«Где вы держите свои розги?»

Тех, кто посещал первые школы Монтессори, очень удивляло, что детей не заставляли что-то делать. Дети сами, с удовольствием и радостью, занимались, выполняли какую-то серьёзную работу, и им было это интересно. Так было в школах, которые открывались на родине Марии. Так было и в школах, которые открылись в Лондоне. Инспектор начальных школ в совете Лондонского графства доктор Баллард называл это чудом Монтессори. В своей книге «Меняющаяся школа» он писал, что это чудо, когда ребёнок самостоятельно может изучать то, что ему интересно, когда дети могут вместе работать в одном классе, но с разными материалами. Но самое удивительное − их не принуждали и не заставляли это делать.

«Где вы держите свои розги?»

Даже сегодня от тех, кто побывал в Монтессори-школе впервые, можно услышать удивлённое: «Если б не видел собственными глазами, не поверил бы, что дети так могут».

Конечно же, тогда, во времена первых школ, находились люди, которые не верили, что им говорят всю правду. Они думали, что есть какое-то средство воздействия на детей − гипноз, давление, запугивание. Детей подвергают этому тайно, а демонстрируют только результат.

Руководительницу одной из Монтессори-школ как-то спросила посетительница после наблюдения за детьми в классе: «Ну теперь-то скажите мне как учитель учителю, где вы держите свои розги?» На все заверения, что всё достигается без розг, а сосредоточенность детей на занятии естественна, дама воскликнула: «Раз вы не хотите говорить − не надо!», так и не поверив, что ей говорят правду.

Несмотря на скептицизм и недоверие, это неоспоримый факт, что метод Монтессори основан на естественной работе разума. В традиционном методе считается, что ребёнок только играть может самостоятельно, но не заниматься важной и серьёзной работой. Для последнего обязательно нужен какой-то внешний стимул. Именно поэтому всегда так важно умение учителя удерживать внимания на чём-то, использовать наказания и поощрения.

Мария Монтессори совсем по-другому видела эту проблему. Не в ребёнке, а в том способе, каким его пытаются научить. Именно неправильные способы предоставления знаний могут воздвигнуть непреодолимые барьеры для естественной работы детского разума. Если устранить все преграды и создать необходимые условия, то развитие будет столь же естественным процессом, как биение сердца.

Текст написан на основе книги Эдвина Мортимера Стэндинга «Жизнь и творчество Марии Монтессори»

Автор: Юлия Горелова

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Путешествуем с детьми до года: лайфхаки для родителей

Опыт родителей

План подготовки к новому году: списки и идеи

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы