Главная Развитие детей Здоровье и физкультура Дыхательная гимнастика для  детей от трёх до шести лет

Дыхательная гимнастика для  детей от трёх до шести лет

Дыхательная гимнастика для дошкольников приобретает новые черты. В этом возрасте можно попытаться направить занятия в чуть более сознательное русло, то есть постепенно приучить ребёнка наблюдать за своим дыханием и контролировать его. Это позволяет достичь удивительных результатов с точки зрения психического развития — фактически, это прямой путь к умению управлять своим вниманием. Ребёнок, занимающийся дыхательными упражнениями, одновременно развивает волю и самоконтроль. Добавим к комплексу дыхательной гимнастики для малышей более сложные упражнения.
Дыхательная гимнастика для  детей от трёх до шести лет

Слушаем своё дыхание

Упражнение выполняется в любом удобном положении. Важно, чтобы окружающая обстановка была спокойной.

Попросите ребёнка прислушаться к своему дыханию и ответить на вопросы:
Куда попадает воздух при вдохе и откуда выходит при выдохе?
Дыхание сейчас лёгкое или глубокое? Частое или медленное? Тихое или шумное?
Где конкретно, в каких частях тела ощущается движение? При вдохе? При выдохе? Живот ли это? Грудь? Плечи?

В поисках ответов на эти вопросы дети обращают внимание на сам процесс: прислушиваются к движению воздуха в носовых проходах, в области живота и груди. Обнаруживают, что дыхание может очень отличаться по характеру, частоте, глубине в разные моменты.

Важно не только расспросить ребёнка, но и обратить его внимание на изменения. Если он только что бегал и прыгал, дыхание сопровождалось движениями всего тела. Тогда оно глубокое, шумное, частое. За спокойными занятиями — рисованием, игрой с конструктором — лёгкое, тихое, незаметное. Оно может замедляться во сне. А когда человек испуган и прячется, он автоматически таит своё дыхание, так что оно происходит в основном только в верхней части тела, в области плечей и ключиц.

Ножницы

Стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты в стороны ладонями вниз. Со вдохом поднимаем левую руку вверх, а правую опускаем вниз. С выдохом – опускаем левую, поднимаем правую. Чередуем руки на шесть – десять раз.

Гуси летят

Это упражнение выполняется при ходьбе. С каждым вдохом прямые руки, крылья, разводятся в стороны, с каждым выдохом опускаются с произнесением длинного звука «г-у-у-у». Всё это время ребёнок не прекращает идти. Можно повторять до десяти раз и более.

Пружинка

Лёжа на спине, ноги прямые, руки вытянуты вдоль туловища. С выдохом поднимаем ноги, сгибаем в коленях и подтягиваем к животу. На вдохе ноги возвращаются на место. Повторяем шесть — восемь раз.

Ивушка

Сидя на полу или на стуле. Вдыхая, поднимаем руки, ветви ивы, вверх, выдыхая – опускаем перед собой, слегка склонившись в сторону рук всем телом. Делаем четыре — шесть раз.

Когда мы говорим о развитии глубокого полного дыхания, и о развитии дыхательной системы вообще, мы имеем в виду всегда два аспекта — это наработка навыка, или формирование нейронных цепочек, и развитие мышечных структур, отвечающих за процесс дыхания. Они отражены в следующих упражнениях, которые являются базовыми для развития правильного дыхательного паттерна.

Железный дровосек

ИП — стоя, ноги на ширине плеч. Вдыхая, поднимаем сложенные вместе руки, топорик, вверх, выдыхая — резко опускаем вниз, одновременно наклоняя весь корпус и произнося «бах!». Наклон должен быть глубоким и резким, так же, как и выдох. Руки-топорик словно прорубают пространство между ног. Слово «бах!» не столько произносится, сколько выкрикивается. Позвольте ребёнку покричать изо всех сил. Повторяем не более пяти раз.

Шарик в животе

Лёжа на спине, выполняется очень расслабленно. Обе ладони следует положить на пупок, одна на другую. Делая медленный плавный вдох, ребёнок надувает живот, как воздушный шарик. Затем происходит выдох, живот расслабляется и опускается. Повторяем от четырёх до десяти раз.

Ладошки, лежащие на пупке, помогают ребёнку собрать внимание в этой области и лучше ощущать движения живота за счёт веса ладоней. Вместо рук можно использовать любой предмет. Например, любимую игрушку, которой будет весело качаться вверх-вниз — такая игра поможет мотивировать малыша. Или можно объяснить ему, что это игра в воздушный шарик — он надувается вдохом и сдувается выдохом. По сути, именно это и происходит, только надувается не шарик, а брюшная полость.

Чтобы суть процесса стала более наглядной, представьте себе тело в виде полости, подобной цилиндру насоса. Гибкая перегородка диафрагмы, отделяющая грудную полость от брюшной, будет в этом случае подобием поршня насоса. Диафрагма опускается — давление в брюшной полости повышается. Диафрагма поднимается — давление понижается. Именно таким образом живот и надувается вдохом — ведь вдохнуть непосредственно в брюшную полость невозможно.

Такие внутренние процессы называются нижним, или брюшным, или диафрагмальным дыханием, и упражнение «Шарик в животе» — первая и самая важная ступень в его освоении. Оно формирует правильный паттерн этого типа дыхания и тренирует саму мышцу диафрагмы.

Если вы смотрели фильм «Король говорит», снятый по мотивам биографии короля Великобритании Георга VI, то обратили внимание, что именно такие упражнения выполнял под руководством своего логопеда король. Благодаря этому ему удалось развить звучный красивый голос — ведь его поток дыхания опирался на сильную диафрагму. А кроме того, благодаря этим занятиям король обрёл уверенность в себе.

Правда, в фильме показан немного другой вариант, который тоже можно и нужно выполнять с ребёнком, но только после того, как будет уверенно освоен предыдущий вариант. Он отличается усилием, которое малыш прикладывает, надувая живот. Вначале это усилие должно быть совсем невелико – достаточно, чтобы живот выпятился пупком вверх. А затем можно надувать его сильнее и сильнее, нагружая и укрепляя таким образом и диафрагму, и мышцы брюшной полости. В этом варианте уместно будет задерживать дыхание в крайней точке вдоха и в крайней точке выдоха на три секунды. Вариант с задержками не следует повторять более пяти раз подряд.

Шарик в грудной клетке

Это упражнение похоже на предыдущее, но направлено на развитие не брюшного, а грудного дыхания. Выполняется как лёжа, так и сидя или стоя. Воображаемый шарик помещается в грудной клетке. Вдыхая, ребёнок старается надуть этот шарик. При этом его ладони расположены на нижних рёбрах справа и слева и помогают почувствовать расширение, распирание рёбер. На выдохе руки активно работают, сжимая рёбра и помогая сдувать шарик. Повторять упражнение следует от шести до десяти раз за один приём.

Эти действия помогают отстраивать правильный паттерн дыхания и осознавать его, а также отлично тренируют межрёберные мышцы —те самые, которые отвечают за процесс дыхания. И если предыдущее упражнение способствует вентиляции нижних отделов лёгких, то «Шарик в грудной клетке» вентилирует средние.

Не забудьте, что во всех приведённых упражнениях, как и в повседневной жизни, дышать следует только носом. Следите за тем, чтобы ребёнок не хватал воздух ртом. Выдох через трубочку рта, который используется в некоторых упражнениях, является тренировочным моментом. Каждый раз при выполнении какого-либо дыхательного или, шире, физического упражнения выдыхать через рот – неправильно. Я предупреждаю об этом, так как вижу, что это делают многие взрослые, видимо, ошибочно понимая значение выдоха через рот. Более подробно о правилах в статье Польза и техника безопасности дыхательной гимнастики.

Автор — Алёна Дудко
Иллюстрации Елены Юдиной, верхняя — интернет

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Путешествуем с детьми до года: лайфхаки для родителей

Опыт родителей

План подготовки к новому году: списки и идеи

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы