Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Электричество и правила пожарной безопасности для детей
Монтессори-среда и дома, и в классе должна быть безопасной. Не предельно безопасной в ущерб возможности ребёнка действовать самостоятельно, а достаточно безопасной для того, чтобы мы могли теоретически оставить ребёнка в среде один на один с обстановкой, не опасаясь за жизнь и здоровье юного исследователя мира. В идеально организованной безопасной среде ребёнок не обязательно будет лишён контакта со взрослым или его присутствия – она должна быть выполнена так, чтобы у взрослого не было необходимости нависать над ребёнком каждую минуту. Взрослый должен иметь возможность так же заниматься своими делами, как и ребёнок – своими. Именно поэтому одна из задач ассистентов детства – консультация родителей о безопасности ребёнка дома, о том, на что следует обратить внимание, учитывая возраст детей.
Для того чтобы изолировать от детей те приборы, предметы и области, до которых они ещё «не доросли» (особенно в условиях дефицита пространства) можно использовать промышленные или самодельные приспособления для обеспечения безопасности детей дома. Но я бы не рекомендовала полагаться только на них: с самого начала можно и нужно объяснить малышу, что есть места, где можно заниматься своими делами, и есть места (и предметы в них) для взрослого пользования, в которые ребёнок не должен попадать один (и брать без разрешения вещи). Тем не менее, заглушки на неиспользуемых розетках или дополнительные запоры на ящиках помогут ребёнку соблюдать правила и в качестве таких помощников полезны.
Изоляция опасного: таково первое правило безопасности детей дома. Второе же заключается в том, что мы должны постоянно и целенаправленно помогать детям стать настолько самостоятельными и независимыми, насколько позволяет их возраст и накопленный жизненный опыт. Постепенно вчерашние крохи становятся более ловкими, более сведущими, и каждое новое достижение открывает новые горизонты возможностей. То, что было опасным для самостоятельного использования вчера, при должной тренировке может быть освоено завтра.
Собственный опыт – лучший учитель
Правда в том, что на чужих ошибках далеко не всегда учатся даже взрослые. Именно по этой причине мы создаём для детей неопасную возможность совершить собственные ошибки (разлить, уронить) и возможность самим их заметить и исправить. В результате ребёнок учится бережности, аккуратности, ловкости, умению правильно прогнозировать последствия своих действий. Тот, кто искусственно помещён в мир небьющейся посуды, рано или поздно найдёт обычную и будет очень неприятно удивлён (да и вы тоже). Тот, кто умеет обращаться с хрупким, в большей безопасности: «предупреждён – значит вооружён».
Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет
Если нельзя научиться на своём опыте, как воспринять чужой
К сожалению, есть опасности, которые довольно трудно смоделировать в ситуации, приемлемой для самодеятельности ребёнка. Например, как доступно объяснить ребёнку, что такое электричество и пожарная безопасность, не подвергая его риску?
В раннем возрасте вы можете более-менее наглядно познакомить ребёнка с понятиями «горячо» и «огонь горячий» на примере воды в кране и чайной свечки. Совсем маленькие дети не могут регулировать температуру воды, но после нескольких месяцев знакомства со смесителем, способны научиться пользоваться им. Встречи со свечками могут научить даже детей до года опознавать огонь и опасаться его. Главное, не переусердствуйте с запугиванием.
Но даже если вы удачно познакомили кроху с огнём, все опасные электроприборы, источники огня, нагреватели, воспламенители (спички, зажигалки) должны находиться в недоступных ребёнку местах. Не лишним будет и отрекомендовать их ему как то, что трогать нельзя. Такого рода осведомлённость – первый шаг к безопасности детей дома. Да, запретный плод сладок, но если у малыша достаточно разрешённых занятий, на попытки добраться до запрещённого у него просто не останется времени.
Ребёнок дорос до объяснений: пожарная безопасность дома для детей
Но вот малыш подрос и способен понять из ваших слов простейшие логические последовательности и делать осмысленный выбор (например, понимает, о чём предупреждает фраза «если ты откроешь кран сильно, вода будет брызгать на стены»). Теперь вы уже можете на элементарном уровне тренировать полезные в экстремальных ситуациях навыки.
Прежде всего, научите ребёнка при виде огня, дыма, искр, и в случае треска в электроприборах обращаться за помощью к взрослым. Кроме того, если вам удаётся вести себя в основном тактично, когда ребёнок набедокурит, вы сможете научить его идти к вам, а не прятаться, когда он внезапно понимает, что что-то пошло не так. Многие пожары случаются не просто потому, что дети поиграли со спичками, а потому, что они пытаются скрыть факт поджога, даже понимая, что ситуация вышла из-под контроля.
Когда ребёнок уже достаточно хорошо говорит, можно учить его некоторым вещам в беседе. Рассказывать, спрашивать: «Что ты будешь делать, если…» О чём говорить? О том, что нужно падать и пытаться тушить себя, если понял, что горишь. Что нельзя прятаться от дыма и огня, но нужно убегать от него, а если не получается – ложиться на пол, закрывать дыхательные пути одеждой, звать на помощь. Можно учить, что нельзя открывать окна (это увеличивает доступ кислорода к пожару, а выбираться через окно самостоятельно маленьким детям всё равно ни к чему).
Детям старшего дошкольного возраста можно объяснить, что огонь обычно тушат водой, но что нельзя так тушить огонь на сковороде или электроприборах. Хотя по-прежнему важно напоминать, что в первую очередь нужно звать на помощь взрослых и держаться от огня подальше, а не самостоятельно бороться с пожаром.
Старших детей можно научить более сложным способам обращения за помощью: они должны знать номера ваших телефонов и уметь позвонить вам и близким родственникам. Для общего развития полезно уметь звонить в службы спасения, но в реальной ситуации более эффективно звонить знакомым взрослым, потому что диспетчеры служб порой относятся к вызовам детей с недоверием, и есть шанс, что дошкольник не сможет сам вызвать пожарных или скорую помощь. Несмотря на это, рассказать о том, как звонить в службы, всё равно нужно. Заодно вы и сами проверите, насколько актуальны ваши знания в этом вопросе: с сотовых телефонов аварийные службы вызываются кодом, отличающимся от 01-02-03, которые мы, возможно, помним со времён своего детства. У разных операторов коды служб различаются и изредка даже меняются – так что не вредно время от времени проверять, можете ли вы сами быстро дозвониться до спасателей или скорой помощи.
Ребёнок дорос до объяснений: как рассказать детям про электричество
Что касается знаний об электричестве, то и здесь важной основой безопасности детей является компетентность. В нашем высокотехнологичном мире мы окружены электроприборами, и многими из них могут пользоваться даже маленькие дети, если их научить этому, доступно познакомив с понятными и простыми алгоритмами действий.
Электрические инструменты или нет, вы показываете правильные способы использования, идя от простого к сложному. Если возможно, даёте научиться на собственном опыте, или учите конкретным правилам, если нельзя позволить ребёнку «самому наступить на грабли». Для каждого электроприбора есть своя техника безопасности: миксер можно включать только плотно закрытым, в микроволновую печь нельзя класть металлические предметы и т. п. Задача взрослого – правильно оценить, использование каких устройств уже можно доверить малышу, и своевременно пересматривать список ограничений.
Доступно объяснить совсем маленькому ребёнку, что такое электричество, да так, чтобы он мог осмысленно использовать это понимание в экстремальной ситуации, не удастся. Если несчастье случилось, и ребёнок попал под удар током, то он либо сможет высвободиться и убежит безо всякого предварительного обучения, либо нет, и тогда обучение ничем ему не поможет. Если другой человек в его присутствии окажется под электроударом, самое безопасное для ребёнка – держаться подальше и звать на помощь.
Далеко не каждый взрослый грамотно и без риска для себя может помочь при электротравме, поэтому детей тем более стоит просто учить избегать оголённых проводов, искр и пострадавших.
Многих взрослых волнует, как рассказать детям про электричество и правила пожарной безопасности, и они поступают мудро, заранее готовясь к такому разговору. Но в заключение я бы хотела обратить внимание родителей на то, что основные причины несчастных случаев с детьми – травмы и отравления, а также ожоги, полученные не в пожарах, а в быту, и даже не от нагревательных приборов, а от опрокинутых кастрюль, или, например, горячей воды из крана.
Обучая детей правилам безопасности поведения дома, очень важно уделить внимание не только редким и исключительным случаям, но и банальным для нас, взрослых, поскольку детям и те, и другие в равной степени неочевидны.
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов