• С этой книгой вы всегда будете знать, чем занять ребёнка в каждый месяц его жизни.

    Подробнее

     

  • Как обустроить игровую зону ребёнку от 1 до 3 лет

    Напишите нам на WhatsApp +7-977-639-34-24, и мы вышлем видео про то, как расположить игрушки, чтобы ребёнок сохранял к ним интерес

Главная Отвечаем на вопросы До 3 лет никаких сказок?

До 3 лет никаких сказок?

В редакцию «Монтессори.Дети» поступил вопрос от Татьяны Любимцевой.

Татьяна спрашивает:

– Я правильно поняла: до 3 лет никаких сказок? Или только страшных сказок надо избегать, «Колобок», например, не годится?

До 3 лет никаких сказок?

На вопрос отвечает Анна Федосова, психолог и ассистент детства (АМИ 0-3) Монтессори-студии «Эмиль» (Воронеж):

– Суть не в хронологическом возрасте в 3 года и не в сказках самих по себе. Дело в другом: ребёнок рождается предельно неосведомлённым. Он не знает, что, как и к чему в этом новом для него мире. Но у него есть врождённое подозрение, что вы, заботящийся о нём, значимый, любимый взрослый, – знаете. И ребёнок начинает слушать взрослых, наблюдать за взрослыми, копировать взрослых, спрашивать взрослых. Всё, что происходит с ребёнком в раннем возрасте, принимается за точку отсчёта, за норму. Всё, что демонстрирует взрослый – за образец и истину. Исходя из этого соображения, мы во всём сначала показываем ребёнку основную функцию предметов, значение, смысл. Пока ребёнок не знает «как есть», «что правильно» – наша задача показать ему всё как есть. Эта задача касается абсолютно всего, а не конкретно сказок. Развивая речь, мы сначала называем предметы общеупотребительными названиями, а не многословными поэтическими эпитетами. Мы учим детей, что ложкой – едят, а на стуле – сидят. Что рисуют – на бумаге и доске для рисования, а не стене или полу. Когда ребёнок твёрдо усвоил это, он может сделать из пластиковых ложек поделку, встать на стул, чтобы дотянуться до чего-то, покрасить обои под покраску на стенах.

Приблизительно в первые три года происходит формирование основы личности и первых базовых представлений о мире. Даже дети постарше часто попадают впросак, чему много курьёзных свидетельств об интерпретации ими поговорок и строчек из песен: «крепись, коза, а то мамой будешь», «красавица Икуку» и т. п.

Важно не забывать о том, что мы и опыт, который мы помогаем получить малышу, – источник информации. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ему пройти путь от незнания к знанию, а от знания к фантазии. Для этого мы сначала концентрируемся на назывании предметов, качеств и действий, которые происходят прямо сейчас и которые ребёнок видит. Со временем переходим к обсуждению знакомых событий и тем, которые происходили, происходят или будут происходить за пределами ситуации. Например, «ты ел кашу», «где мама? – вышла на кухню», «принеси (из другой комнаты) мяч», «после завтрака пойдём гулять» и т. п. Затем – по мере увеличения словарного запаса – можем обсуждать и рассказывать даже о чём-то, чего ребёнок не видел. Тот же принцип мы используем при подборе книг для малышей. Первые книги должны содержать максимально правдивые изображения отдельных знакомых предметов. Это знакомит ребёнка с самой идеей, что вот этот двумерный объект – картинка – изображает некий трёхмерный объект, реально существующий где-то. Постепенно ребёнок интуитивно улавливает эту связь, и тогда изображения незнакомых объектов он тоже подсознательно воспринимает как портрет не виденных им предметов. Тогда ребёнок не просто запоминает картинку саму по себе, но и способен извлечь из неё полезную информацию о мире, сделать верные предположения о свойствах предмета, изображение которого он увидел. От изолированных предметов на страницах первых книжек мы переходим к предметам с сопроводительной фразой и сюжетным картинкам, а затем предлагаем ребёнку простые истории, в которых каждая законченная мысль проиллюстрирована. При этом мы продолжаем учитывать, что все истории, равно как и иллюстрации с точки зрения ребёнка – окно в мир как он есть. Многие по-настоящему замечательные истории и прекрасные иллюстрации могут быть ещё малопонятны или неверно поняты малышом «до трёх».

сказки детям до трёх лет

Практически любая сказка основана на метафорах. С тем же колобком проблема даже не в том, что главного героя, с которым слушатель может себя ассоциировать, съели. Просто нереально по достоинству оценить красоту художественного вымысла, пока вы не знаете, что хлеб – не разговаривает и вообще еда, а животные… тоже только в сказках такие антропоморфные. Вместо приобщения к прекрасному и поучительному, сказки путают и смущают ребёнка, если они предшествуют реальному опыту и правдивым знаниям об окружающем мире. Ребёнок сконцентрирован на том, чтобы разобраться в происходящем вокруг, и принимает всё за чистую монету. Вы и сами, скорее всего, можете вспомнить примеры того, как малыши сердятся, когда вещь, которая, как они поняли, должна лежать на каком-то месте или использоваться определённым способом, помещается в другое место или используется иначе. Это происходит потому, что такие события снова возвращают их в положение непонимающего. Они только-только что-то себе уяснили – и на тебе, опять всё по-новому. По мере того, как уверенность в собственной компетентности у малыша растёт, он становится гораздо более лоялен ко всему необычному и непривычному. Только тогда в отношении хорошо знакомых идей и обстоятельств он уже способен оценить шутку, новый способ применения, переносный смысл, сказку.

Приблизительно это происходит как раз к тому времени, когда ребёнок переходит – от состояния базового овладения собственным телом, первичной ориентировки в культуре и создания основ личности – к периоду дошкольного детства, когда он начинает совершенствовать уже приобретённое на предыдущем этапе. Часто это проявляется критически, и многим известно название «кризис трёх лет». Рубеж условно привязан к третьему дню рождения, ребёнок может добраться до него в возрасте тридцати месяцев, а может идти к нему и все сорок.

До времени сказок у вас много дел: обсуждайте с ребёнком происходящее; снова и снова называйте всё, на что малыш указывает; ходите в зоопарки посмотреть настоящих зверей и птиц; рассматривайте правдивые изображения; дайте возможность много двигаться и исследовать с разнообразные предметы, увеличивая багаж разностороннего опыта. Когда вы увидите, что ребёнок может делать знакомые дела разными способами, сообразно меняющимся обстоятельствам, а не придерживается заученных схем и ритуалов, хорошо говорит, обсуждает что-то за пределами ситуации, способен выслушать короткую историю книги с иллюстрациями по порядку и до конца, – можно пробовать рассказывать или читать ему сказки.

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лариса

Мне кажется, логика в статье есть. И самая что ни на есть логичная. Пусть сначала узнает, что корова лишь мычит, а говорить не умеет. Однако, как это воплотить в жизнь? Как мне кажется, все мамы играют с детьми, используя в т.ч. фигурки животных. И эти фигурки всегда говорят, хотя бы изредка. Что-то типа "Мууууу, я - корова, кушаю травку, ..." И т.д. и т.п. Чем в этом случае отличаются сказки?

30 Октября 2016 Ответить

Галина

Большое спасибо за такую развернутую и понятную статью! Скажите, пожалуйста, могли бы вы порекомендовать какие-то конкретные книги для детей 1-3 лет? Моему ребёнку 1г. 1м. и он очень любит карточки и книги с реалистичными изображениями предметов, животных, транспорта и т.д. на белом фоне. Также я ему читаю книжки с циклом Барто "Игрушки" и некоторые потешки (хотя иллюстрации там более аляпистые и детальные, чем хотелось бы для малыша.) Но я не совсем представляю, какие книги мне покупать дальше для ребёнка. Буду признателена за рекомендации.

11 Июня 2016 Ответить
Опыт родителей

Может ли переделка игровой комнаты изменить детей

Опыт родителей

Как научить ребёнка поддерживать порядок

Опыт родителей

Как мой сын в 4 года помогал делать ремонт

Опыт родителей

Как привлечь ребёнка к разумному потреблению

Опыт родителей

От Монтессори-мамы до курсов для родителей

Опыт родителей

Как я обустроила дома Монтессори-среду