• В нашем Телеграм-канале @montessori_children читатели голосуют за тему следующей недели, а мы её подробно освещаем.

    Присоединиться

  • Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • С этой книгой вы всегда будете знать, чем занять ребёнка в каждый месяц его жизни.

    Подробнее

     

Главная Книжная полка До 3 лет не читать никаких сказок?

До 3 лет не читать никаких сказок?

Родители, которые знакомы с методом Монтессори, часто спрашивают читать или нет сказки детям 2—3 лет? Или нужно избегать только страшных сказок, а «Колобок» сгодится? Отвечает Анна Федосова, психолог, Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам развития и воспитания детей.
До 3 лет не читать никаких сказок?

От незнания к знанию, от знания к фантазии

Суть не в хронологическом возрасте в 2—3 года и не в сказках самих по себе. Дело в другом: ребёнок рождается предельно неосведомлённым.

Малыш не знает, что, как и к чему в этом новом для него мире. Но у него есть врождённое подозрение, что вы, заботящийся о нём, значимый, любимый взрослый, — знаете. И ребёнок начинает слушать взрослых, наблюдать за взрослыми, копировать их и спрашивать. Всё, что происходит с ребёнком в раннем возрасте, принимается за точку отсчёта, за норму. Всё, что демонстрирует взрослый — за образец и истину. Поэтому мы во всём сначала показываем ребёнку основную функцию предметов, значение, смысл.

Эта задача касается абсолютно всего, а не конкретно сказок. Развивая речь, мы сначала называем предметы общеупотребительными названиями, а не многословными поэтическими эпитетами. Мы учим детей, что ложкой едят, а на стуле сидят. Что рисуют на бумаге и доске для рисования, а не стене или полу. Когда ребёнок твёрдо усвоил это, он может сделать из пластиковых ложек поделку, встать на стул, чтобы дотянуться до чего-то, покрасить обои под покраску на стенах.

Приблизительно в первые три года происходит формирование основы личности и первых базовых представлений о мире. Даже дети постарше часто попадают впросак, чему много курьёзных свидетельств об интерпретации ими поговорок и строчек из песен: «крепись, коза, а то мамой будешь», «красавица Икуку» и т. п.

Важно не забывать о том, что мы и опыт, который мы помогаем получить малышу, — источник информации. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ему пройти путь от незнания к знанию, а от знания к фантазии.

Как знакомить ребёнка с окружающим миром:

  1. Сначала концентрируемся на назывании предметов, качеств и действий, которые происходят прямо сейчас и которые ребёнок видит.
  2. Со временем переходим к обсуждению знакомых событий и тем, которые происходили, происходят или будут происходить за пределами ситуации. Например, «ты ел кашу», «где мама? – «вышла на кухню», «принеси (из другой комнаты) мяч», «после завтрака пойдём гулять» и т. п.
  3. Затем, по мере увеличения словарного запаса, можем обсуждать и рассказывать даже о чём-то, чего ребёнок не видел

Сказки запутывают малыша

Практически любая сказка основана на метафорах. С тем же колобком проблема даже не в том, что главного героя, с которым слушатель может себя ассоциировать, съели. Просто нереально по достоинству оценить красоту художественного вымысла, пока вы не знаете, что хлеб — не разговаривает и вообще еда, а животные тоже только в сказках такие человекоподобные.

Вместо приобщения к прекрасному и поучительному, сказки путают и смущают ребёнка, если они предшествуют реальному опыту и правдивым знаниям об окружающем мире. Ребёнок сконцентрирован на том, чтобы разобраться в происходящем вокруг, и принимает всё за чистую монету.

Вы и сами, скорее всего, можете вспомнить примеры того, как малыши сердятся, когда вещь, которая, как они поняли, должна лежать на каком-то месте или использоваться определённым способом, помещается в другое место или используется иначе. Это происходит потому, что такие события снова возвращают их в положение непонимающего. Они только-только что-то себе уяснили — и на тебе, опять всё по-новому.

Чем заменить сказки

Первые книги для малышей должны содержать максимально правдивые изображения отдельных знакомых предметов. Это знакомит ребёнка с самой идеей, что вот этот двумерный объект — картинка — изображает некий трёхмерный объект, реально существующий где-то.

Постепенно ребёнок интуитивно улавливает эту связь, и тогда изображения незнакомых объектов он тоже подсознательно воспринимает как портрет не виденных им предметов. Тогда ребёнок не просто запоминает картинку саму по себе, но и способен извлечь из неё полезную информацию о мире, сделать верные предположения о свойствах предмета, изображение которого он увидел.

От изолированных предметов на страницах первых книжек мы переходим к предметам с сопроводительной фразой и сюжетным картинкам, а затем предлагаем ребёнку простые истории, в которых каждая законченная мысль проиллюстрирована. При этом мы продолжаем учитывать, что все истории, равно как и иллюстрации с точки зрения ребёнка — окно в мир как он есть. Многие по-настоящему замечательные истории и прекрасные иллюстрации могут быть ещё малопонятны или неверно поняты малышом «до трёх».

Когда начинать читать сказки

По мере того, как уверенность в собственной компетентности у малыша растёт, он становится гораздо более лоялен ко всему необычному и непривычному. Только тогда в отношении хорошо знакомых идей и обстоятельств он уже способен оценить шутку, новый способ применения, переносный смысл, сказку.

Приблизительно это происходит как раз к тому времени, когда ребёнок переходит от состояния базового овладения собственным телом, первичной ориентировки в культуре и создания основ личности к периоду дошкольного детства, когда он начинает совершенствовать уже приобретённое на предыдущем этапе.

Часто это проявляется критически, и многим известно название «кризис трёх лет». Рубеж условно привязан к третьему дню рождения, ребёнок может добраться до него в возрасте тридцати месяцев, а может идти к нему и все сорок.

До того, как начать читать детям сказки у нас много дел:

  • обсуждайте с ребёнком происходящее;
  • снова и снова называйте всё, на что малыш указывает;
  • ходите в зоопарки посмотреть настоящих зверей и птиц;
  • рассматривайте правдивые изображения;
  • дайте возможность много двигаться и исследовать с разнообразные предметы, увеличивая багаж разностороннего опыта.

Когда вы увидите, что ребёнок может делать знакомые дела разными способами, сообразно меняющимся обстоятельствам, а не придерживается заученных схем и ритуалов, хорошо говорит, обсуждает что-то за пределами ситуации, способен выслушать короткую историю книги с иллюстрациями по порядку и до конца, — можно пробовать рассказывать или читать ему сказки.

Список полезных книг для детей до 3 лет от Монтессори-педагогов поможет подобрать книги по возрасту и интересам ребёнка
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лариса

Мне кажется, логика в статье есть. И самая что ни на есть логичная. Пусть сначала узнает, что корова лишь мычит, а говорить не умеет. Однако, как это воплотить в жизнь? Как мне кажется, все мамы играют с детьми, используя в т.ч. фигурки животных. И эти фигурки всегда говорят, хотя бы изредка. Что-то типа "Мууууу, я - корова, кушаю травку, ..." И т.д. и т.п. Чем в этом случае отличаются сказки?

30 Октября 2016 Ответить

Галина

Большое спасибо за такую развернутую и понятную статью! Скажите, пожалуйста, могли бы вы порекомендовать какие-то конкретные книги для детей 1-3 лет? Моему ребёнку 1г. 1м. и он очень любит карточки и книги с реалистичными изображениями предметов, животных, транспорта и т.д. на белом фоне. Также я ему читаю книжки с циклом Барто "Игрушки" и некоторые потешки (хотя иллюстрации там более аляпистые и детальные, чем хотелось бы для малыша.) Но я не совсем представляю, какие книги мне покупать дальше для ребёнка. Буду признателена за рекомендации.

11 Июня 2016 Ответить