Главная Метод Монтессори Родителям о методе Активность, инициативность, ответственность

Активность, инициативность, ответственность

Как воспитать в ребёнке ответственность и самостоятельность? Ответ на этот вопрос с точки зрения метода Монтессори даёт психолог Юлия Гусева. Мы дополнили её статью комментарием от редакции и примером по воспитанию самостоятельности у детей мамы двоих сыновей.

Активность, инициативность, ответственность

Активность, инициативность и ответственность — важные качества, которые проявляются и развиваются в ребёнке на протяжении сложного процесса социализации. На формирование этих качеств существенное влияние оказывает окружение ребёнка, то есть среда. Каждый малыш с рождения активен и инициативен. Он полон желания познавать и исследовать мир, готов включаться во всё новые виды деятельности.

Влияние среды на развитие ребёнка отмечал психолог Эрик Эриксон. Если окружение (родители и другие взрослые) поддерживает и стимулирует активность и инициативность ребёнка, то эти качества будут усиливать своё звучание и проявляться всё отчётливее. Если же потребность самостоятельно действовать подавляется, другими словами, ребёнку не позволяют включаться в какие-то виды деятельности, то в результате маленький гражданин будет чувствовать себя неумёхой, неудачником, в нём сформируется комплекс вины за то, что не оправдал надежд взрослых.

Какова роль среды Монтессори в развитии вышеуказанных качеств личности ребёнка? Среда сама по себе — созидающая, она провоцирует на проявление активности и инициативы.

На традиционных занятиях малышу предлагают посчитать, назвать буквы или нарисовать домик и почти никогда не позволяют самому выбрать род занятий. Единственное, на что он может повлиять, так это на то, чтобы согласиться или не согласиться, принять или не принять участие в том виде деятельности, который избран педагогом или родителями.

В Монтессори-среде ребёнок значительно более активен и в большей степени может проявить инициативу. Он самостоятельно выбирает, чем будет заниматься на протяжении дня, и это симптоматично. Участник игры или занятия ощущает себя субъектом деятельности. Он знает, что может посвятить себя именно тому, что ему в данный момент важно и интересно. Среда поддерживает, поощряет активность ребёнка.

воспитание самостоятельности у детей
Родители нередко запрещают детям помогать взрослым: стирать, гладить, чистить обувь, накрывать на стол (иногда из соображений безопасности). Мало того, порой добровольного помощника могут наказать за то, что взял без спроса какой-либо хозяйственный предмет. В среде Монтессори ребёнок совершенно свободно занимается «взрослыми» делами наравне с мамой и папой, с воспитателем. Малыш не играет в игрушки, а живёт нормальной жизнью, выполняя повседневные обязанности. Допустим, поливает цветы или моет зеркало, вытирает пыль или гладит бельё.

Отдельный вопрос — как приучить ребёнка к ответственности? В чём она проявляется? В том, что человек осознаёт себя как первоисточник собственных поступков и наступивших в связи с этим последствий. В традиционной образовательной системе большая ответственность лежит на педагоге. Именно наставник должен предложить подопечному занятие, способное его заинтересовать и чему-то научить. В среде Монтессори ребёнок за свой выбор отвечает сам. Каждый день, отбирая материалы для работы, мальчики и девочки создают собственное пространство для деятельности. Они понимают, что ответственны за свой ежедневный выбор, и это знание очень важно. Это первое осознание ответственности.

Как воспитать в ребёнке самостоятельность

Все родители хотят, чтобы их дети как можно скорее стали независимыми и ответственными людьми. Но не все взрослые догадываются, что самостоятельность напрямую связана с личностным подходом в воспитании. Чтобы стремление к независимости проявилось в ранние годы, родителям необходимо пойти навстречу интересам ребёнка.
Мария Монтессори говорила: «На каждой ступени жизни, в любом возрасте свобода — это реализация чьей-то энергии, самостоятельности и совершенства». Именно личностный подход, напрямую связанный с раскрытием творческого потенциала, должен стать основой воспитания самостоятельности ребёнка.

Девочка моет посуду

Не бойтесь, что малыш прольёт на пол сок или разобьёт тарелку. Всегда можно отмыть пятно и заменить посуду, но уникальный опыт невозможно приобрести за деньги

Родители не должны сковывать развитие творческих способностей ребёнка, всегда прислушиваясь к его интересам и пожеланиям. Только в атмосфере доверительного общения сможет проявиться стремление ребёнка делать что-то самостоятельно. Педагоги Монтессори рекомендуют родителям не вмешиваться в процесс индивидуальной деятельности без крайней необходимости, когда, например, на кону стоит здоровье малыша.

Пусть первые попытки непродуктивны — со временем ребёнок обязательно научится самостоятельно выполнять какое-либо дело. Детские психологи советуют родителям набраться терпения. Конечно, когда взрослые видят, что ребёнок делает что-то очень медленно или плохо, у них велик соблазн сказать малышу: «У тебя не получается, лучше я сам». Запомните, что любая критика и неодобрение могут отбить у малыша желание стать самостоятельным.

Ребёнок неумело пользуется столовыми приборами или плохо подметает пол? Лучше аккуратно дайте совет, но никогда не критикуйте. Покажите на своём примере, как держать вилку так, чтобы было удобнее, и в каком направлении стоит мести, чтобы быстро собрать весь мусор. Если вы видите, что малыш только осваивает новый навык, то не стоит корректировать его поведение. Пусть ребёнок самостоятельно ищет пути решения возникающих проблем, пока не попросит о помощи взрослых.

Опыт мамы: нужно ли помогать детям

Я много раз писала, как важно, чтобы развить ответственность у ребёнка, предоставлять ему время и пространство, не стоять над душой. В этой статье я хочу рассказать, что иногда бывают моменты, когда родителям даже лучше немного «оградиться».

развитие самостоятельности у детей

Этот приём также работает с пазлами или конструктором. Когда дети складывают пазл, они часто просят о помощи, но, если я буду далеко, они действительно проявят упорство. Во время работы с конструктором и занятий творчеством дети обычно спрашивают меня, где что лежит, прежде чем самим хорошо поискать

Не так давно Отис заявил, что не умеет завязывать шнурки. Но со слов его учителя, он умеет и в школе делает это сам. Я помогла ему дома, а также множество раз продемонстрировала этот процесс. Однако он продолжал просить о помощи. Лучшее решение, которое я нашла, — сделать себя не такой «доступной». Если мы собирались на улицу, и Отису нужно было надеть ботинки, я, например, выходила из комнаты, и он сам завязывал шнурки. Или я говорила что-то вроде: «Отис, мы выходим, жду тебя в машине», уходила и предоставляла ему предостаточно времени на сборы.

Пожалуйста, обратите внимание, что я бы никогда не оставила ребёнка без присмотра или поддержки, если бы это касалось безопасности. Я использую этот метод только в том случае, если уверена, что ребёнок способен справиться самостоятельно, и я всегда проверяю (заглядываю за угол) или прислушиваюсь, как идут дела.

Недавно я была очень занята и попросила Каспара (9 лет) самостоятельно приготовить ланчи для себя и для Отиса. Я знала, что у нас много продуктов, из которых Каспар способен приготовить несколько вариантов перекуса. Он проделал фантастическую работу: подумал, какая еда понравится Отису, и аккуратно всё упаковал в контейнеры. Теперь, когда мальчики готовят школьные обеды, я стараюсь не попадаться им на глаза, и они совершенно не нуждаются в моей помощи. Если я рядом, сыплются вопросы: «Что положить сюда?», «А этого хватит?», «Я не знаю, что хочу съесть», «Я не могу это достать»… Но когда меня нет поблизости, они принимают свои собственные решения и справляются очень хорошо.

Источник: howwemontessori.com
Фото: Международный Монтессори-центр «Отрада»

Добавить в избранное Распечатать
  • Полезная рассылка

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Вероники

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы

Опыт родителей

Как мы запускаем воздушных змеев осенью и не простываем