Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
«Полюбила материнство»: история Валентины и Саши
Принцип 1. Найти подходящую методику и быть последовательной
По образованию я педагог, и ещё в институте мы изучали различные методики детского развития. В системе Монтессори меня впечатлил бережный подход с глубоким пониманием ребёнка, его физиологии и природы. В других методиках я подобного не встречала.
Когда родился Саша, я уже интуитивно понимала, что Монтессори мне подходит больше всего из того, что я посмотрела и поизучала. Сначала я погружалась в методику в интернете, изучала открытые источники и пыталась сделать что-то сама.
Когда Саше было 1,8 года, я каким-то чудом вышла на сайт «Монтессори.Дети». К этому времени я уже понимала, что мне нужна помощь профессионалов. Тех людей, которые вобрали в себя столетний опыт методики, понаблюдали за десятками детей и вырастили их по принципам Монтессори.
Ребёнок у меня один, я уже не была готова действовать методом проб и ошибок.
А у экспертов — опытных Монтессори-педагогов — очень много знаний и примеров. Можно не терять время, а брать и пользоваться. Поэтому практически сразу я пошла на курс «Монтессори дома от 1 до 3 лет».
Недавно чистила телефон и увидела фото до прихода на курс, когда сыну был год.
В то время мне казалось, что у меня порядок на детских полках, всё такое развивающее и в открытом доступе. А сейчас не понимаю, как Саша там мог разобраться и найти себе полезное занятие
После первого курса я уже почувствовала уверенность в том, что могу помочь ребёнку гармонично развиваться. У меня появилась внутренняя мотивация, так как я видела, как подобное воспитание откликается ребёнку — насколько быстро он всё схватывает.
Наша среда тоже сильно поменялась — теперь все занятия были подобраны точно под потребности развития сына
Потом курс о развитии по Монтессори до 3 лет закончился. На тот момент сыну было чуть больше двух лет, и я хотела сразу же пойти на второй курс «Монтессори дома от 3 до 6 лет». Но эксперты посоветовали начать ближе к этому возрасту, так как лучше сразу применять рекомендации из уроков в жизни. Сказали, что все нужно делать последовательно и своевременно, тогда и будет результат.
И хорошо, что попозже начали. К трём годам Саши мы как раз переехали в другой город. Его потребности в развитии стали меняться, и моих знаний стало недостаточно. У меня реально был период, когда я начала срываться. Сын явно проявлял новые исследовательские интересы, а я не знала, что предложить для их удовлетворения.
Сейчас курс о развитии дома с 3 до 6 лет почти окончен. И я снова стала надёжной опорой своему сыну — мамой, которая может уверенно поддержать развитие.
Принцип 2. Показывать достойную модель поведения
Недавно бабушка попросила Сашу принести попить. Он принёс маленький столик, поставил кувшин и чашку, налил воды. Потом сказал «А теперь, когда ты захочешь, можешь брать сама». ребёнок скопировал мою модель поведения — именно так я действую, когда хочу дать ему больше самостоятельности в каких-то делах.
Когда захочется пить, Саша сам наливает себе воды и вытирает капли, если вдруг пролил мимо
Мне приятно видеть заботу сына о близких — например, когда он сервирует стол и нам с мужем, а не только себе.
Это видео я сняла, когда Саша старательно готовил облепиховый чай для бабушки.
Принцип 3. Ориентироваться на интерес
На курсе я узнала, насколько важно предлагать занятия по интересам ребёнка. Ведь именно в зоне своего интереса ребёнок эффективнее всего развивается, становится более спокойным, усидчивым и уверенным в себе. Поэтому я не пытаюсь уговорить сына заняться чем-то, что кажется мне полезным. А даю возможность выбрать занятие самому.
Когда делаю новый материал, то смотрю, насколько Саша им заинтересован. Если после презентации будет проявлять инициативу, возвращаясь к занятию снова и снова, то я всегда поддержу этот интерес. И позволю заниматься столько времени, сколько ему требуется, ведь только так ребёнок сформирует новый навык.
Когда мы первый раз готовили ореховые конфеты, сын с трудом справлялся орехоколом. Но само занятие ему настолько понравилось, что он три дня подряд готовил нам всем ореховые конфеты. И на третий день уже научился уверенно пользоваться орехоколом.
Рецепт очень простой: нужно расколоть орех, а потом растолочь его на мелкие кусочки и перемешать с мёдом
Опытом «Тонет – не тонет» ребёнок занимался четыре раза подряд. Потом ещё сам добавил новые предметы в корзинку
А вот когда после презентации сета на переливание Саша сказал, что пока не хочет заниматься, то я это занятие убрала. Так же как убрала восковые мелки и лепку из пластилина — когда заметила, что сын ими совсем не пользуется. Предложу снова через некоторое время.
Принцип 4. Наблюдать за ребёнком
Понять зону интереса помогает наблюдение. Благодаря технике наблюдения, полученной на курсе, и постоянной практике я лучше узнаю сына. Так как любая его активность — это подсказка мне как удовлетворить какую-то потребность в развитии.
В Монтессори подходящий для освоения каких-то навыков возраст — лишь ориентир. Куда больше информации даёт именно наблюдение. Важно не торопить события очень бережно вводить новые математически материалы, занятия по развитию речи и сенсорики. Чтобы изучение каждой зоны было осознанным, а не механическим. На курсе даются все техники и последовательности для освоения новых навыков.
Например, по моим наблюдениями ещё рано знакомить Сашу с подвижным календарём и часами. Хотя он уже спрашивает: «Сколько по времени у меня будет в гостях тётя?» или «Сколько по времени нам ехать домой?». Поэтому пока мы ориентируемся на песочные часы и мой будильник. Если необходимо что-то завершить через определённое время, и я не могу привязать к какому-то событию, то мы с Сашей договариваемся, сколько ему нужно и ставлю будильник.
Мне реально нравится за ним наблюдать, особенно когда он очень увлекается. Тогда я понимаю, что вот там сейчас уловлю какую-то его зону удовольствия. И сама радуюсь этому.
По итогам наблюдений я могу привнести в занятия что-то своё. Однажды сын резал ножницами бумагу, а потом попытался порезать какую-то нитку и тряпку. Так он исследовал, как режутся другие материалы. Поэтому доложила нитки и ткань в сет с нарезанием, чтобы он в доступной форме удовлетворил свою потребность и понял, как это тоже режется.
Однажды вечером Саша меня спросил: «Мама, ты новый материал подготовила, когда я спал?». Ответила: «Да, сынок». А он мне улыбнулся и, полный радости, сказал: «Спасибо, мне очень понравилось и приятно». Такие моменты трогают меня до глубины души.
Принцип 5. Давать свободу самовыражения в установленных рамках
Свобода — это свобода думать, принимать решения, действовать самостоятельно. Но всегда есть границы, которые устанавливает взрослый.
Например, для меня главное, чтобы соблюдался базовый принцип работы с творческими занятиями — за столом или на мольберте. А если в процессе создает своё, я не останавливаю. Просто пытаюсь понять, как он хочет выразиться, и что я могу предложить.
Одно из любимых творческих занятий ребёнка — лепка из теста.
Для лепки Саша сам готовит тесто
Набор стоит на полке, а тесто лежит в холодильнике. Когда ребёнок хочет позаниматься, то достаёт тесто, раскладывает набор на столе и лепит фигурки. А потом сушит их и раскрашивает
Бывает, что я предлагаю занятие, а сын привносит в него что-то своё. На курсе было задание по сенсорике на различение цветов. И я была удивлена, что он сам распознал все цвета и правильно. За три года у нас не было такого, чтобы мы сели и начали изучать «вот это синий, вот это зелёный». Все цвета сын усвоил в процессе наших бытовых дел.
Потом нужно было найти в комнате предметы одного цвета. И я оставила его в свободном плавании. Это помогает мне лучше понять, что он делает, чувствует и думает. Сын проявил инициативу — пошёл в другую комнату, залез в папин шкаф, нашёл там футболку зелёную, достал и показал.
В последнее время мы продвинулись в изучении цветов еще дальше — различать оттенки
Принцип 6. Приобщать к домашним делам и уходу за собой
В методике Монтессори упражнения практической жизни являются центром развития ребёнка. Они не только помогают овладеть конкретным бытовым навыком, но и дают маленькому человеку ощущение самостоятельности и успеха.
Важно все эти занятия правильно собрать в сеты и презентовать, чтобы вызвать интерес. Всему этому учат на курсе. Помню, как сразу после просмотра урока презентовала сыну мытьё рук. И сейчас Саша «белые перчатки» делает везде — когда моет руки, при купании и за мытьём посуды. Настолько ему понравилось.
У Саши в прихожей стоит расчёска и зеркало. После просмотра заказала ещё набор расчёсок для разнообразия, что поддержало его интерес
В уроках курса были показаны примеры с мальчиком Даниэлем, и некоторые мы смотрели вместе с Сашей. Теперь, когда полирует, говорит: «Как мальчик Даниэль я делаю»
Будучи дома с ребёнком, можно столько всего вместе делать в удовольствие:
- готовить;
- запускать стирку;
- развешивать бельё, а потом складывать его на место;
- делать уборку – вытирать пыль, пылесосить и подметать.
Воспитанием сына занимаемся только мы с мужем, потому что бабушки от нас далеко и приезжают в гости редко. Поэтому мне нужно было организовать наше время с Сашей так, чтобы он развивался гармонично, и я тоже была в ресурсе — могла многое делать совместно с ним без какой-то дополнительной помощи. Благодаря урокам и подходу мне это удаётся.
Я не понимаю как можно готовить без ребёнка, когда он дома. Или наводить порядок. Мы все делаем вместе.
Принцип 7. Уделять внимание мелочам
В уроках я находила тонкости, которые эффективно работают. Например, порой достаточно переформулировать некоторые слова в коммуникации с ребёнком, и вместо слёз у него в глазах счастье.
Раньше я часто допускала ошибку при уборке, когда спрашивала ребёнка он сам уберёт или ему помочь. А потом убирала, когда он уже убегал. Потом услышала рекомендацию убирать только тогда, когда он смотрит. Удивительно, но Саша чаще стал включаться.
Ещё бывало, что после своего вопроса «Ты сейчас это сделаешь или позже?» я ждала мгновенного ответа. После совета в одном из уроков стала ждать 20 секунд, а потом возвращалась с вопросом к сыну. И он откликался. То есть для меня эти 20 секунд как одна, а ребёнку хватает, чтобы услышать меня.
Также важно создавать поддерживающую среду, продумывая положение каждого предмета.
Почувствовав желание чем-то заняться, ребёнок может тут же его реализовать — все материалы находятся в свободном доступе. Всю мебель для ребёнка делает мой муж, это стало для него новым хобби
В зоне одевания всё продумано так, чтобы сыну было удобно самому взять нужную вещь и надеть её — в какой бы момент времени она ему ни понадобилась
В зоне чтения сын может выбрать любую книгу и включить свет
Что дальше
От обоих курсов у меня были похожие ожидания — лучше понимать своего сына, его поведение и потребности. Знать, что я могу ему предложить для удовлетворения этих потребностей. И уже второй раз мои ожидания оправдались.
Курс заканчивается, но у меня накопилась масса идей для занятий. Многое из уроков я выбирала интуитивно, сердцем — приятно, красиво, по-доброму, правдиво. Мы все будем пробовать, как только подойдёт возраст — ведь всему своё время и место.
Если сравнивать ранее свой опыт создания среды, то я это делала оооочень долго и много времени тратила на изучение разной литературы. На курсе всё получается быстрее и понятнее:
- никакой лишней теории — даются практические знания для обустройства среды дома под конкретного ребёнка;
- есть ссылки для покупок — теперь на поиск у меня не уходит много времени;
- по чек-листам удобно сверять, всё ли учтено при обустройстве определённой зоны;
- я всё время чувствовала, что не одна, благодаря поддержке кураторов курса и других мам-сокурсниц.
Буквально открывается второе дыхание — мне хочется создавать пространство для сына, и от этого я получаю огромное удовольствие. Вяжу корзинки для хранения, салфетки для аранжировки, шью фартуки для сетов. И это всё без помощников и вместе с Сашей, когда он занят делом в среде со своим материалом.
В начале обучения я написала: «В конце курса ожидаю лёгкость внутри себя от того, что мой сын с радостью и увлечённо развивается в той среде, которую я создам». У меня это получилось — я чувствую окрылённость и уверенность в следующих шагах. А ещё очень полюбила своё материнство, несмотря на то, что оно проходит практически только дома.
Валентина Толстикова — выпускница курсов
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов