• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на вебинар «Ключ к развитию ребёнка»
Узнайте, как гармонично воспитывать детей и зарабатывать на этом от 150 000 руб./мес

Почему в развитие ребёнка важнее всего инвестировать в первые 6 лет жизни?

Почему в развитие ребёнка важнее всего инвестировать в первые 6 лет жизни?

В этой статье мы рассмотрим итоги исследования лауреата Нобелевской премии в области экономики Джека Хекмана. Его исследование доказало, что самые важные годы для развития ребёнка — это первые шесть лет его жизни. Именно в этот период от родителя требуется максимум включённости и инвестиций.

Это исследование перевернуло взгляды общества на дошкольное обучение, которое стало рассматриваться как инвестиция, а не как статья расходов.

Интересно посмотреть на цифры, полученные в результате исследований, проведённых в США и Великобритании в разные периоды времени. Особенно интересны долгосрочные исследования, которые отслеживают эффекты от программ раннего обучения на сроках до 40 лет.

Такие программы показывают высокий уровень возврата вложенных средств.

график инвестиций в развитие

«Перенаправив средства с инвестиций в старых и неквалифицированных на инвестиции в молодых и более обучаемых, для которых стратегия наращивания человеческого капитала более эффективна, мы получим более благоприятные результаты в долгосрочном периоде. При текущем уровне инвестиций отдача максимальна для молодых. При одинаковом уровне инвестиций отдача с точки зрения человеческого капитала выше, если средства расходуются на молодых, чем когда они расходуются на взрослых. Навыки, приобретённые рано, облегчают дальнейшее обучение». 

Джеймс Хекман

Инвестиции в раннем детстве

Последние исследования инвестиций в раннем детстве продемонстрировали их высокую результативность и показали, что вмешательство в ранние годы жизни важно для стимулирования обучения и может обогащаться за счёт внешних источников. Адекватное потребностям ребёнка вмешательство в раннем детстве имеет долговременный эффект с точки зрения обучения и мотивации. 

Дети с отставанием в умственном развитии, диагностированным по IQ, в Ипсиланти, штат Мичиган, случайным образом были отобраны для участия в дошкольной программе Перри (Perry Pre-School Programme), и в возрасте 4–5 лет с ними интенсивно занимались. 

После прекращения занятий за этими детьми велось наблюдение. Сейчас им около 35 лет. Оказалось, что в возрасте около 30 лет участники программы зарабатывали больше и были менее склонны к криминальному поведению, чем такие же дети, в результате случайного отбора в программу не попавшие

Согласно отчётам по результатам программы соотношение между издержками и выгодами оказывается весьма благоприятным. Вплоть до достижения участниками возраста 27 лет отдача в рамках программы составила 5,70 долл. на каждый затраченный доллар. Если рассчитать отдачу на всю оставшуюся жизнь участников программы, она составит 8,70 долл. на 1 долл. Значительную долю (65%) отдачи  от программы связывают со снижением уровня преступности

В рамках дошкольной программы в Сиракузах неблагополучным семьям предоставлялась помощь в семейном развитии — от пренатальной стадии до достижения детьми 5-летнего возраста. 

Десять лет спустя снижение количества случаев назначения условного наказания и уголовных преступлений среди детей из семей, случайным образом отобранных для участия в программе, составило до 70%. Участвовавшие в программе девочки также демонстрировали более высокий уровень образовательных достижений

Исследования программ раннего вмешательства показывают, что участвовавшие в них дети получают (в краткосрочном периоде) более высокие тестовые баллы, реже остаются на второй год, чаще успешно оканчивают среднюю школу

Большинство исследований, посвященных правонарушениям или криминальному поведению, указывают на более низкий уровень девиантного поведения среди участников программ. В табл. 6 представлен обзор влияния некоторых программ раннего вмешательства на тестовые баллы учащихся, обучение, заработки, преступность, а в табл. 7а и 7б — обзор выводов дошкольной программы Перри.

эффекты программ раннего вмешательства

Примечание к таблице. Все сравнения делаются между участниками и теми, кто не участвовал в программах. 

Источник: Heckman J., Lochner L., Smith J., Taber C. (1997) The effects of government policy on human capital investment and wage inequality // Chicago Policy Review. Vol. 1. P. 1–40

* Издержки оцениваются в долларах 1990 г. 

** Для определения результатов программ в исследованиях использовалась модель эксперимента со случайным выбором. 

 

Качество дошкольного образования и развития определяет успех ребёнка в будущем. Далее будут подробно описаны недостатки программы Head Start и причины наименьшей её эффективности по сравнению с программой Perry Pre-School.

Данные по более универсальной программе Head Start менее однозначны, но и программа весьма неоднородна и гораздо хуже финансируется по сравнению с дошкольной программой Перри. Дж. Карри и Д. Томас выявили краткосрочный прирост тестовых баллов у всех детей — участников Head Start; однако большая часть этого прироста у афроамериканцев быстро нивелировалась. Авторы пришли к выводу, что различия в результатах программы для афроамериканцев и белых детей объясняются либо особенностями управления локальными программами, либо качеством дальнейшего обучения. Рэми с соавторами отмечают, что школы, в которых учились дети — участники дошкольной программы Перри, были существенно более высокого качества, чем школы, которые посещали большинство детей из программы Head Start. Таким образом, снижение со временем эффекта от программы Head Start может объясняться неспособностью школы, в которой учится ребёнок, поддержать первоначальный позитивный импульс.

результаты дошкольного вмешательства

Источник: Schweinhart L., Barnes H., Weikart D. (1993) Significant benefits: The High-Score Perry pre-school study through age 27. Ypsilanti, Michigan: High Scope Press.

* Все различия между группами статистически значимы на уровне 0,05. 

** Не менее одного года в классе для умственно отсталых детей.

дисконтированная величина издержек и выгод

Источник: Schweinhart L., Barnes H., Weikart D. (1993) Significant benefits: The High-Score Perry pre-school study through age 27. Ypsilanti, Michigan: High Scope Press.

* Издержки и увеличение издержек обозначаются отрицательными числами. 

** Некоторую небольшую часть издержек на обучение в колледже несли участники, но из имеющейся информации их оценить невозможно. 

*** Фигурирующие в отчете выгоды включают все издержки работодателя по найму участника. 

 

Важно отметить, что аналогичное снижение тестовых баллов имело место и в программах, подобных дошкольной программе Перри, но в долгосрочном периоде результаты этих программ были весьма благоприятными

Постепенно исчезающее влияние участия в программе на тестовые баллы не означает отсутствия долгосрочных благоприятных эффектов программы Head Start. Она может улучшить перспективы участников на протяжении всей жизни, при этом давая лишь кратковременный прирост тестовых баллов.

Исследование влияния Head Start на потребность в специальном обучении или дублирование классов в школе дало не такие впечатляющие результаты, как менее масштабные демонстрационные проекты наподобие дошкольной программы Перри. Это неудивительно, учитывая гораздо более низкий уровень расходов на ребёнка и качества услуг, предоставляемых в программе Head Start. К сожалению, надёжные долгосрочные оценки программы Head Start, которые связывали бы образовательное вмешательство с традиционными социально-экономическими характеристиками — достижениями на рынке труда и доходами, — отсутствуют. 

К недостаткам программы Head Start можно отнести более короткий период вмешательства, меньшую его интенсивность и менее квалифицированный персонал по сравнению с лучше финансируемыми программами. Как это по большей части и бывает в жизни, в программе Head Start получаешь то, за что платишь. 

Например, дети, участвовавшие в дошкольной программе Перри, получали высококачественное дошкольное обучение в течение полного дня на протяжении одного-двух лет (большинство — на протяжении двух лет), а их родители имели возможность еженедельно консультироваться с учителями, которые приходили к ним домой. 

Программа оказала воздействие и на детей, и на родителей. У родителей выросли уровень образования и активность на рынке рабочей силы, сократилась зависимость от пособий. 

Успешные и хорошо финансируемые программы, такие как дошкольная программа Перри, способствуют долгосрочному улучшению домашних условий, воздействующих на ребёнка долгое время спустя после окончания программы. 

В Head Start гораздо более низкого качества персонал, которому меньше платят, занятия для детей проходят в течение неполного дня, участие родителей в программе ограничено. Программа не предусматривает существенного вмешательства в домашнее окружение неблагополучных детей, и по её завершении не отмечается улучшения этого окружения. 

Провокационные расчеты, недавно опубликованные Джоном Донохью и Питером Сигелманом, показывают, что от осуществления программ раннего вмешательства с хорошим финансированием применительно к юношам — представителям неблагополучных меньшинств, которые представляют собой группу высокого риска, можно ожидать таких результатов, что значительные издержки этих программ, показанные в табл. 6, окажутся более чем перекрыты за счёт одной только экономии на расходах на тюремное заключение. 

Важный урок дошкольной программы Перри, а на самом деле и всей литературы по успешному раннему вмешательству, заключается в том, что легче повлиять не на IQ, а на социальные навыки и мотивацию ребёнка. Эти социальные и эмоциональные навыки обусловливают достижения как в школе, так и на работе. Учёные склонны полагать, что когнитивные навыки играют фундаментальную роль с точки зрения жизненного успеха. По этой причине тот факт, что IQ уже в раннем возрасте в значительной степени утрачивает пластичность, привёл к провозглашению неэффективности разнообразных вмешательств. 

В то же время данные по дошкольной программе Перри и сведения из табл. 6 показывают, что эти программы высокоэффективны с точки зрения снижения криминальной активности, развития социальных навыков и интеграции неблагополучных молодых людей в общество. Эти программы приносят наибольшие результаты именно в плане социализации, а не повышения IQ. Социальные навыки и мотивация очень важны на рынке труда, так что эти программы имеют высокий потенциал социальной отдачи.

«Обучение порождает обучение. Ранние инвестиции в обучение наиболее эффективны. Мы не можем позволить себе откладывать инвестиции в детей на потом, на то время, когда они станут взрослыми или когда достигнут школьного возраста, — вмешиваться будет уже поздно. Обучение — это динамический процесс, и он наиболее эффективен, если начинается в юном возрасте и продолжается до зрелости. В формировании навыков обучения ключевую роль играет семья». 

Джеймс Хекман

Чтобы сделать самый ценный вклад в развитие своего ребёнка в первые 6 лет его жизни, не обязательно участвовать в масштабных программах. Даже небольшие усилия родителя в домашних условиях вернуться кратной пользой для ребёнка и всей семьи. 

Поэтому важно с рождения выбрать для себя подходящий метод воспитания и развития ребёнка, создать дома условия для обретения важных двигательных и интеллектуальных навыков, обучения, формирования самостоятельности и уверенности в себе, поддержания мотивации. Метод Монтессори помогает достичь этих целей как в условиях Монтессори-классов, так и в условиях домашней среды. 

 

Источники:

Детство золотое. Как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост // forbes.ru 

James J. Heckman. Policies to foster human capital // Research in Economics. 2000. Vol. 54. P. 3–56 (пер. с англ.Е. Покатович)

 

Приходите на вебинар «Ключ к развитию ребёнка»
Узнайте, как гармонично воспитывать детей и зарабатывать на этом от 150 000 руб./мес
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться