• Обложка книги до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Комната для детей разного возраста

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • Как выглядит электронная книга

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Как помочь ребёнку научиться есть самостоятельно

У нас спросили:

– Дочке год и шесть месяцев, она на грудном вскармливании. Отказывается практически от всей пищи, воду не пьёт. Ложкой накормить невозможно, с года упрямится и может есть с ложки только сама, но съедает очень мало, суп весь выливается, бутылочку не сосёт. В год и шесть весим 9,2 кг, 77 см рост. Как ребёнку привить пищевой интерес и к воде тоже? Перед ней кушаем с аппетитом, кормим игрушки, она сама их кормит, но, когда я пытаюсь ей ложечку ко рту поднести, сразу отказ. Насильно не кормили.

На вопрос отвечает Анна Федосова, психолог и Монтессори-педагог.
Как помочь ребёнку научиться есть самостоятельно

Какие действия родителей помогают детям научиться есть самостоятельно

Первое, что нужно сделать — замедлиться. Выделите достаточно времени на приёмы пищи. Да, если подолгу есть, это сокращает время на другие пункты расписания, но это не навсегда. Вы вот взяли курс по воспитанию, тратите на него время. А малышу сейчас актуален курс по самообучению самостоятельной еде. Дайте ему столько времени, сколько нужно.

Если ребёнок не истощён и у него нет других медицинских проблем, то нужно дать ему возможность получить честную обратную связь, чтобы он действительно почувствовал голод.

Посадите ребёнка за стол. Причём так, чтобы он сам мог встать и уйти, и дайте ему что-то поесть. Скорей всего, первое время ребёнок будет то уходить из-за стола, то снова возвращаться. Первые пару раз можно позволить ему покружиться.

Потом убираем еду и говорим: «Если ты закончил, я убираю со стола, в следующий раз будем есть в обед». И если он говорит: «Я закончил», то вы ему верите, даже понимая, что он принял не совсем взвешенное решение. Он отказался, хорошо, к обеду ребёнок уже более заинтересован, чтобы что-то съесть.

Включайте в рацион в первую очередь те блюда, которые получается съедать лучше, и не предлагайте сразу большие порции. Дайте на обед то, что он может легко съесть, даже рукой — картошку, макароны, пирожок, а на десерт, например, банан. На ужин можно сделать калорийный напиток: кефир с фруктами, смузи или кисель. То, что можно выпить и получить калории, не прилагая много усилий. Пожевал, запил, пошёл сытый спать. На завтрак можно предложить шарики из полезных завтраков, которые ребёнок сможет заливать молоком, размешивать ложкой и вылавливать из тарелки.

Предлагайте калорийную пищу и напитки (только не из бутылки или поильника, а всё-таки взрослыми способами). Так как действительно, пока меткость и результативность в еде далеки от совершенства — съедается меньшая порция в единицу времени.

Придумайте, что поможет вам успокаиваться и держать себя в руках. Смотреть, как другой медленно делает то, что вы могли бы сделать быстро и хорошо — пытка. Возможно вам нужно что-то, что поможет вам отвлечься и не вмешиваться. Я не шучу. Это действительно трудно и заслуживает столько же уважения, сколько и упорство ребёнка на его пути к умелой самостоятельной еде.

Что поможет девочке научиться есть самостоятельно в описанной ситуации

Увы, проще создать хорошую привычку, чем менять плохую. Довольно часто родители упускают тот момент, когда дети охотно учатся есть самостоятельно «взрослую» еду и так, как это принято у взрослых. Момент этот наступает тогда, когда дети ещё такие неуклюжие и справляются с едой так медленно, что часто родители уступают соблазну покормить их с ложки, протереть, а то и вовсе налить в бутылку полужидкую еду, предлагая тем самым есть взрослую еду младенческим способом.

Заставить быть самостоятельным, в частности в пище, никого нельзя. Но можно создать условия, в которых будет всё, что необходимо для самостоятельности, и ждать, пока ребёнок реализует свою природную склонность быть самостоятельным. На что можно опереться в данном случае? На то, что девочка умеет есть сама и имеет желание это делать, и на то, что ещё присутствует грудное вскармливание. Это значит, что вы можете позволить девочке есть самой, не очень беспокоясь о том, что она сама съест слишком мало.

Много ли, мало ли – грудное молоко у неё в запасе. Но важно, чтобы вы предлагали ей есть взрослую еду всякий раз, когда она голодна, а грудным молоком только докармливали после того, как она поест (не укоряя её в том, как мало она съела, даже взглядом или жестом, поскольку любое неодобрение будет восприниматься как порицание того, что она ела, а не того, что она ела недостаточно много).

Если ребёнку ещё утомительно съедать достаточно большую порцию, можно попробовать предлагать еду чуть чаще. Присмотритесь к посуде и столовым приборам: насколько удобно не очень ещё ловкому человеку есть из такого комплекта? Самая простая, удобная форма тарелки, например, – глубокая мисочка или пиала. С плоской тарелки нелегко зачерпнуть еду ложкой, а из пиалы или бульонницы черпается отлично. Ложки-вилки тоже могут крутиться в руке, выскальзывать или быть велики. Понаблюдайте за тем, как девочка ест, и предложите ей максимально удобные посуду и приборы.

Если рост и вес вызывает беспокойство, можно продумать диету так, чтобы она была более калорийна. Наверняка из того, что девочка любит, есть высококалорийные продукты – предлагайте ей их почаще. Важно держать в узде собственное беспокойство, потому что в противном случае вы транслируете его ребёнку. Если человек в любую секунду ждёт, что его начнут кормить насильно, едва он замешкается, аппетит его от этого тягостного ожидания вряд ли возрастёт (а кормление с ложки того, кто об этом не просил, и, в принципе, может худо-бедно есть сам, есть мягкая и деликатная форма кормления насильно).

Очень может быть, что девочка прекрасно чувствует, как преувеличенно вы радуетесь тому, что игрушка «поела». А может быть, и переживает, что она хуже игрушки, раз ей сейчас не хочется уплетать так помногу, как игрушка, но хочется, чтобы её хвалили. Если вы дразните аппетит ребёнка, важно, чтобы это ни к чему его не обязывало, иначе весь положительный эффект пропадёт. Готовьте больше вместе с ней, приглашайте её разделять с вами трапезу, но дайте ей возможность есть или не есть. Здоровый ребёнок рано или поздно предпочтёт есть. Но если он сделает это по своему выбору, то поступит психологически более здорово, чем когда уступит внешнему давлению.

Что касается питья, то тут я позволю себе маленькое отступление. Во всех классах, где я работала, стоял либо детский кулер, из которого дети сами наливали себе попить, когда сами этого хотели, либо специальный кувшин и стакан. Так вот, как только вновь пришедший ребёнок обнаруживал, что может сам себе налить и выпить стакан воды, он включался в этот процесс. И не переходил к другим материалам, не выпив своих пяти литров воды. У некоторых уходило несколько занятий, чтобы справиться с этой задачей. Так или иначе, у всех был какой-то период, когда они пили, даже не испытывая жажды, только потому, что это безумно здорово – самому налить себе стаканчик воды и выпить его. Но таких, которые бы совсем не воспользовались случаем напоить себя я не встречала.

Возьмите маленький нетяжёлый кувшин, стакан и губку для вытирания и поставьте в доступе ребёнка. Покажите, как с ними обращаться, но не торопите ребёнка пить. Можете себе налить и напиться, когда будете действительно испытывать жажду, не больше.

Общий план таков: создайте максимально благоприятные условия для самостоятельного питья и питания, покажите, что и как ребёнок может делать, и не мешайте ребёнку в его ритме, не спеша, воспользоваться этими условиями, потому что САМОстоятельность он сможет проявить только САМ.



Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки



Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *