Интерес ребёнка к воде часто выходит за рамки допустимого поведения. Кажется, что малыш просто балуется водой: выливает её на пол или себе на голову, переливает из стакана в тарелку с кашей. А вместо того чтобы помыть руки, стоит и плещется в раковине. Или пьёт из крана, когда рядом стоит бутылочка с водой.

За всеми делами детей с водой стоит мощная потребность исследовать окружающий мир. И когда мы пытаемся бороться с этой стихией, то проигрываем — портим отношения с малышом и лишаем его нового опыта.

Разумнее будет направить эту энергию в безопасное русло, а как это сделать в разных ситуациях — в этой статье.

Почему ребёнок исследует воду с таким интересом

Главная задача первых лет жизни — адаптация к этому миру. Ребёнок как маленький инопланетянин, попавший на Землю, ускоренным темпом изучает как всё устроено: предметы, материи, состояния, физические и химические свойства и законы, своё собственное тело, его возможности и ограничения.

Бывает, что ребёнок пьёт воду из крана или пытается зачерпнуть из унитаза. Малыш делает это не потому, что хочет позлить нас и даже не потому, что хочет пить. Его увлекает поиск ответа на бессознательный вопрос: «А вода одинаковая на вкус? Нужно проверить!». И ведь она действительно бывает разной — пресной, солёной, горькой.

Ребёнок, который, как нам кажется, бесцельно плещется в раковине или выливает напиток на пол — не балуется с водой, а занимается серьёзной исследовательской деятельностью.

С этой точки зрения вода — неисчерпаемы источник для детских исследований. Вот что может узнать малыш:

  • Свойства воды: плотность (утекает сквозь пальцы, но при этом удерживает предметы), температуру, глубину, прозрачность (бывает чистая, грязная и даже цветная, когда моешь руки от краски), объём (одно и то же количество воды может помещаться в узком сосуде или широкой миске).
  • Состояние: пар над кастрюлей или корочка льда на луже – это тоже вода.
  • Движение: есть стоячая вода и проточная, она может капать, бежать или перетекать и переливаться из ёмкости в ёмкости с разной скоростью.
  • Своё тело: оно ощущает прикосновение и даже давление воды; в воде нужно прикладывать другие усилия, чтобы удержать равновесие; тело может ощущать покалывание, холод, течение; разные двигательные возможности — налить, перелить, взболтать, взять в ладошки.
  • Свойства других предметов: (не)тонет, (не)плывёт, (не)мокнет и т. д.

Как устанавливать границы и открывать возможности при интересе ребёнка к воде

Несмотря на всю пользу занятий с водой, не в каждой ситуации мы можем дать ребёнку свободу действий. В каких-то случаях мы вынуждены запрещать опасные действия — устанавливать границы и правила, которые ребёнку необходимы так же, как и свобода. Просто их должно быть не очень много, они должны быть понятны и, желательно, чтобы на каждое «нельзя» было своё «можно». Например, нельзя разливать воду на пол, но можно налить ведро, взять швабру и помыть пол. Важно говорить спокойно и уверенно, переключая ребёнка на возможности, а не запреты.

Нельзя пить грязную воду из лужи — но можно из бутылки, а воду из лужи можно наливать в ведёрко или лейку и «поить» деревья и растения. Продумайте экипировку на случай, если промокнуть действительно нежелательно и отпустите в свободное плаванье. Ведь когда мы останавливаем малыша: «Не лезь в лужу, промокнешь!», то лишаем его целой исследовательской лаборатории — бесплатной и практически неисчерпаемой в разнообразии возможных занятий, знаний, эмоций и опыта.

Лужи помогают изучить воду А ещё в луже можно мерить глубину сапогами и палкой, кидать камешки, пускать веточки и кораблики, бегать и прыгать, смотреть на своё отражение и отражение неба, деревьев и облаков

Рассмотрим подробнее несколько примеров, как можно провести границы и при этом не лишить ребёнка возможности реализовать интерес к воде.

Ребёнок пьёт воду из крана

Бывает, что родители из лучших побуждений обеспечили ребёнку доступ к раковине, и он теперь при любом удобном случае пьёт воду из крана. Можно сказать: «Смотри, вот кувшин, можешь пить, когда захочешь. А водой из крана вымыть руки (постирать, помыть свои игрушки). Смотри, я покажу».

Пусть на столе стоит кувшин и кружечка, и малыш сам решает, когда и сколько он хочет пить. Это упражнение на моторику: взять кувшин, наклонить его так, чтобы вода попала точно в кружку. И одновременно изучение свойств: вода переливается из одного сосуда в другой; а ещё один полезный бонус — дети больше начинают пить.

Набор для питья Позаботьтесь, чтобы все предметы были удобны для маленьких рук и не наливайте в кувшин слишком много воды

Всё о том, как устанавливать правила ребёнку и не испортить с ним отношения, в нашем мини-курсе с пошаговым руководством

Ребёнок выливает воду на пол или в тарелку с едой

В этой ситуации предложите: «Давай я покажу тебе кое-что интересное», и отведите в ванную или к тому месту, где можно играть с водой — безопасно, есть доступ к воде и несколько ёмкостей и игрушек. Оставьте его и посмотрите, что он будет делать.

Для этого понадобится заранее организовать место для водных экспериментов. Если это раковина, пусть рядом будет башня помощника, табуретка или подставка, чтобы малыш мог безопасно добираться и открывать воду. Если кран слишком короткий — можно использовать специальную насадку, за счёт которой струя становится длиннее и малыш может подставить руки.

Если по каким-то причинам раковина дома недоступна для ребёнка, можно организовать водную зону в ванной или даже в тазике на низкой табуретке или прямо на полу, подстелив клеёнку.

Дети обожают мыть руки. Покажите, как открыть кран, взять мыло, медленно, тщательно, намылить и потереть каждый пальчик и кисть и получить волшебство — переливающуюся пену! Малыши надолго зависают у раковины, это помогает утолить интерес к занятиям с водой

Набор ёмкостей для занятий с водой В таком тазу можно не только играть, но и помыть посуду или постирать

Дайте ребёнку несколько разнообразных по форме ёмкостей: ковшик, кувшинчик, стаканчик, бутылка, лейка, ситечко; пару игрушек или безопасных предметов (обязательно включите губку). А сами можете засечь время и понаблюдать — как долго ребёнок, про которого часто говорят, что он не может ни на чём сосредоточиться больше одной минуты, будет сосредоточенно и увлечённо заниматься.

Положите в набор дозаторы и пульверизаторы — это вечный хит малышей

Обычные повседневные дела тоже помогают реализовать интерес ребёнка к воде. Привлекайте его к помощи в готовке — дайте помыть овощи, налить воду в кастрюлю или молоко в тесто для блинчиков.

Интересные дела с водой, которые надолго увлекают детей: полить или опрыскать цветок, помыть окно, зеркало или стол

Бывает, что ребёнку всё равно интересней выливать воду из кувшина на пол, чем плескаться с игрушками в ванной, и он с завидным упрямством повторяет это действие. В этом случае рекомендую приглядеться повнимательнее — выливает ли он в определённое место (например, на ковёр или паркет) или особым способом (тонкой струйкой или потоком). Подумайте, о чём это может говорить и предложите соответствующее занятие: намочить в ванной маленький коврик и почистить его, набрать воды в лейку и полить цветы. Или провести эксперимент на прогулке: посмотреть, как впитывается вода асфальтом, землёй, плиткой или песком.

Наблюдайте за детьми, они всегда показывают нам свои интересы и потребности. И если следовать за ними и направлять в конструктивное русло, то совместная энергия будет идти не на бесполезную борьбу, а на создание условий для развития ребёнка и укрепление отношений.

Анастасия Кузнецова — детский психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт онлайн-курса для родителей «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»

Фото из нашего Монтессори-центра «Отрада» и с shutterstock.com


8 бесплатных уроков о том, как развивать ребёнка до трёх лет дома

Получить уроки


Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *