• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

«Оказалось, мой ребёнок умеет заниматься самостоятельно с одной игрушкой 35 минут»

«Оказалось, мой ребёнок умеет заниматься самостоятельно с одной игрушкой 35 минут»

Меня зовут Наталья, мне 31 год, а моей дочери Мануэле — 3 года и 8 месяцев. Мы из Киева. Любим проводить время на природе, вместе петь и выращивать зелень, овощи. Ходим каждую субботу в церковь. На курс о развитии детей с 3 до 6 лет я пришла, чтобы научить ребёнка играть самостоятельно и помочь лучше концентрироваться. Понять, в каких направлениях развивать дочь и сопровождать в жизни, делая её счастливой и испытывая радость самой.

Я давно интересуюсь методикой Монтессори: мне близки идеи естественного развития и заботы о внутреннем мире маленького человека. Понемногу и раньше применяла её, но хотелось большего.

Вот ещё несколько целей, которые привели меня на обучение:

  1. Получить новую информацию о практическом внедрении в жизнь метода Монтессори для детей 3–6 лет.
  2. Понять, как открывать этот интересный мир ребёнку, видя его потребности.
  3. Самой быть счастливой оттого, что понимаю дочь и развиваю её в верном направлении.
  4. Создать такую игровую зону, которая будет притягивать ребёнка и внешним видом, и занятиями.
  5. Поддержать необходимые условия в среде для развития концентрации.
  6. Сделать так, чтобы ребёнок умел заканчивать начатые дела.
  7. Быть позитивной мамой, всегда замечая даже самые маленькие достижения доченьки, и мудро хвалить её.
  8. Узнать, как правильно реагировать на эмоции ребёнка.
  9. Научиться быть для своей дочери интересным взрослым.

Расскажу, как благодаря курсу получилось всего этого добиться.

Переосмыслить роль родителя

Уже на первых уроках мы с мужем услышали много важных вещей, которые перевернули в нашем сознании представления о родительстве. А как только начали применять рекомендации педагогов на практике, изменилась и доченька: например, стала меньше капризничать и теперь сама принимает решения, а потом уже их исполняет.

Мы поняли, что если хотим научить ребёнка самостоятельности и заложить в него основы гармоничной личности, нужно начать с себя. Ребёнок «зеркалит» нас, а значит, в первую очередь нужно приводить свою жизнь и отношения с окружающими в порядок.

Вот ещё несколько важных принципов:

  • К ребёнку стоит относиться как к личности, давая право принимать решения в рамках общей стратегии семьи.
  • Нужно подготовить домашнее пространство так, чтобы в нём ребёнок мог получить богатый сенсорный опыт и с каждым днём становиться самостоятельнее.
  • Важно не упускать окна возможностей на каждом этапе развития ребёнка, а максимально продуктивно их использовать.
  • Нужно быть внимательным в общении с ребёнком и следить за собой.
  • Задача родителя — давать ребёнку возможность двигаться в своём темпе, выбирать занятия самому и поддерживать самостоятельность.
  • База позитивной социализации закладывается в детстве.
  • Важно развить у ребёнка внутреннюю дисциплину.
  • Нельзя забывать включать ребёнка в жизнь семьи и ухаживать вместе за средой, обращать его внимание на красоту реального мира.

Я начала больше понимать себя и других, вижу последствия упущенных возможностей. Ещё раз убедилась в том, что не бывает плохих детей. Очень и очень многое зависит от родителя и его подходу к воспитанию, развитию ребёнка.

После этого урока мне ещё больше захотелось стать лучше, сделать всё возможное, чтобы у моей доченьки было счастливое детство, наполненное открытиями и радостью семейных отношений.

Сделать открытия о своём ребёнке и узнать его лучше

Перед тем как научить ребёнка играть самостоятельно, нужно понаблюдать за ним. Так проще понять потребности развивающейся личности — от них можно отталкиваться, подбирая занятия и обустраивая домашнее пространство. Мама успокаивается и восстанавливает ресурс, ребёнок — тоже: ему не мешают, он чувствует поддержку рядом и увлечённо играет.

На обучении нам предложили эффективные техники наблюдения, и вот что я обнаружила:

  • Мануэла уже начала интересоваться рифмой, произнесла «весы, часы» — значит, пора предложить ей соответствующие занятия;
  • появился интерес к рассказыванию историй — значит, стоит добавить истории в картинках;
  • чтобы дочь не просила меня постоянно что-то подать, достаточно обустроить кухню так, чтобы ей было удобно себя обслуживать самой;
  • играя, дочь понарошку демонстрирует приготовление блюд по рецептам — значит, есть потребность заниматься этим, используя настоящие продукты, а мне пора сделать книгу рецептов, чтобы помочь ей развиваться.

Я по-другому посмотрела на дочь, начала восхищаться и той работой, которую проделывает её мозг и тело. Наблюдение помогло увидеть потребности и научиться «идти за ребёнком»: поддерживать дисциплину в условиях свободы и предлагать занятия, которые подойдут ему. А когда занятия по душе, и играть, не отвлекая маму и папу, проще.

играет самостоятельно
Оказалось, мой ребёнок умеет концентрировать внимание — она играла с одной игрушкой 35 минут

Внести упорядоченность во всё, что окружает ребёнка дома

Я и раньше придерживалась принципов Монтессори, но вот упорядоченности у нас не было. На обучении поняла, насколько это значимо для ребёнка. Чтобы научить его играть самостоятельно, структурировать домашнее пространство необходимо. Тогда будет проще доверять окружающей среде, и он станет спокойнее, увереннее. Зная, где и что лежит и зачем это нужно, даже непоседа сможет занимать себя сам и развиваться с удовольствием.

Прихожую мы обустроили так, чтобы Мануэле было удобно самой доставать и надевать свои вещи:

прихожая для малышки

По этому же принципу изменили ванную и кухню:

ванная и кухня для малыша

Когда переделали кухню, Мануэла стала больше работать за ней, теперь она чувствует что это её личное пространство и следит за чистотой. Теперь ей легко готовить самой. Как бонус — во время этого занятия развивается мелкая моторика.

девочка готовит

девочка готовит салат

гардероб малыша
Пересортировала одежду. Ребёнок каждый вечер устраивает сюрприз перед сном — все вещи складывает и убирает на место

А вот наша зона творчества:

зона творчества для самостоятельного ребёнка

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первые шаги в развитии самостоятельности у вашего ребёнка



 

Познакомить ребёнка с развивающими занятиями по потребностям

На обучении мы поняли несколько важных моментов:

  • Ребёнка не должны окружать случайные предметы и обстоятельства: всё, что находится в окружающей его среде, должно иметь предназначение.
  • Один материал должен быть направлен на развитие одного органа чувств.
  • Все материалы должны выглядеть эстетично, привлекая ребёнка.

С курсом в нашу жизнь вошло множество интересных и полезных занятий, направленных на распознавание вкусов и запахов, работу с цветами:

научить ребёнка играть самостоятельно просто

Важно, чтобы ребёнок мог взаимодействовать с материалом. Например, мы провели два эксперимента с магнитами. Доченька была в восторге и сама открыла для себя, что предметы могут цепляться друг за друга! Нашла дверные замки, к которым также магнитятся магнит.

девочка и магнит

Вместе познаём прекрасный мир, складываем светящиеся пазлы солнечной системы и проговариваем, что есть солнце, планеты, спутники. Знакомимся с окружающим миром.

окружающий мир

Мануэла много рисует и самостоятельно читает:

девочка читает и рисует

Как научить ребёнка играть самостоятельно: в чём секрет

Чтобы ребёнок научился играть самостоятельно, мы помогли ему стать самостоятельнее во всём:

  • обустроили домашнюю среду так, чтобы заниматься любыми делами, в том числе взрослыми, Мануэле было удобно;
  • понаблюдали и предложили занятия с учётом потребностей и интересов;
  • сопровождаем на пути к гармоничному развитию — направляем и помогаем, а не вмешиваемся в деятельность, когда это не нужно.

Сейчас дочка с удовольствием играет сама. А ещё у неё появилось так много занятий, что для этого практически не нужны игрушки — ведь дома можно делать столько всего интересного!

Текст и фото: Наталья Антонюк, выпускница онлайн-курса «Развитие ребёнка дома с 3 до 6 лет»

Редактор: Камила Кленовиц

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться