• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Эрдкиндер: как Монтессори справляется с подростковым возрастом

Эрдкиндер: как Монтессори справляется с подростковым возрастом

Пожалуйста, ответьте на эти вопросы. Смогли бы вы построить дом, в котором можно жить? А приготовить полноценный и питательный обед, не используя полуфабрикатов? Если представить, что исчезли все магазины, смогли бы вы сшить для своей семьи одежду? А если бы случилась национальная катастрофа, смогли бы жители вашего города обеспечить себя продовольствием и чистой водой без поставок из других регионов? Иначе говоря, если бы всё зависело только от вас, какие бы у вас были шансы на выживание?

Правда в том, что мы покинули школьные стены, обладая таким малым количеством навыков, необходимых в реальной жизни, что, оказавшись на ферме, мы бы не протянули там и месяца. Если вы изучали геометрию, то будете ломать себе голову, пытаясь применить полученные знания для того, чтобы установить крышу на сарай. Даже если вы изучали химию, вы всё равно рискуете отравиться из-за того, что ошиблись, проверяя воду в колодце. И разве это нормально, что, потратив годы, изучая арифметику и алгебру, мы не умеем рассчитывать домашний бюджет и сводить баланс по своим счетам?

программа Эрдкиндер для подростков

Но что если бы, когда нам было 12 лет, нас отправили жить на ферму к родственникам? Да, возможно мы бы нашли там подходящие книги, если бы нам захотелось узнать больше о севообороте, приготовлении молочной краски или о том, какие бывают типы погоды, но в основном помогали бы взрослым в их работе. Мы бы ухаживали за животными, сеяли и собирали урожай, готовили еду; проводили много времени на солнце, занимаясь чем-то полезным, что учило бы нас лучше понимать себя, человеческую природу и планету, на которой мы живём.

Как спасти детей из пучины неизвестности

Цитируя д-ра Марию Монтессори:

«Я вижу будущее не в том, что люди подтверждают свои знания экзаменами и после этого переходят из средней школы в университет, а в личностях, которые будут переходить на более высокий уровень самостоятельности благодаря тому, что они занимаются тем, что им нравится и прилагают усилия и волю для выполнения этой деятельности, в чём и заключается личностный рост человека».

Да, это не то, к чему мы привыкли сегодня, но и Эйнштейн говорил похожее:

«Ценные вещи передаются детям благодаря личному общению с учителями, а не – по крайней мере не полностью – благодаря учебникам. Именно общение главным образом способствует передаче и сохранению культуры».

В программе эрдкиндер дети живут на ферме, а их «обучение» состоит в том, что они управляют фермерским хозяйством, в том числе ухаживают за животными и следят за посевами. В промежутках между этими необходимыми занятиями идут уроки, в основе которых по-настоящему важные книги и походы на природу. Цель программы эрдкиндер (Дети Земли в переводе с немецкого) – взрастить таких людей, которые обладают уверенностью в себе и навыками, необходимыми для жизни в реальном мире.

Монтессори для подростков

Доброта и человечность системы эрдкиндер

В прошлом люди обозначали наступление совершеннолетия разными церемониями. Эскимосские мальчики отравлялись в лес на поиски собственного я. В других культурах обряд инициации включал в себя участие в первой охоте. Только после этих испытаний мальчик становился мужчиной и принимал на себя соответствующие мужские обязанности.

В современных обществах фактически отсутствует какой-либо значимый маркер взросления. Вместо этого мы создали концепцию «подросткового возраста», обозначающую уже не ребёнка, но ещё не взрослого. Марию Монтессори изумляло то, что во время физической, эмоциональной и умственной неразберихи, называемой отрочеством, мы прячем детей за школьные парты вместо того чтобы позволить им направить энергию на осмысленные проекты.

В связи с этим неудивительно, что так много молодых людей теряются в навязанной им пучине неизвестности и выбирают наркотики, лишь бы отвлечься от никчемности своей жизни; что у них случаются приступы агрессии как у диких животных, заточённых в клетки. Человеческие семьи каждый день разрушаются из-за того, что кто-то отказывается хранить верность или ухаживать за больным членом семьи, следить за домом или заботиться о детях, не тратить попусту семейные деньги. Безответственные люди осложняют жизнь всем. И в том, что подобных людей становится всё больше, главным образом виновата наша система образования и то бездумное одобрение, которое она получает от большинства.

В противоположность этому метод эрдкиндер наделяет подростков знанием, что они должны принять на себя ответственность по уходу за собой и что их деятельность, стремления и поступки оказывают непосредственное влияние на их одноклассников, преподавателей, семью и общество. Уроки об экономике, окружающей среде, домашнем хозяйстве усваиваются через практическую работу, а интеллект развивается благодаря чтению, общению с товарищами и обогащающему взаимодействию с искусством, музыкой и природой.

Монтессори и подростки

Где посмотреть, как работает эрдкиндер

Школа-ферма Монтессори Херши, находится в Хантсбурге, Огайо, и считается одной из самых лучших подростковых программ в США. Она работает и как обычная школа, и как школа-интернат; единовременно в ней обучается около 50 учеников от 12 до15 лет. Школа расположена на территории большой фермы, а главный корпус спроектирован так, чтобы управляли им как взрослые, так и ученики. Воспитанники следят за порядком, готовят и учатся обрабатывать и сохранять выращенное на ферме. Школьники активно привлечены к управлению «семейными» финансами, изучая бюджет, когда им поручают покупку необходимых школе товаров. Главный дом в школе также является центром их общественной жизни, местом, где они занимаются искусством и живут рядом с своими ровесниками и взрослыми преподавателями.

Кроме главного дома, на территории фермы находится также множество построек и мастерских. Ученики ухаживают за животными, осваивают такие умения, как работа с деревом; в специальных лабораториях они занимаются экспериментальным садоводством или получением альтернативной энергии, а также самостоятельно организуют концерты, выступления и спектакли. Школьники не только ежедневно пользуются этими сооружениями, они самостоятельно спроектировали некоторые их них, вроде завода для изготовления кленового сахара. Ферму окружают 36 гектаров леса, в котором учащиеся могут свободно гулять, изучать природу, плавать и кататься верхом. Ученики работают не только как помощники по дому, хозяйству и огороду, они заправляют также мини-гостиницей для посетителей.

Среди этой энергичной и творческой жизни воспитанники не могут не научиться следующим навыкам и предметам:

  • Основы математики
  • Экология
  • Биология
  • Алгебра
  • Бухгалтерия
  • Химия
  • Физика
  • Экономика
  • Наука о питании
  • Землеустройство
  • Языки и литература
  • Домоводство
  • Животноводство
  • Различные ремесла
  • Разрешение конфликтов
  • Наука об окружающей среде

Впечатляющий набор навыков для любого подростка, не так ли? И что наиболее важно: предметы, перечисленные выше, будут для ученика не туманными, легко забывающимися, умственными концептами. Дети, учившиеся в школе-ферме Херши, будут пользоваться полученными знаниями для решения насущных проблем и улучшения качества собственной жизни. Всё, чего они достигли, останется с ними на всю их взрослую жизнь.

Я бы осмелилась утверждать, что самый важный урок, получаемый выпускниками этой образцовой программы эрдкиндер – это то, что они могут самостоятельно обеспечить себе жизнь, которая удовлетворит все их нужды и потребности и при этом также удовлетворит потребности других людей.

Обучение подростков по программе Эрдкиндер

Как начать обучать по системе эрдкиндер

Наиболее успешно реализовать программу скорее всего получится в давно существующих и пользующихся авторитетом Монтессори-школах. Это гарантирует наличие необходимой инфраструктуры. Работающая школа также обеспечит необходимый приток учеников: после окончания начальной школы Монтессори дети будут готовы к переходу на следующую ступень. Такие дети уже будут иметь все необходимые навыки для обучения в системе эрдкиндер, так как они и их родители хорошо знакомы с основными методами Монтессори.

В тех случаях, когда у школы нет возможности обеспечить постоянное проживание на ферме, можно организовать упрощённую программу. В неё должны входить однодневные походы и походы с ночевкой; обучение, в центре которого находится ученик: изучение ремёсел; долгосрочные проекты, фирмы, созданные и управляемые учениками, а также обширная учебная программа с акцентом на изучение великой литературы и гуманитарных наук.

В то время как для групп 0–3, 3–6 и 6–12 лет существуют чётко изложенные учебные планы, для программы эрдкиндер д-р Монтессори оставила только общие рекомендации. Именно отсутствие конкретных указаний является главной причиной того, что эрдкиндер редко входит в стандартные Монтессори-программы. Несмотря на это, даже поверхностный поиск в Интернете по запросу эрдкиндер выдаст много полезных сайтов, как про программу вообще, так и про конкретные программы в школах. А это значит, что многие учителя и родители, даже не имея чётких правил, взяли на себя смелость воплотить эрдкиндер в реальность.

Я считаю, что пришло время для внедрения идей эрдкиндер в жизнь. Монтессори-метод всё чаще и чаще используется как в обычных школах, так и в домашнем обучении. Родители, которые высоко оценили результаты обучения в младших классах Монтессори, хотят, чтобы такая же заботливая, уважительная и ориентированная на ребёнка среда была доступна и более взрослым детям. Я надеюсь, что всё больше и больше монтессорийцев будут видеть в системе эрдкиндер серьёзную перспективу для подростков и, как говорила Мария Монтессори, дадут им возможность «переходить на более высокий уровень самостоятельности благодаря тому, что они занимаются тем, что им нравится и прилагают усилия и волю для выполнения этой деятельности».

Чтобы узнать, есть ли в вашем городе школы, работающие по программе эрдкиндер, просто погуглите «эрдкиндер ______» и название вашего города, района или области. Также вы можете погуглить «Монтессори-школа _______» в вашем городе и позвонить туда, чтобы узнать, по каким программам они работают.

Источник: www.montessoriforeveryone.com

Перевод: Ефимова Евгения, Бараблина Юлия

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться