Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Что делать, если малыш ест краски
У редакции «Монтессори.Дети» спросили:
– Ребёнку полтора года. Рисовать красками не хочет, только грызёт их и кисточку. Когда забираю материалы, начинается истерика. Но ведь это же химия! Пальцами ребёнок рисовать не хочет, он брезгливый. Также из-за брезгливости ему не нравятся пластилин и песок (который не рассыпается). Однако он может возиться в обычном песке и рисовать пальчиками по манке. Как привить ему интерес к краскам?
На вопрос отвечает Наталия Гончарова, детский психолог и Монтессори-педагог.
Почему ребёнок ест краски
Основная идея Монтессори-педагогики – ребёнок должен заниматься в каждый момент времени тем, что вызывает у него наибольший интерес. Это объясняется существованием сензитивых периодов развития, то есть периодов особой восприимчивости к той или иной деятельности. Если ребёнок не овладеет определённым видом знаний и умений в наиболее подходящий для этого период, он уже не сможет так легко, быстро и с удовольствием обучиться этому в будущем.
Также учитываются индивидуальные особенности ребёнка. Дети могут быть более или менее склонны к занятию одним или другим видом деятельности.
Родителям и педагогам стоит помнить, что нельзя форсировать события. Если ребёнку не нравится заниматься с тем или иным материалом или малыш использует его не по назначению, отложите материал на время или замените его более простым. То же самое с играми.
В вашем случае поведение малыша свойственно детям такого возраста. Дети всё ещё могут тянуть мелкие предметы в рот до 2-х, а иногда и до 3-х лет. Но во избежание несчастных случаев и отравлений, родители не должны допускать этого.
В итоге ребёнок берёт материал, но использует его не по назначению, взрослый запрещает подобное использование (что совершенно естественно) и этим вызывает неприятные чувства у ребёнка. Если это повторяется много раз, скорее всего, ребёнок будет испытывать всё меньшее желание заниматься с материалом в будущем.
Поэтому лучший вариант – отложить краски на некоторое время, и время от времени пробовать возвращаться к ним (например, через месяц) и наблюдать реакцию ребёнка. Благоприятно может подействовать опыт наблюдения за тем, как рисуют старшие дети. Если это невозможно – ничего страшного: ваш ребёнок обязательно заинтересуется процессом рисования, просто позже.
Лучше начинать не с рисования кисточками, а с рисования пальчиковыми красками, губкой или штампиками (их можно сделать и самим, например, из половинки картошки), потому что в данном возрасте ребёнок только начинает осознавать, что он может оставить след на бумаге тем или иным способом и обычно именно это вызывает наибольший интерес.
Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов