Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Начальная школа Монтессори: история о больших историях
В Монтессори-школе для детей от 6 до 12 лет важную роль играют большие истории — специальные рассказы учителя, открывающие изучаемые предметы и зоны с материалами. В практику их ввёл сын Марии Монтессори Марио, когда разрабатывал школьную методику, ориентируясь на запросы и традиции США. Первую историю он записал по памяти — в детстве ему её рассказывала Мария; остальные составил сам.
По идее Марио, большие истории — это основополагающие легенды об устройстве мира, с которыми детей знакомит старейшина племени. Эти рассказы передают сакральные, особо важные знания, доставшиеся от предков.
Знакомство с большими историями — своеобразный торжественный ритуал: для него создаётся особенная атмосфера и приглушается свет, ведь задача рассказов — пробудить детский интерес к знаниям и связать воедино обучение по разным предметам.
Большие истории есть почти по каждому предмету:
- географии;
- биологии;
- истории;
- языку;
- математике.
В соответствии с порядком зон в Монтессори-классе они получили номера:
- история №1 — по географии;
- №2 — по биологии;
- №3 — по истории;
- №4 — по языку (возникновению письменности);
- №5 — по математике (счёту).
У геометрии не история, а рассказ о том, как предмет получил своё название. Больших историй нет у музыки и искусства.
Большие истории обычно рассказывают в первые недели учебного года, когда в среду приходят новые ученики. Мы помним, что в начальной Монтессори-школе детей по возможности делят на два разновозрастных класса: от 6 до 9 и от 9 до 12 лет.
В идеале каждый год классы обновляются примерно на треть: часть учащихся уходит в старшее звено и, наоборот, часть школьников приходит. Получается, что ребёнок за время учёбы слушает каждую большую историю шесть раз!
Это вполне оправданно: дети быстро забывают то, что им рассказывают; каждый год большие истории передаются немного иначе и, что особенно важно, всякий раз ученики СЛЫШАТ их совершенно по-другому.
Большие истории Монтессори
Версии больших историй, которые пришли к нам от Марио Монтессори, не совсем подходят многим российским Монтессори-школам. В обучении наших детей мы ориентируемся на современные научные достижения. А Марио Монтессори отталкивался в своих историях от религиозных, характерных для католического христианства представлений о мире.
По версии Марио Монтессори, главные герои Большой истории №1, в которой рассказывается о происхождении Земли, — Бог и ангелы. Ангелы охлаждают раскалённую планету. Все частички мироздания клянутся в послушании Богу, у которого нет рук.
Эти образы довольно необычны для российских детей. Вера в ангелов, которые постоянно нас окружают, — характерная деталь менталитета американцев.
Однако педагог вправе адаптировать большие истории с учётом особенностей культуры и традиций того общества, которое окружает конкретную школу Монтессори. Поэтому в условиях России их следует давать в более научном виде. Например, Большая иcтория №1 из сказки о Боге превращается в рассказ о возникновении мира в результате Большого взрыва.
География для детей: Большая история №1
Этот вариант Большой истории №1 мы уже несколько лет рассказываем ученикам Монтессори-школы «Алиса» (Воронеж — прим. редакции). Нашу версию одобрили Монтессори-тренеры на курсе 6–12 в Праге:
«Мир, в котором мы живём, и окружающая нас Вселенная не всегда были такими, какими мы видим и знаем их сейчас. По современным представлениям науки, вначале был Большой взрыв: «БАХ!». (В этом месте можно хлопнуть большим бумажным пакетом или хлопушкой.)
А до взрыва ничего не было. Вообще. Ни пространства, ни времени, ни небесных тел.
После взрыва появившаяся вместе с ним материя — элементарные частицы и излучение — стала быстро разлетаться по возникающему одновременно с этим пространством.
Появились и законы природы — обязательные и непреложные правила, которые управляют всем, что имеется и происходит в мире.
Частицы под действием сил притяжения постепенно сгустились в облака, которые образовали первые звёзды. В них формировались атомные ядра. И, конечно, при этом выделялась энергия. Так много, что силы притяжения не выдержали и эти звёзды тоже взорвались… Но атомные ядра и элементы, которые образовались в первичных звёздах, сохранились и постепенно тоже начали сгущаться из-за притяжения.
Снова возникли облака, а потом и они сгустились в небесные тела: Солнце, планеты, в том числе Землю, кометы, астероиды.
Звёзды и Солнце раскалились до огромной температуры и из-за взаимодействия частиц и появления новых атомных ядер стали излучать энергию, светиться.
Земля сначала тоже была очень горячая. Но в ней не образовывалась новая энергия, поэтому наша планета стала остывать, как остывает нагретый в костре камень.
Ещё вначале Земля была совершенно жидкая, потому что была намного горячее любого костра и камня.
Вы уже знаете, что одно и то же вещество может быть твёрдым, жидким или газообразным. Например, вода зимой, когда холодно, или в холодильнике твердеет — становится льдом. Если лёд нагреть, он тает и превращается в воду. Если жидкость нагреть сильнее, она закипит и трансформируется в пар, газ.
А ещё горячее вещество расширяется и становится легче, чем холодное. Под действием притяжения Земли тяжёлое опускается и вытесняет лёгкое. Лёгкое вещество, наоборот, поднимается.
Подчиняясь силе притяжения, тяжёлые вещества опустились вглубь нашей планеты и создали слои Земли (ядро), а лёгкие — поднялись и вынесли на поверхность тепло и жар из глубин. На поверхности эти вещества остыли и затвердели — появилась земная кора.
Постепенно, за очень долгое время — один миллиард лет — планета Земля остыла. Жидкое расплавленное вещество мантии покрылось корочкой. Но внутри Земля по-прежнему остаётся горячей и жидкой, твёрдая корочка — земная кора — плавает по этой растопленной каменной массе. Иногда корочка сминается, и образуются горы. Иногда жидкие породы и газы изнутри Земли прорываются наружу, и тогда возникают вулканы и происходят их извержения.
В результате таких извержений вулканы выбросили наружу много газов, и они стали атмосферой. А ещё вулканы выбросили большое количество водяного пара: он остыл, образовал облака и пролился ливнем — дождём, который шёл миллионы лет. Воды было так много, что из неё появились океаны, моря, озёра и реки. Вода заполнила разрывы в земной коре — сформировались континенты.
В природе происходит круговорот веществ. Это хорошо видно на примере воды. Она падает с неба в виде снега или дождя, стекает в реки, реки впадают в озёра, моря и океаны. Потом вода испаряется с поверхности океанов, морей и озёр, снова поднимается в небо, чтобы остыть, сгуститься в облака и снова выпасть в виде снега или дождя…
Как только кора планеты остыла и затвердела и возникли моря и океаны, на Земле появилась жизнь. Это произошло примерно 3,7 миллиарда лет назад.
Пока непонятно, как именно это случилось. Вначале были простейшие микроскопические существа — одноклеточные бактерии. Но они быстро развивались, объединялись в колонии. Появились многоклеточные организмы. В результате эволюции образовалось все разнообразие грибов, растений, насекомых, рыб, земноводных, амфибий, птиц и млекопитающих. На верхней ступени эволюции находится человек, то есть мы с вами. Человек пытается познать мир и использовать его и законы природы себе во благо.
Постепенно мы с вами подробно узнаем обо всём, о чём я рассказал, и о многом другом, для чего в этой истории не нашлось места».
Иллюстрация: ru.pngtree.com
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов