• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Что делать, если ребёнок мешает окружающим

Что делать, если ребёнок мешает окружающим

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Какой подход должен быть к конфликту между детьми у Монтессори-гида или у мамы, которая воспитывает по Монтессори-педагогике? Например, при «circle time» ребёнок мешает ребёнку, который сидит рядом, гид обращается ко всем, напоминает, что мы не беспокоим кого-либо, кто около нас. Далее ребёнок продолжает, и в этом случае мы обращаемся индивидуально к нему, а если тот продолжает дёргать и т. п., то что делать дальше?

Что делать, если ребёнок отвлекает других детей

На вопрос отвечает психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова.

Продуктивная работа ребёнка в классе и дома нуждается в подходящей обстановке. Рабочая атмосфера – важная часть подготовленной среды. В свете этого перед взрослым стоят две смежные задачи: помочь детям научиться не мешать друг другу и помочь не мешать (независимо от того, научился уже ребёнок это делать сам или нет).

Действительно, мы знакомим детей с правилами и напоминаем о них. Но этого может быть недостаточно, поскольку знать о каком-то правиле – это одно, а понимать, что оно полезно тебе самому, и успешно руководствоваться им в поведении – совсем другое. Если ребёнок мешает занятиям других детей – долг взрослого воспрепятствовать этому. Напомнить или попросить – может быть частью этого процесса, но это только некоторые из средств для достижения цели – не допустить неприемлемого поведения.

Взрослый, будь то родитель или Монтессори-гид, является моделью поведения для ребёнка. Естественно, что мы хотим быть хорошей моделью. Мы транслируем детям образцы вежливости и любезности, примеры поведения в конфликте и решения коммуникативных задач. Много хороших идей, относительно позитивного установления правил и границ, можно найти в книгах А. Фабер и Э. Мазлиш и других последователей и продолжателей Х. Гиннота.

Ребёнок ведёт себя плохо только тогда, когда (в силу самых разных обстоятельств) не придумал ничего лучшего, приемлемого для себя и других:

  • Иногда это проблема незнания: ребёнок хотел рисовать, но не нашёл где, поэтому нарисовал, где нашёл.
  • Иногда это проблема владения собой: ребёнок хотел обнять симпатичную кису, но большая радость создала такой сильный очаг возбуждения в растущем мозге, что возбуждение охватило соседние области, и ребёнок сжал бедную кису с большой силой, не умея локализовать возбуждение.
  • Иногда это проблема мотивации и понимания ситуации: ребёнок ощущает внутреннее побуждение к действию, идущее от потребностей его развития, текущего по внутреннему ритму, а деятельность, которую предлагают ему извне, идёт вразрез с этим побуждением. Например, ребёнок жаждет движения или личного общения, когда мы хотим от него тихой собранности на кругу и внимания к чужой речи.

В любом случае, когда вы видите что-то, что «нельзя», ваша задача предложить ребёнку способ «можно». В ситуации групповой работы вы продумываете, что можно в вашем конкретном пространстве. Можете вы дать слово ребёнку, который перешёптывается? Можете попросить его помощи (подать, подержать, переложить, принести) во время занятия? Есть другая зона, комната, где ребёнок может заняться чем-то другим? Тихо вернуться к свободной работе ребёнок сможет? Есть у вас спортивный уголок и можно ли в нём заниматься, не мешая тем, кто занят в кругу? Кто присмотрит за ребёнком, пока внимание Монтессори-гида направлено на группу?

Если значительная часть детей ведёт себя шумно и невнимательно на групповом занятии, то, может быть, нужно уделить внимание активности с привлечением движения, завладеть вниманием детей, сделать что-то, требующее сосредоточения, и перейти к упражнению круга?

Исходя из конкретных условий и обстоятельств, вы формулируете альтернативы и сообщаете их ребёнку вежливо, любезно, доступно, кратко. Вы даёте ребёнку выбор из приемлемых вариантов и, доброжелательно, но твёрдо, настаиваете на том, чтобы он последовал одним из путей. Тогда ребёнок учится брать на себя ответственность и осваивает способы вести себя в разных ситуациях так, чтобы от этого было хорошо и ему, и окружающим.



Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки



⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться