Главная Метод Монтессори Родителям о методе Культура и религия для детей в методе Монтессори

Культура и религия для детей в методе Монтессори

Сейчас не актуально воспитание ребёнка, основанное на определённом религиозном мировоззрении. Монтессори-школы распространились по всему миру и система образования в целом стала светской. В статье Анна Федосова рассказывает, что такое религия для детей в современном методе. Статью дополняет экскурс к истокам метода, подготовленный Евгенией Ефимовой. Он помогает лучше понять идеи Марии Монтессори на то, что даёт религия детям и каким образом следует её «привносить» в жизнь ученика.
Культура и религия для детей в методе Монтессори

В целом история взаимоотношений c религиозным воспитанием у Монтессори и обычной школы не сильно отличается. Классическое школьное образование выделилось из той системы подготовки грамотных людей, которая была налажена в традиции христианства, иудаизма, ислама.

В первой половине ХХ века элементы моноконфессионального воспитания ещё присутствовали в массовом образовании, но постепенно это стало прерогативой специализированных учебных заведений. По мере секуляризации светского образования, а также распространения Монтессори-метода по миру, пополнялась методическая база. Для религиозных школ разработали материалы для изучения других вероисповеданий, помимо католического.

Во времена Марии Монтессори для младших школьников были написаны «Большие Истории», которые не только представляют само понятие «религия» для детей, но и выступают для них отправной точкой в самостоятельном поиске и изучении различных тем, составляющих содержание школьной программы. Многие из этих историй составлены с явным указанием на христианскую традицию. Сто лет назад это давало итальянским детям правдивое представление о современниках и их культуре.

Со временем были составлены варианты «Больших Историй», которые лучше подходят светским школам, в которых мировоззренческие вопросы были оставлены на откуп семьи, и чисто религиозные пособия сменились материалами более культурологического плана и традицией отмечать различные праздники. Выбор тем связан с окружением, поскольку основополагающей по-прежнему остаётся задача познакомить детей с культурой, в которой они рождены.

Религиозные Монтессори-школы, конечно, существуют в наши дни. Они иначе расставляют некоторые приоритеты в области ознакомления учеников с вопросами веры, но и они стремятся сочетать духовное воспитание с развитием готовности к межкультурному и межконфессиональному взаимодействию.

Как реализовать права ребёнка на религию

В любом учебном заведении, а в Монтессори особенно, уделяется внимание географии и истории того места, где оно находится. Но наряду с этим дети изучают географию всей планеты, астрономию, мировую историю.

Аналогично, вне зависимости от того, является школа светской или нет, наряду с изучением локальных религиозных традиций, дети на доступном их возрасту уровне исследуют пространство духовных исканий человечества; мифологическое, религиозное наследие и методы научного познания мира и себя. В зависимости от миссии школы на чём-то может быть сделан акцент, но отрицать многообразие современного мира весьма сложно.

Христианское воспитание и Монтессори Чтобы избежать недоразумений, перед поступлением всегда можно уточнить позицию интересующей вас школы в отношении духовно-нравственного воспитания детей

Мне представляется, что вынесение обсуждения религиозных вопросов за рамки школьного воспитания — правильный вектор развития образования. У родителей есть право и даже, в некотором смысле, обязанность транслировать своё мировоззрение и образ жизни детям. Только узнав от нас, взрослых, о том, как мы сами живём людьми, наши дети могут найти свой путь человечности.

Однако долг родителей не только поделиться, но и не препятствовать самостоятельному поиску ответов. Даже мы, взрослые, не в состоянии наверняка знать, к какому будущему готовить потомков. Но, хотим мы межкультурной коммуникации или нет, считаем ли мы в глубине души единственно верной собственную веру или уверены в прогрессивности сциентизма, надеемся ли на торжество свободомыслия или взираем на мир с позиции агностицизма, — следующее поколение будет жить в мире тесного взаимодействия, высокой мобильности, и — будем надеяться — большого культурного разнообразия. Лучше бы ему быть готовым к этому.

Если школа является площадкой для взаимного познания и сотрудничества с разными мировоззренческими убеждениями, это отличная практика, которая позволяет найти правильный баланс между твёрдостью собственных позиций и признанием права других следовать иным убеждениям.

Сама Мария Монтессори надеялась, что её педагогика позволит детям быть ближе к созидательному началу, что они будут ощущать себя как часть мира и мир как часть себя, и потому идея войны, соперничества, уничтожения инаковости будет им глубоко чужда.

Атриум: подход к христианскому воспитанию Марии Монтессори

Педагогическая система Монтессори опирается на естественно-научную картину мира. В ней нет места мистицизму. Но при этом сама Мария не являлась атеисткой. Она была крещена в католической церкви, исповедовала христианство.

В 1910 году, спустя всего три года после открытия её первого Casa Dei Bambini (Дома Ребёнка), Монтессори получила благословение Папы Пия Х на создание материалов для приобщения к богослужению и традициям духовной жизни. Она разработала концепцию Атриума (Atrium). Это особым образом подготовленное пространство для знакомства с жизнью Иисуса Христа, а также церковными праздниками и таинствами. В раннехристианских церквях атриумом называлось помещение в базилике или соборе, где готовящиеся принять крещение собирались для обучения и молитвы. Только после завершения учёбы оглашённые могли полностью участвовать в богослужении.

Мария Монтессори передала Атриум на попечение своей близкой подруге и сподвижнице Джианне Гобби. В 1950 году Гобби представила свои работы д-ру Софии Кавалетти, и внутри католической Монтессори-школы начались новые исследования, которые привели к созданию в 1950-х годах «Катехизиса доброго пастыря» (Catechesis of the Good Shepherd) — уникальной программы, базирующейся на Священном Писании. Она была разделена на три уровня согласно трём возрастным группам. Обстановка Атриума также меняется в зависимости от уровня, так как она следует за нормальным развитием человеческой личности.
Монтессори-метод и религия Так, Уровень 2 основывается на милосердной, всепрощающей любви Христа, призывающей к отклику. Старшие дети получают пищу для размышлений, чтобы улучшить подготовку к таинствам покаяния, евхаристии и конфирмации. А третий сосредотачивается на планах Бога воссоединить всех людей. В центре внимания ребёнка — щедрость Бога и ответственность, сопровождающая Его дары. Подростки задаются вопросом: «Каково моё место в Царстве Божьем?»

Когда был основан Атриум, Мария сказала, что именно в нём её метод достиг желанной цели. Она говорила: дети показали ей, что то, чем они хотят заниматься больше всего, — упражнения на координацию движений, игры в тишину, упражнения с ритуалами из повседневной практической жизни, которые они выполняли с наивысшей концентрацией — это навыки, необходимые для участия в церковной литургии. Она называла её «наилучшим обучающим инструментом христианской школы». По её мнению, взрослым следовало бы обеспечить ребёнка личным пространством, где он может вступить в контакт с тем, что он проживает на литургии, но сообразно его росту и ритму жизни.

Мария Монтессори утверждала, что религию никогда не стоит рассматривать как некий «предмет обучения»; на что мы должны нацелиться по-настоящему, — так это на развитие уже существующих отношений между детьми и Богом. Так, как ребёнок этого хочет — у него свои права на религию. Принцип «Помоги мне это сделать самому» распространяется и на духовную жизнь.

Дополнительные источники:
Катехизис Доброго Пастыря в православной Церкви (англ.): sttheophanacademy.com
Описание презентаций в Атриуме (англ.): voxpastoris.org

Материал об Атриуме подготовлен на основе: wayoftheshepherd.org, avemariamontessori.com
Перевод: Евгения Ефимова, Надежда Иванова

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Путешествуем с детьми до года: лайфхаки для родителей

Опыт родителей

План подготовки к новому году: списки и идеи

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы