• Обложка книги до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Комната для детей разного возраста

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • Как выглядит электронная книга

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Эмоциональный интеллект детей и его развитие

Эмоциональный интеллект детей и его развитие

Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка? Нужно ли вообще это делать или он разовьётся сам, без вмешательства взрослых? Этими вопросами задаются многие родители.

Сначала разберёмся, что такое эмоциональный интеллект. Психолог М. Смит пишет, что это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Термин был введён в научный обиход тогда, когда стало понятно, что для того, чтобы быть успешным и продуктивным, порой человеку недостаточно общих интеллектуальных способностей. Наряду с достаточно высоким интеллектом необходимо эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Одна из важных задач дошкольного возраста – развитие эмоционального интеллекта, основа которого взаимодействие со взрослыми. Эмоциональный интеллект развивается там, где ребёнок растёт в атмосфере принятия его собственных эмоций и чувств. За счёт этого дошкольник учится понимать и принимать многообразие эмоций и чувств других людей.

Бывает, что в некоторых семьях существует запрет на выражение некоторых эмоций, например, гнева, страха, презрения и т. д. А ведь эмоции возникают у человека независимо от его воли. Взрослый может их не показывать, а вот для ребёнка дошкольного возраста это затруднительно.

Подавление эмоций детей – прямой путь к эмоциональному неблагополучию. Здесь речь идёт как раз о такой особенности эмоционального интеллекта как способность понимать свои эмоции и управлять ими. Нельзя запретить ребёнку испытывать, например, гнев. Но можно научить осознавать его и выражать социально приемлемым способом. Так, если взрослый говорит: «Не злись», он учит ребёнка подавлять эмоции.

Будет лучше, если родитель поможет малышу осознать эмоции. Как это сделать? Например, так: «Похоже, ты злишься на брата за то, что… Я вижу, ты сжимаешь кулаки. Ты бы, наверно, отлупил его, вот как ты зол. Можешь сказать ему, что злишься на него, и побить грушу. Может быть, ещё что-то сделать, что поможет тебе справиться со злостью?»

как развивать эмоциональный интеллект ребёнка

Совсем не обязательно для развития эмоционального интеллекта водить ребёнка на специальные занятия. Малышу вполне достаточно жить в мире и активно взаимодействовать с ним. В обычном живом общении, на основе жизненных примеров, на основе примеров художественной литературы, живописи, кинематографа.

Не отгораживайтесь от того, что происходит. Если вы видите на улице человека, которому нужна помощь, подойдите к нему вместе с ребёнком и помогите. Откройте дверь бабушке, которая несёт в руках две сумки, уступите место в трамвае, помогите маме с детской коляской спуститься по лестнице. За этими действиями стоит не просто желание помочь.

Увидеть того, кому нужна помощь, распознать его эмоции на данный момент, понять, что помощь уместна – это всё проявления эмоционального интеллекта. Совсем не обязательно назидательно рассказывать малышу, что и зачем вы сейчас делаете. Достаточно просто сделать и ограничиться парой слов: «Давай бабушке поможем, ей тяжело сумку нести». Читайте книги с ребёнком, смотрите фильмы и мультики, обсуждайте прочитанное и увиденное, будь то действия героев или их чувства. Не забывайте и о ваших чувствах относительно прочитанного или просмотренного.

Игры для развития эмоционального интеллекта у детей

Если вы возьмёте карточки с нарисованными эмоциональными проявлениями и ваша игра будет заключаться в том, что ребёнок должен угадать эмоцию (радость, страх, гнев и т. д.), особого смысла в таких играх нет. Простое называние эмоций, оторванное от жизни, не имеет практического смысла.

Эмоциональный интеллект развивают любые игры, в которых дети взаимодействуют. Там, где нужно общаться, договариваться, сотрудничать, работать в команде, искать компромиссные решения. Так, играя в магазин, ребёнок учится догадываться о возможных потребностях покупателя, учится быть вежливым и внимательным к другим. Игра в больницу – возможность переживать, развивать эмпатию, учиться сочувствовать больному. Даже играя в песочнице, вы можете способствовать развитию эмоционального интеллекта у ребёнка. Обратите внимание, что кому-то грустно (предложить поиграть вместе?), кто-то смотрит с вожделением на игрушку ребёнка (дать поиграть на время?), кто-то никак не может построить дом (помочь?), а кто-то обиделся.

Роль литературы в эмоциональном развитии ребёнка

По большому счёту, учебники типа этики для младших школьников, книги эмоций для дошкольников, правил этикета для малышей и т. п. сродни прописи по обучению езде на велосипеде. Да, если при этом речь ещё и не о детках, а о слониках и говорящих башмачках, реалистичность истории теряется в районе плинтуса. Но реалистичность поучительных историй не слишком велика даже тогда, когда их персонажи — люди.

Понимание эмоций другого нужно нам в живом общении, и прежде всего в нём и имеет смысл. Эмпатия развивается в личном опыте и нейротипичному ребёнку не нужна опора на карточки, книжки или схемы. Они неплохо себя зарекомендовали в работе, например, с аутичными детьми, но там они служат удовлетворению особых потребностей ребёнка.

Я не говорю сейчас о художественных произведениях, где герои дошкольники или младшие школьники. Несомненно, истории, касающиеся знакомых ребёнку реалий, вызывают в нём особенный эмоциональный отклик. Именно такие книги он сможет обсуждать с вами, если вы пригласите его порассуждать вместе. Почему герой поступил так, а не иначе? Хорошо ли он поступил? Как ты думаешь, что чувствовал персонаж? Почему? Как ты понял, что он расстроился/обрадовался/рассердился? Как бы ты поступил?

Есть немало хороших книг, в которых действие разворачивается в понятных ребёнку обстоятельствах. Это и книги Л.Ф. Воронковой, Э.Н. Успенского, В.Ф. Драгунского, М.М. Зощенко, которые мы сами помним с детства. Сейчас появилось немало переводов хороших книг из разряда детям о детях. Детям дошкольного возраста будут интересны приключения персонажей Ф. Саймон, Р. Госсини, например. Для школьников я даже и перечислять не возьмусь — хороших книг действительно много.

Кроме того, дети старше трёх лет уже вполне могут понимать метафоричность сказочного, и с удовольствием слушают такие книги, как «Ветер в ивах», «Приключения медвежонка Паддингтона» (даже не пытайтесь смотреть фильмы! – моё мнение), книги Э. Рауда или О. Пройслера. Эмпатия как таковая на книжном субстрате не разовьётся, но книги, подобные перечисленным, насыщены эмоциями и близки по характеру переживаний детям, так что в качестве дополнения к собственному жизненному опыту могут быть полезны для развития эмоционального интеллекта дошкольника.

Развивая эмоциональный интеллект ребёнка, учите его не только осознавать то, что происходит с ним, но и видеть то, что происходит вокруг него. Именно такое внимательное отношение к себе и другим поможет малышу эффективно взаимодействовать с другими людьми, уважая как себя самого, так и других.

 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Катерина

Спасибо, все нужно развивать, но только не переусердствовать. Есть дети которым все легко дается, а есть которые вообще ничего не хотят и не понимают. Вот таким точно помощь нужно. Сын у меня вроде парень сообразительный, но вот сконцентрироваться ему очень сложно, да и память иногда подводит. Даю витамишки мульти+, отличные витамины ля памяти. Орехи грецкие, стараемся в парк гулять ходить.

20 Ноября 2019 Ответить