• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

До 3 лет не читать никаких сказок?

До 3 лет не читать никаких сказок?

Родители часто спрашивают, когда начинать читать сказки детям. Отвечает Анна Федосова, психолог, Монтессори-педагог AMI, консультант по вопросам развития и воспитания детей.

От незнания к знанию, от знания к фантазии

Ребёнок рождается предельно неосведомлённым. Он не знает, что, как и к чему в этом новом для него мире. Но у малыша есть врождённое подозрение, что вы, заботящийся о нём, значимый, любимый взрослый, — знаете. Постепенно ребёнок начинает слушать взрослых, наблюдать за ними, копировать их и спрашивать. Всё, что происходит с ребёнком в раннем возрасте, принимается за точку отсчёта, за норму. Всё, что демонстрирует взрослый — за образец и истину. Поэтому мы во всём сначала показываем ребёнку основную функцию предметов, их значение, смысл.

Эта задача касается абсолютно всего, в том числе сказок. Развивая речь, мы сначала называем предметы нормальными, а не вымышленными названиями. Мы учим детей, что ложкой едят, а на стуле сидят. Что рисуют на бумаге и доске для рисования, а не стене или полу. Когда ребёнок твёрдо усвоил это, он может сделать из пластиковых ложек поделку, встать на стул, чтобы дотянуться до чего-то.

Приблизительно в первые 3 года жизни происходит формирование базовых представлений о мире. Важно не забывать о том, что мы сами и опыт, который мы помогаем получить малышу, — это источники информации. Наша задача — помочь ребёнку пройти путь от незнания к знанию, а от знания к фантазии.

Почему сказки не подходят малышам

Практически любая сказка основана на метафорах и вымышленных персонажах. В них животные и предметы разговаривают, делают то, что не могут в реальной жизни. Когда малыш, который только начал знакомство с окружающим миром, сначала видит говорящих животных, а потом узнаёт, что в природе они такими не являются, у него формируются запутанные представления. В голове всё смешивается, а сказка кажется вовсе не сказкой.

Например, с колобком проблема не в том, что главного героя съели. А в том, что ребёнок не может по достоинству оценить красоту художественного вымысла, потому что не знает, что хлеб не разговаривает и вообще еда, а животные тоже только в сказках человекоподобные.

Вместо приобщения к прекрасному и поучительному сказки путают и смущают ребёнка, особенно до 3 лет, когда они предшествуют реальному опыту и правдивым знаниям об окружающем мире. Ребёнок сконцентрирован на том, чтобы разобраться в происходящем вокруг, и принимает всё за чистую монету. В том числе и сюжет сказки.

Вы и сами, скорее всего, можете вспомнить примеры того, как малыши сердятся, когда вещь, которая, как они поняли, должна лежать в каком-то месте или использоваться определённым способом, помещается в другое место или используется иначе. Это происходит потому, что подобные события снова возвращают их в положение непонимающего. Ребёнок только-только что-то уяснил — и на тебе, опять всё по-новому. Узнал из книги, что кот разговаривает, как человек, а оказывается, так не бывает.

У ребёнка формируются нереалистичные представления о мире. Он ожидает того, чего нет и не может быть. В старшем возрасте это опасно разочарованиями, несовпадением желаемого с реальностью, постоянным стремлением уйти в виртуальный мир.

Ребёнок теряет способность видеть прекрасное в жизни. Ведь в сказках всё ярче, интереснее, лучше, там есть чародеи и волшебники. Красота окружающего остаётся незамеченной, а мотивации исследовать становится меньше. В старшем возрасте сказки уместны, потому что уже не запутают ребёнка, но до 3 лет, когда закладываются основы личности, от них лучше отказаться.

Чем заменить сказки

Книги с реалистичным сюжетом. Первые книги для малышей должны содержать максимально правдивые изображения предметов и существ. Это знакомит ребёнка с самой идеей, что вот этот двумерный объект — картинка — изображает некий трёхмерный объект, реально существующий где-то.

Постепенно ребёнок интуитивно улавливает связь между картинкой и соответствующим ей объектом в реальности. Изображения незнакомых объектов он тоже подсознательно воспринимает как их портреты. Тогда ребёнок не просто запоминает картинку саму по себе, но и способен извлечь из неё полезную информацию о мире, сделать верные предположения о свойствах каждого предмета.

От изолированных предметов на страницах первых книжек мы переходим к предметам с сопроводительной фразой и сюжетным картинкам, а затем предлагаем ребёнку простые истории, в которых каждая законченная мысль проиллюстрирована.

Все истории, равно как и иллюстрации с точки зрения ребёнка — окна в реальный мир. Поэтому многие по-настоящему замечательные истории и прекрасные иллюстрации в сказках могут быть ещё малопонятны или неверно поняты малышом до 3 лет. Поэтому нет смысла их читать до этого возраста. Подробнее о том, что и как читать малышу до 3 лет, мы рассказали в статье.

Общение и демонстрации предметов. Помимо совместного чтения обязательно нужно показывать малышу всё, что его окружает и что безопасно для него, позволять рассмотреть поближе, потрогать.

Вот так можно знакомить малыша с объектами, предметами и действиями, с которыми он сталкивается каждый день:

  1. Сначала концентрируемся на назывании предметов, качеств и действий, которые происходят прямо сейчас и которые ребёнок видит.
  2. Со временем переходим к обсуждению знакомых событий и тем, которые происходили, происходят или будут происходить за пределами ситуации. Например, «ты ел кашу», «где мама? – «вышла на кухню», «принеси (из другой комнаты) мяч», «после завтрака пойдём гулять» и т. п.
  3. Затем, по мере увеличения словарного запаса, можем обсуждать и рассказывать даже о чём-то, чего ребёнок не видел

Когда начинать читать сказки

По мере того, как уверенность в своих знаниях о мире у малыша растёт, он становится готов воспринять всё необычное и непривычное. Только тогда в отношении хорошо знакомых идей и обстоятельств он уже способен оценить шутку, новый способ применения, переносный смысл и даже сказку.

До того, как начать читать детям сказки, у нас много дел:

  • обсуждаем с ребёнком происходящее;
  • снова и снова называем всё, на что малыш указывает;
  • рассматриваем с ним правдивые изображения;
  • даём возможность много двигаться и исследовать разнообразные предметы, увеличивая багаж разностороннего опыта.

Начать читать сказки следует, только когда вы увидите, что ребёнок:

  • может делать знакомые дела разными способами, сообразно меняющимся обстоятельствам, а не придерживается заученных схем и ритуалов;
  • нормально говорит и обсуждает что-то за пределами ситуации;
  • способен выслушать короткую историю книги с иллюстрациями по порядку и до конца.

Приблизительно это происходит в 3 года (в период между 30 и 40 мес.) — как раз к тому времени, когда малыш учится понимать, как управлять собственным телом, кое-что знает об окружающем мире, а основы личности заложены. В период дошкольного детства, когда он начинает совершенствовать навыки, приобретённые на предыдущем этапе, можно читать сказки.

Список полезных книг для детей до 3 лет от Монтессори-педагогов поможет подобрать книги по возрасту и интересам ребёнка
Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться