• ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

    по созданию развивающей среды

    Стоимость — 1500 ₽ за полтора часа

    Подробности можно запросить по почте: editorial@mchildren.ru

  • Полезная рассылка

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
Главная Отвечаем на вопросы Что делать, если дети вместе балуются за едой?

Что делать, если дети вместе балуются за едой?

Добавить в избранное Распечатать

У редакции «Монтессори.Дети» спрашивают:

– Добрый день! У меня дочки-близняшки, 3 года 9 месяцев. Ситуация следующая: за принятием пищи они балуются с едой, хохочут, вертятся, меня не слышат, видят только друг друга и копирую друг друга. Одна что-то изобразила, вторая – повторила. В общем принятие пищи у нас всегда целый спектакль! То же самое, когда мы одеваемся, раздеваемся и т. п. Сфокусировать их на всех этих вещах очень сложно, уже появилось желание их разводить по разным комнатам, чтобы могли поесть и одеться, но тогда они впадают в истерику. Как быть – не представляю... Помогите, дайте совет, пожалуйста!

Что делать, если дети вместе балуются за едой?

На вопрос отвечает детский психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Сложно увидеть ситуацию в целом по очень общему описанию, поэтому я выдвину несколько гипотез наудачу, может быть что-то окажется полезным.

Во-первых, есть ощущение, что количество детей не играет такой большой роли, какую вы ему приписываете. Ситуация во многом напоминает распространённые трудности родителей с устанавливанием границ и правил, и причины этих трудностей различны. Иногда родители недостаточно последовательны, и это дезориентирует детей: они не понимают, вот это конкретное «можно» и «нельзя» – насовсем или нет, всерьёз или пока ещё время терпит, а момент «терпение лопнуло» ещё не наступил. Подробнее об устанавливании границ и правил можно почитать и на ресурсе Монтессори.Дети, и в литературе.

То, что дети не хотят быть порознь, можно использовать и в качестве естественного последствия их выбора (что ни в коем случае нельзя путать с наказанием). Что-то вроде: «Нельзя разговаривать, пока вы жуёте. Либо вы молчите во время еды рядом, либо едите в разных комнатах или по очереди». Вы предоставляете детям выбор, к которому относитесь со всем уважением, и у их выбора есть дальнейшие последствия. Разумеется, идею разделения как последствия можно считать хорошей только в том случае, если девочки всё-таки более-менее умеют делать что-либо самостоятельно и независимо друг от друга. Если же они не достаточно хорошо отделяют себя друг от друга и привыкли быть в ситуации дуэта, то лучше сосредоточиться на том, как создать больше приятных ситуаций. Таких, в которых каждая могла бы действовать самостоятельно, без оглядки на сестру, прислушиваясь к собственным желаниям и ощущениям, чтобы они могли научиться быть наедине со своим «я», а не только наедине со своим «мы».

Иногда родители совершают какие-то «технические» ошибки, связанные с тем, что они недостаточно учитывают возрастные особенности детей. Например, говорят слишком быстро, слишком пространно, начинают говорить до того, как завладели вниманием ребёнка, или что-то ещё. Нередко плохую шутку играет с родителями чрезмерная заботливость: если детям не предоставили достаточно пространства для самостоятельности, в какой-то момент они, с одной стороны, теряют интерес к тому, чтобы учиться делать что-то самим, а с другой – откровенно скучают, пока родители делают за них то, что они могли бы сделать сами.

Такая ситуация типична для одевания: поначалу взрослому одеть малыша гораздо проще, чем ждать, пока ребёнок справится самостоятельно. Но время идёт, и растущему человеку всё более скучна роль куклы, но в то же время привычна. В результате складывается обычай всеми силами оттягивать момент одевания и откровенно баловаться, когда неизбежная процедура всё-таки настигает. И при этом им уже не интересно пыхтеть над непослушной одеждой, чтобы справиться с ней самим. В этом случае нет другого пути, кроме как постепенно делегировать ребёнку манипуляции, которые ему уже по силам.

Во-вторых, очень часто избыток детской активности гораздо полезнее не пресекать и подавлять, а возглавлять и направлять. Девочки уже достаточно большие, чтобы многое понимать, и сейчас у вас возможностей превратить в весёлое приключение рутинные процессы гораздо больше, чем раньше, когда они были крошками. Почему инициаторами веселья выступают дети? Почему не вы – режиссёр спектакля, которым дети хотят расцветить свою жизнь? Я понимаю, что родителям двух озорных близнецов часто совсем не до смеха. Но в то же время хорошо помню собственного сына в этом возрасте. Бедняжка очень уставал от длинных переходов пешком и чисто физически не мог пройти полторы остановки. Зато он очень даже мог пробежать их, если мы при этом играли в догонялки. Если честно, я терпеть не могу бегать. Но тащить на себе бутуза трёх-четырёх лет мне тем более было не под силу.

От вас не требуется очень большой фантазии, когда у вас под носом два отличных генератора идей. Сосчитайте до десяти, мысленно поднимитесь на пару этажей выше, и с безопасного расстояния взгляните на действия детей не с позиции того, как это мешает нормально поесть или быстро одеться, а с точки зрения того, что именно их так забавляет, и как во что-то подобное можно поиграть так, чтобы ненароком двигаться в нужном вам направлении. Если отношения между девочками скорее дружеские, чем сопернические, можно даже рискнуть и устроить что-то похожее на соревнование. Не в смысле: «Маша оделась быстрее, Маша – молодец, а Глаша – не молодец». А в смысле: «А ну-ка давайте посмотрим, кто сегодня быстрее наденет штаны?» или «Кто обуется быстрее, чем я?» (могут ведь и обе обойти вас, правильно?).

В целом поведение детей – всегда сообщение. Несносное поведение – всегда просьба о помощи, когда ребёнок не знает, как лучше, или не может справиться со своими чувствами, не может их понять и определить. Или обстоятельства как-то ущемляют потребности в развитии, и ребёнок чувствует, что он сейчас лопнет, если не сделает то-не-знаю-что. Ответы на эти вопросы может подсказать непредвзятое наблюдение за детьми, чуткость к тому, что конкретно их увлекает в данный период времени. Если вы чувствуете, что «застряли» в своём видении ситуации, возможно, вам будет полезно обсудить её с психологом на личной встрече и сместить взгляд на проблему так, чтобы стали видны новые горизонты изменения ситуации.

  • Полезная рассылка

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Партнерский материал

Опыт родителей

Один Монтессори-день Виктории

Опыт родителей

Что мне помогло создать развивающую среду: личный опыт

Опыт родителей

Один Монтессори-день Елисея

Опыт родителей

Один Монтессори-день Георгия

1 комментарий
Опыт родителей

Один Монтессори-день Максима

2 комментария
Опыт родителей

Один Монтессори-день Матвея

3 комментария
Опыт родителей

Один Монтессори-день Демида

2 комментария
Опыт родителей

Один обычный Монтессори-день с двумя детьми

1 комментарий