
Когда ребёнок видит интересную игрушку, но не может с ней справиться, у него пропадает мотивация и интерес к игрушке, как в случае с бизибордом. Он не вернётся к ней, даже когда будет уже готов. Поэтому лучше не опережать события, чтобы сохранить интерес ребёнка. Соберите сложные игрушки в отдельную коробку, их можно предложить позже.

Музыкальные инструменты тоже должны быть по возрасту. Например, двухлетка не справится с флейтой, а вот глиняная свистулька — в самый раз. Колокольчик лучше сначала поставить один, а потом добавлять по одному и сравнивать их звучание. Избегайте дешёвых музыкальных инструментов с плохим звуком — они могут навредить развитию слуха ребёнка, и притупить восприятие.

Ограничьте количество деталей. Конструктор, пазлы, сортеры — полезные игрушки, но при условии, что ребёнок может справиться с задачей, которую ставит игрушка. Большое количество элементов этих игрушек может этому препятствовать.

Поэтому в случае с конструкторами, нужно оставить такое количество деталей, которого будет достаточно, чтобы разобраться, для чего эта игрушка предназначена. При этом их должно быть немного, чтобы ребёнок смог самостоятельно убрать все детали на место. Если малыш легко справляется с 5 деталями, можно добавить ещё пару элементов, потом ещё.

Сортируем книги. До трёх лет ребёнку важно разобраться в том, как устроен мир вокруг него и он сам. Поэтому лучше, чтобы книги были реалистичными, с эстетичными картинками и затрагивали мир малыша.

Если у ребёнка ещё не очень хорошо развита мелкая моторика, то ему будет сложно перелистывать тонкие страницы и он может их порвать. Поэтому для малышей лучше выбирать книги с плотными страницами.

Убираем:

  • порванные и мятые книги;
  • книги, из которых ребёнок уже вырос;
  • дубликаты или однотипные книги;
  • большие толстые книги — малыш не сможет брать и убирать их сам, а объём информации слишком велик, чтобы погрузиться в «чтение».
  • книги со сказочными персонажами.

Шаг 2. Зонируем комнату

Для ребёнка важны ориентиры, когда всё вокруг понятно и знакомо. И в первую очередь это касается вашего дома — места, с которым он знакомится в первую очередь, где он учится порядку и самостоятельности.

Если обозначить необходимые зоны в квартире и определить место для каждой вещи, то можно получить такой результат:

  • Ребёнок будет чувствовать себя спокойно и в безопасности.
  • Сможет самостоятельно выбирать себе занятие.
  • Быстрее научится самообслуживанию.
  • Быстрее научится поддерживать порядок.
  • Сможет выражать свои потребности ещё до того, как научится говорить. Например, подойдя к своему стульчику на кухне или полке с одеждой.

Существует 4 главных зоны для ребёнка: зона сна, зона еды, зона ухода за собой, зона движения и творчества.

Игрушки и книги чаще всего располагаются в зоне движений и творчества. Она может быть в нескольких комнатах, например, в детской и гостиной. Но важно, чтобы у ребёнка была возможность пользоваться ею самостоятельно — достать нужную игрушку, навести порядок. Все материалы должны соответствовать возрасту и располагаться по логике. Например, музыкальные инструменты лежат в одном месте, творческие занятия — в другом.

Рассмотрим, как оформить место для игрушек, творчества и физической активности, чтобы заинтересовать ребёнка и создать действительно развивающее пространство.

Оформляем место для игрушек. Подойдут невысокие стеллажи с открытыми полками, соразмерные ребёнку, чтобы он мог легко дотянуться до нужных игрушек. Стеллажи могут быть с ячейками или без них. Цвета лучше выбирать нейтральные — белый или цвет дерева — ведь яркие пёстрые цвета мебели отвлекают ребёнка от того, что находится на полках.

Если нет возможности приобрести специальную мебель, есть несколько доступных вариантов: открутите нижние дверцы у обычного шкафа с полками, так ребёнок получит свободный доступ к игрушкам; используйте части мебели — например, положите горизонтально узкий шкаф-пенал; скрепите вместе деревянные ящики.

Открытые небольшие корзины: в них можно складывать конструктор, мячики, тематические наборы и несколько маленьких игрушек.

Плохие варианты: закрытые и большие корзины, контейнеры и ящики. В них игрушки свалены в кучу и, чтобы найти любимую игрушку, нужно вывалить всё остальное. Кроме того, ребёнок может забыть, где что находится и не найти игрушку, в которую хотел бы поиграть.

Оформляем место для творчества. Материалы для творчества могут стоять на отдельной полке, в отдельном стеллаже или занимать часть полки рядом с игрушками. Пригодится мольберт — под ним можно подстелить клеёнку или моющийся коврик. Хорошо, если будет низкий стол и стул, чтобы ребёнок мог сесть и позаниматься творчеством: полепить или порисовать.

Статья с идеями и примерами по обустройству зоны творчества

Оформляем место для чтения книг. Чтобы место стало притягательным для ребёнка, нужно сделать его действительно уютным. Подберите маленькое кресло, пуфик, стульчик или большую подушку.

Для книг лучше всего подойдёт специальный стеллаж для книг, полка на стене с перекладинами, которые не дадут книгам упасть, или корзинка на полу.

Книжная полка для малыша

Уголок для чтения

Здорово, если в этом уголке найдётся место красивой лампе, торшеру, цветку и картине или фотографии. Они не должны отвлекать от чтения, но в то же время помогут создать атмосферу уюта.

Оформляем место физической активности. Детей в этом возрасте чаще всего не нужно специально стимулировать к движению — для них это жизнь и главный источник развития. Главное — обустроить безопасное пространство, где будет как можно больше вариантов для активности.

Идеально, если в квартире есть место для спортивного комплекса — на нём можно и лазать, и висеть, и крутиться. Но если для него нет места, можно поставить корзину с мячами, повесить баскетбольное кольцо и перекладину, купить или сделать кольцеброс, использовать обруч и другие небольшие спортивные снаряды.

Шаг 3. Расставляем всё по полкам

Принципы размещения игрушек и материалов на полке:

  1. Игрушек должно быть столько, сколько ребёнок может убрать сам или с небольшой вашей подсказкой: в год это может быть 5 игрушек, в 2 года — от 5 до 10 игрушек и т. д.
  2. Каждую игрушку следует разместить так, чтобы ребёнку было легко её достать и положить на место. Не стоит класть игрушки так, что ребёнку придётся вынимать одну, чтобы достать другую. Если игрушка состоит из нескольких деталей, то лучше её положить на поднос или в маленькую корзинку.
  3. Игрушки меняем раз в одну-две недели, ориентируясь на интерес ребёнка. Если он сейчас увлекается машинками, то оставьте парочку — разного размера или назначения. Но при этом пусть будет и один конструктор, и набор инструментов. Как только вы заметите, что интерес к машинкам пропал, то самое время проредить их и добавить ещё один конструктор.

Каждый набор материалов для занятия творчеством (рисование, лепка, наклейки, аппликация) лучше поместить на отдельный поднос, в коробку или корзинку, то есть 1 занятие — 1 поднос.

Например, на подносе для рисования можно положить 1 лист бумаги и 2–3 карандаша, не больше. На подносе для лепки может стоять закрытый контейнер с тестом для лепки идти пластилином, лежать подложка на стол (она может быть также сразу на столе), располагаться прямо на подносе или в контейнере инструменты — пара формочек, стек или ножик.

Книг в доступе малыша не должно быть много. Для детей до 3 лет вполне достаточно 3–5, максимум 7 книг. Остальные можно убрать и менять по интересу или раз в неделю-две. Книги должны располагаться лицом к ребёнку, чтобы он видел обложку. Позаботьтесь, чтобы их можно было легко доставать и убирать.

Шаг 4. Убираем с глаз лишнее

Мы отсортировали с вами игрушки и теперь самое время избавиться от ненужного.

Сломанные и вредные игрушки можно выбросить, отдать в переработку или отложить, чтобы позже переделать и использовать в других играх. Например, из деталей пазла можно будет позже сделать аппликацию и т. п.

Дубликаты и игрушки, из которых ребёнок вырос можно отдать родственникам, друзьям, вынести на площадку, продать на Авито, отдать на благотворительность или поменяться.

Благотворительные фонды: Русская берёза, Милосердие, Волонтёры в помощь детям сиротам.
Сообщества для обмена игрушек: Дару — дар, Babyblog, Неваляшка.
Сервисы, которые могут приехать и забрать игрушки: Крок и Зябра, Чемодан, Второе дыхание.

Оставшиеся игрушки на смену нужно хранить там, где ребёнок их не найдёт: в коробках или контейнерах в шкафу, в кладовке, на верхних полках.

Игрушки можно арендовать или сдавать в аренду — это сэкономит и место, и деньги. Кроме того, так вы внесёте свой вклад в защиту окружающей среды от лишнего мусора. Сервисы аренды игрушек: Арендориум, Toyrent.

Шаг 5. Подготавливаем ребёнка

Вы проделали большую работу и наверняка сами порадовались результату — в детской стало больше места и воздуха, ушло раздражение от того, что везде валяются игрушки. Теперь нужно посмотреть, как отреагирует на эти изменения ребёнок.

Чаще всего дети удивлённо замирают на пороге, а потом надолго пропадают, внимательно рассматривая каждую игрушку, как бы заново открывая их для себя.

Важно помнить, что в этом возрасте для малыша привычный порядок или даже беспорядок — основа стабильности. А значит, резкие перемены даже в лучшую сторону он может воспринять совсем не так, как мы ожидали — напряжением, стрессом, требованиями вернуть всё как было. Исходите из особенностей вашего малыша и, возможно, меняйте детскую постепенно: разберите один стеллаж с игрушками, в следующий раз организуйте зону чтения.

Объясните ребёнку, что теперь у каждой игрушки есть своё место и ему будет легко найти и взять то, что он захочет тогда, когда он решит. А ещё освободилось место, чтобы танцевать, лепить и рисовать.

Примеры разбора игрушек и наведения порядка в двух детских комнатах малышей

Наводим порядок в детской двухлетнего Василия

Наводим порядок в игрушках полуторагодовалой Эльмиры

Как вовлечь ребёнка в самостоятельную игру

Итак, мы разобрались, зачем в детской нужен порядок и как его организовать. Обсудили, как избавиться от бесполезных игрушек и как подобрать стеллажи, полки, корзинки, подносы. Теперь вы знаете, как расположить полезные игрушки в доступе ребёнка, чтобы ему было легко найти нужную, легко взять и легко убрать. С нашей точки зрения, комната выглядит замечательно, в ней порядок. Остался главный вопрос: как же сделать так, чтобы ребёнок играл самостоятельно в эти игрушки.

Вот несколько рекомендаций.

Презентуем новые игрушки и занятия ребёнку. Начнём с того, как проводить своего рода презентацию — как показывать игрушку или занятия ребёнку так, чтобы ему захотелось поиграть.

Очень важно включить ваши эмоции,добавить немножечко игры, таинственности, привлекательности в голосе, говорить немножечко загадочно, медленно, глядя на ребёнка, немножко улыбаясь. Можно использовать такие фразы:

  • Пойдём, я покажу тебе кое-что интересное.
  • Смотри, что я нашла.

Может быть ситуация, что вовсе не понадобится что-то говорить — вы можете просто положить игрушку так, чтобы ребёнок увидел и понаблюдать, что он будет делать. Кто-то из детей сразу к ней подойдёт, возьмёт, начнёт рассматривать. И, может быть, даже сам разберётся, что с ней нужно делать без ваших подсказок. Другому ребёнку понадобится время — он будет присматриваться к игрушке, возьмёт её и принесёт вам. Тогда вы можете показать, что и как с ней нужно делать. Главное — оставить ребёнку максимальную свободу, не пытаться всё сделать за него. Достаточно подсказать только в том случае, если ребёнку это действительно нужно.

Поддерживаем порядок в игрушках. Правильно организованная среда мотивирует ребёнка на самостоятельность. Он может пойти и выбрать занятие по душе, нет ни одного препятствия:

  • игрушек немного и они не вызывают у ребёнка смятения и трудности выбора;
  • каждая игрушка находится на своём легкодоступном месте и ребёнок может её взять и затем убрать на место;
  • игрушки подобраны по возрасту и интересам ребёнка;
  • предусмотрено место для игры: коврик или столик.

Ребёнок играет самостоятельно

Создаём благоприятный эмоциональный фон для самостоятельной игры. Самостоятельная игра ребёнка — это не самоцель. Конечно, в природе ребёнка заложено стремление к исследованию, деятельности, самостоятельности и независимости. Но при этом, есть такой важный момент, как отношение со значимыми людьми: мамой, папой, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами. Именно здесь в первую очередь должно быть чувство безопасности, уверенности, спокойствия, стабильности, любви, наполненности, близости.

У ребёнка должно быть достаточно объятий и поцелуев, близкого телесного и эмоционального контакта. Он должен чувствовать, что мама рядом, даже когда она не находится физически с ним. Если ребёнок уверен в любви, тогда он легко отпускает маму, переключается и направляет свою энергию на какие-то занятия в самостоятельном режиме.

Поэтому важно, чтобы от значимых взрослых не исходил такой посыл: «Ну посмотри, я уже всё сделала, чтобы ты наконец-то начал играть самостоятельно. Ну когда же ты будешь это делать сам без меня? Устала уже играть с тобой». Мы можем этого не произносить, но держать подобное в голове — думать и переживать об этом. Дети поразительно точно считывают наше эмоциональное состояние, поэтому важно создавать благоприятный эмоциональный фон для игры.

Анастасия Кузнецова — детский психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт нашего курса «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»

Фото Марии Лучаниновой

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться