• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Как научить ребёнка разговаривать: эффективные методы

Как научить ребёнка разговаривать: эффективные методы

Во сколько и как учить ребёнка говорить, что поможет избежать задержек речи и как их вовремя заметить, какие занятия позволят пополнить словарный запас, почему не стоит использовать логопедические стихи и артикуляционную гимнастику без специалиста — всё рассказали в этой статье.

Когда лучше начинать учить ребёнка разговаривать

Начнём с главного — постановка вопроса «как научить ребёнка говорить» плохо подходит для описания процесса освоения речи. Научиться разговаривать может только он сам. Но произойдёт это при условии, что его окружает направленная на него эмоциональная речь взрослого.

Какую речь можно назвать эмоциональной и направленной:

  • Обращаемся именно к ребёнку, сопровождая слова контактом глаз, улыбкой, жестами. Внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
  • Демонстрируем заинтересованность в реакции и транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
  • Проявляем уважение к мнению и чувствам, так чтобы собеседник знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Мама эмоционально общается с дочерью По позе и мимике мамы мы видим, что сейчас её речь эмоциональная и направлена на дочь

Если говорить про благоприятный период, то мы учим говорить с момента, когда у плода появляется слух. Ребёнок слышит то, что говорит мама и звуки вблизи её живота. Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. На этом этапе от мамы мало что зависит, кроме как быть собой.

младенец смотрит на маму и слушает звук её голоса А ещё знакомый голос радует и успокаивает после рождения: «В новом мире я слышу те же звуки, которые слышал в животе у мамы. Это не поменялось, это я уже знаю»

Таким образом, с одной стороны — не нужно ничего особо начинать, с другой — важно понимать, что речь начинает развиваться ещё до рождения.

Как развивается детская речь

Ребёнок своевременно учится говорить при соблюдении нескольких условий:

  • способности слышать;
  • функционирующего речевого аппарата;
  • насыщенной языковой среды;
  • желания общаться.

Убедитесь с помощью специалистов, что первые физиологические факторы в норме, и создайте насыщенную языковую среду. Вот как это можно сделать на каждом этапе развития.

До года

После рождения освоение речи активно продолжается: младенец учится пользоваться речевым аппаратом, впитывает слова и звуки родного языка.

Важно отойти от стратегии «он сейчас всё равно ничего не понимает, а вот как подрастёт, поговорим». Ребёнок уже учится говорить — хочет понять, как вы говорите, и научиться тому же.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, и у языка появляется больше места. Малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами.

мама разговаривает с младенцем лицом к лицу В первый год жизни позволяйте подольше разглядывать ваше лицо при общении

Природа требует, чтобы младенец издавал все возможные звуки и стремился повторять те из них, что больше всего похожи на звуки речи взрослых вокруг. Поэтому по возможности уберите соску — так у младенца будет больше возможностей для тренировок.

Как учить ребёнка говорить до года? Грудничку поначалу непонятно, о чём вы говорите, но ваш голос и интонации уже доступны подражанию. Улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему поощряют усилия малыша. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он внимательно замирает или, наоборот, радуется — начинает активно махать ручками-ножками. Улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор.

Около трёх месяцев, когда дети начинают говорить «агу», нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. А в 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: «ба-ба», «ма-ма», а затем они удлиняются: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

Первые полгода повторяйте все звуки, издаваемые грудничком. Так кроха с вашей помощью будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у него будет чувство, что его усилия важны, замечены и рождают ответ.

Чтобы понять, о чём вы говорите, ребёнку нужно опираться на ситуацию, соотносить то, что он воспринимает, с тем, что вы произносите. Повторение того, что произносит малыш, помогает ему понять, как звучит его лепет, сравнить его «слова» с вашими.

Если родители внимательно слушают ребёнка и повторяют за ним, тот начинает лепетать ещё активнее. Отсутствие интереса взрослого ведёт к сокращению лепета.

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно произносят «мама, папа, баба», на которые взрослые реагируют особенно радостно. Ещё они произносят одни и те же сочетания звуков в одинаковых ситуациях. Выполняют простые словесные просьбы и соотносят предметы с их названием.

Главный фактор в решении вопроса как научить ребёнка говорить — насыщенная языковая среда. От взрослых понадобятся простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша;
  • темп немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи;
  • использовать одни и те же слова для называния одного и того же;
  • можно издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр или сочинять в духе Винни-пуха «шумелки, пыхтелки и сопелки» — это особенно нравится папам.

От 1 до 2 лет

Около года малыш осваивает первые слова, и быстро начинается лавинообразный рост лексикона.

Если освоенное количество слов не поспевает за остальным развитием, то это сложный период для родителей и детей. Малыши очень хотят выразить свои усложнившиеся мысли, чувства и желания, но пока не в полной мере владеют речью, чтобы высказаться и быть понятыми. Это злит и огорчает ребёнка и обескураживает родителя, который не понимает, чем он и аккуратно расставленные по местам вещи провинились.

Попытки кусаться, толкаться или бросать вещи выглядят как плохое поведение, но на самом деле — проявление бессилия выразить себя и быть понятым.

В 1,5 года в норме появляются фразы из двух, а затем и трёх слов: «Мама, дай», «Где Маша?», «Вот она»,«Бака ав-ав», «Каскас тинки утицу». При этом фразы чаще грамматически верны, но это больше по случайности — просто потому, что повторяются целиком два-три слова, имеющие смысл быть сказанными вместе.

Ближе к 2 годам происходит «взрыв языка». Ребёнок начинает комбинировать слова из освоенного словарного запаса в полноценные предложения и развёрнутые фразы. Не всегда правильно, но явно пытается использовать грамматику. Даже если он ещё не заговорил, то будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность.

Мама учит двухлетнего ребёнка говорить слова Главный вопрос начала активной речи — «Что?», и на фоне этого интереса родителям достаточно говорить названия, а ребёнок их сам положит в свой словарик

Как научить ребёнка говорить в возрасте от 1 до 2 лет:

  • продолжать называть предметы и события вокруг, но теперь необходимо давать малышу возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением;
  • задавать вопросы и дожидаться реакции, даже если это будет простой кивок головой;
  • как можно больше читать в доступной форме — комментировать рисунки в книгах без слов, читать подписи к картинкам там, где они есть.

От 2 до 3 лет

В 2–3 года дети начинают сознавать себя как отдельную личность — ярко проявляется позиция «Я сам!». Эту особенность и нужно использовать: говорите о самом ребёнке.

Рассматривайте фотографии, делайте из них небольшие книжечки: «Мой день», «На прогулке», «Моя семья». Такая книжечка поможет папе или бабушке начать разговор и найти контакт с малышом. Вспомните перед сном прошедший день или стройте планы, где он будет главным героем.

Развиваем речь дома: карточки для расширения словарного запаса

В русском языке выражение идеи себя и другого, передаются через категорию лица и связаны с достаточно сложной грамматикой. Детям очень поможет, если вы поговорите с ними на темы «моё — твоё», «его — её», «чья — чьё». А потом обсудите то же самое ещё триста раз, иногда подряд.

От 2 до 3 лет малыши делают первые попытки обозначать свои чувства, если вы некоторое время назад начали показывать пример. Делитесь своими переживаниями, обозначайте их чувства и спрашивайте об эмоциях. Если двухлетка ещё плохо говорит, можно формулировать общий вопрос, чтобы он мог ответить «да» или «нет», либо вопрос, который предполагает конкретный ответ:

  • Я радуюсь (печалюсь, сержусь), потому что…
  • Я вижу, ты расстроился, так?
  • Смотри, выглянуло солнце и у меня сразу же поднялось настроение! А у тебя хорошее настроение?
  • Кажется, ты злишься.

Мама проговаривает эмоции ребёнка «Похоже, ты рада, что собрала башню»

К 3 годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. Если развитие идёт своевременно, то речь ребёнка в основном понятна не только близким, привыкшим к манере ребёнка говорить, но и посторонним людям.

Подробные статьи обо всех этапах развития речи:

До года

С 1 до 3 лет

Почему ребёнок не начинает говорить

Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы в виде нехватки общения со значимыми взрослыми;
  • препятствия, организованные взрослыми: соска, использование гаджетов, кормление не твёрдой пищей.

Прежде всего важно понять, относятся проблемы к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

В каких случаях стоит беспокоиться

С самого начала общения с ребёнком важно следить, как развивается коммуникация, инструментом которой и является речь. Обращается ли ребёнок к вам за помощью? Задаёт ли вопросы? Просит ли вас что-то дать? Один из первых способов для этого — указательный жест, которым ребёнок и спрашивает, как что называется, и просит дать заинтересовавший его предмет.

Если вы не чувствуете диалога в год-два, хотя сами регулярно пытаетесь его поддержать, то это повод обратиться к специалисту.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым пассивным словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие разговаривать самому. Совсем другая ситуация, когда двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их.

Не стоит ждать трёх лет. Если ребёнок отстаёт от ориентировочных норм на втором и третьем годах развития жизни, то полезно проконсультироваться со специалистом, чтобы оценить ситуацию и получить рекомендации. Чем раньше вы устраните препятствие развитию речи, тем меньше будет его влияние на дальнейшее развитие, и наоборот.

Да, большинство детей к 3-4 годам как-нибудь справляются сами. И трудно сказать, насколько много они теряют из-за того, что позже получают доступ к возможностям общения. Но если к трём годам окажется, что ребёнок всё-таки нуждался в помощи, то вы не уже вернёте прошедших двух лет молчания, а то и непонимания речи.

Так что полезно посоветоваться до трёх лет, если ожидаемые речевые достижения запаздывают. Тем более, если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем — это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Ниже перечень тревожных признаков для каждого возраста, которые помогут сориентироваться.

Признаки задержки речи

Скачать признаки задержки речи

Способы научить ребёнка говорить

Дети быстрее осваивают речь, когда активно участвуют в диалоге. Кроме того, они не изучают язык, когда воспринимают его пассивно: с экранов телевизора или планшета; когда вы разговариваете в присутствии ребёнка, но не с ним.

Поэтому рекомендуем:

  • чаще общаться с ребёнком;
  • сократить время пассивного изучения языка;
  • не считать, сколько слов ребёнок выучил или зубрить с ним названия, а сосредоточиться на совместных интересных занятиях.

Ниже эффективные методы, которые помогут снять вопросы о том, как научить ребёнка разговаривать.

Выводите на разговор

Разговор — это ситуация, когда два человека по очереди обмениваются фразами. Для маленького ребёнка «разговор» должен быть очень простым.

Если уже разговаривает:

«Где Петя?» → «Ку!»

«Что ты будешь?» → «Бабан!»

Если ещё не говорит, его «фраза» в разговоре выглядит иначе:

«Ку-ку» → Ребёнок убирает одеяло от лица и выглядывает.

«Кто пойдёт гулять?» → Ребёнок улыбается и указывает на себя.

Вспомните про песню акына: что вижу, то пою. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг.

Мама проговаривает ребёнку, что надевает носки «Надеваю носок на твою ножку»

Помните о паузах. После того как вы что-то скажете или зададите вопрос, помолчите. Всего 5-10 секунд, поначалу непривычные вам, дадут ребёнку достаточно времени понять, что сказать или сделать.

Пауза даёт важную подсказку, что теперь его очередь что-то говорить.

Сдерживайте желание ответить за ребёнка или задать вопрос по-другому, если он не отвечает сразу. Если ребёнок не отвечает через некоторое время, тогда, конечно, помогите ему. Детям с задержкой речевого развития следует предоставить больше времени и повторить вопрос.

Пополняйте словарный запас в беседах

Лучше всего словарный запас и умение поддерживать диалог развиваются в бытовых беседах:

  • Просим малышей закончить предложения: «Сначала надеваем носки, а потом…», «Тебе нужна зубная щётка, чтобы почистить…».
  • Проговаривайте вообще всё, что видите или делаете: «Смотри, бежит собака. Собака лает. Собака бегает в нашем дворе», «Ты наполняешь ведёрко деревянными шариками. Ты складываешь деревянные шарики в своё ведёрко», «Я беру баночку с яблочным пюре».
  • Чтобы понять, какие слова уже закрепились в словарном запасе, задавайте вопросы: «Что это?», «Куда мы идём?», «Чем будем кормить уточек?», «Зачем тебе эта игрушка?»
  • Листая книгу с ребёнком или на прогулке, скажите: «Я вижу…», затем укажите на картинку и подождите 5-10 секунд, ответит ли ребёнок. Если ребёнок не говорит, помогите ему и повторите то же самое с другим словом.

Пополняем словарный запас в беседах «У тебя в руках…», «У меня в руках…», «Я вижу, как ты заметаешь в совочек…»

Проводите уроки в игровом формате

Чтобы помочь учить новые слова, мы можем собрать словарные коробки. В одной коробочке должны находиться только те предметы, которые относятся к одной теме: кухонная утварь, животные, музыкальные инструменты, фрукты и ягоды.

словарная коробочка с птицами
Как проводить урок:

  1. Называем каждый объект, когда смотрим на него, поворачиваем и исследуем с каждой стороны. Говорим не «чёрная птица», а «ворона».
  2. Просим показать. На этом этапе мы смотрим, какие объекты ребёнок уже может идентифицировать: «Можешь найти мне ворону?» Малыш показывает, мы говорим: «Ты нашёл ворону». И снова перемешиваем предметы. Если ребёнок выбирает не тот предмет, не стоит говорить ему «нет» — говорим: «Ты дал мне утку». Отметьте слова, которые ещё не запомнил, чтобы позже вернуться к первому этапу и назвать их.
  3. Просим назвать. Обычно к этому этапу ребёнок готов ближе к 3 годам. Если мы точно знаем (не раньше!), что он запомнил название предмета, можем спросить: «Что это такое?» Ребёнок радуется, что знает ответ, и очень доволен собой, когда говорит нам название. Если же поторопиться и попросить назвать предмет, когда малыш ещё не знает название или с трудом говорит, то он огорчится.

На этом видео рассказываем, какие материалы для развития речи используются в саду Монтессори. Некоторые из них можно сделать своими руками и применять дома.

Используйте одни и те же слова

Ребёнок мыслит максимально конкретно. Мы понимаем, что книга и книжка — это разные слова, но обозначают один предмет, а он — нет. Поэтому важно называть одни и те же предметы каждый раз одинаково. И тем более не употреблять синонимы — до 1,5 лет дети особенно к этому чувствительны.

Ботинки — это всегда ботинки, а не ботики или обувка.

Используйте одни и те же слова, когда разговариваете с ребёнком об одних и тех же вещах и делах. Так вы быстрее научите его нужным фразам и действиям, которые он начнёт применять сам, как только будет готов.

Не упрощайте и не сюсюкайте

Ребёнку мешает научиться говорить сюсюканье или использование в родительской речи упрощённых и изменённых слов. Не следует ругать малыша, если он выразился, как смог. Но стоит следить за тем, как говорим мы.

Сюсюкать — это учить тому языку, который не используем сами.

Часто повторение непонятного набора звуков помогает самому взрослому догадаться, что за слово малыш пытался сказать. Например, мама переспрашивает ребёнка его же словами «Падём баконама?», параллельно пытаясь понять, что бы это значило, и после озарения произносит: «Аа.. ты предлагаешь пойти на балкон!». Повторяя, вы либо поняли ребёнка, либо показали, что прилагаете усилия, чтобы понять, хотя и не поняли. Ваша заинтересованность вдохновляет говорить ещё или пробовать объяснить вам свою мысль иначе.

Но! Вы категорически не делаете эти словечки заменой существительным и глаголам. Не называете и не принимаете от ребёнка в качестве слова «кошка» слово «мяу». Вы говорите что-нибудь вроде «да, кошка говорит “мяу”».

Вы продолжаете использовать общепринятые словоформы, не перенимая детские варианты выговорить те же слова. Вы его, может быть, понимаете, но сами — остаётесь образцом правильной речи.

Уберите лишнее из речи

Другая крайность — излишне усложнять взрослую речь витиеватыми оборотами или засорять словами-паразитами. Обращённая на ребёнка речь должна состоять из простых слов — тех, что понадобятся ему в первую очередь. И чем он младше, тем короче предложения.

Чувствуешь, чудесно пахнет в этом лесу хвойными иголками? → Смотри, хвойные иголки. Хочешь понюхать?

Какое необычное вкусовое сочетание у нас получилось в этом салате! → Как вкусно! Мы положили в салат апельсин, клубнику и …

Зарядка для языка и развитие мелкой моторики речевого аппарата

Есть речевые проблемы, когда артикуляционная гимнастика творит чудеса. И если запоздать, то на исправление дефектов понадобится больше времени. Но назначать упражнения должен специалист. А вот позаниматься мелкой моторикой речевого аппарата и зарядкой для языка — точно не помешает.

Спонтанно показывайте ребёнку на своём примере, а он повторит:

  • почистите зубы языком — сначала нижний ряд, потом верхний, внешнюю и внутренние стороны;
  • подуйте друг на друга или на шарик;
  • поцокайте языком;
  • сдувайте и надувайте щёки;
  • вытягивайте губы трубочкой и причмокивайте;
  • упирайтесь кончиком языка поочерёдно в левую и правую щёки, образуя «орешки»;
  • двигайте языком вверх к носу и вниз к подбородку;
  • передвигайте кончик языка от правого уголка губ к левому;
  • произносите разные смешные звуки и фыркайте;
  • гримасничайте.

Логопедические стихи для детей

С логопедическими стихами та же ситуация, что с артикуляционной гимнастикой — лучше не назначать их самим без специалиста. Логопед подбирает стихи на освоение звуков, учитывая их сочетание с другими звуками. Если мы в стих просто напихиваем побольше шипящих или звука «р», то может получиться смесь из слов разной степени сложности. Пытаясь выговорить нужный звук в сложном слове, ребёнок может начать его заменять или искажать.

До 2-3 лет будет полезнее больше внимания обращать не на чистоту выговаривания звуков, а на то, как ребёнок осваивает речь — какой по объёму, а не составу у него репертуар звуков и как проявляется коммуникация со взрослым.

Постоянное чтение и пение

Читайте с детьми как можно раньше, но начинайте с того, что доступно ребёнку. Позволяйте самому рассматривать картинки в хаотичном порядке.

Ребёнок рассматривает книгу Устройте удобный уголок для чтения с подходящими для возраста книгами

Список книг для детей до 3 лет
Примеры уголков для чтения

Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия. От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

  • «Водичка, водичка, умой наше личико…» — при купании.
  • «Сорока-ворона кашку варила…» — во время еды.
  • «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки — хватунюшки…» — делая массаж.

Не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто. Но при выборе поэзии для малышей, оценивайте, как звучит текст с точки зрения человека, ещё очень мало знающего в языке.

Исчерпав свой запас или отвергнув неподходящие варианты, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке».

Не забывайте, что потешка сопровождает действия, а не действия — потешку. Если уже надевшему варежку малышу придётся ждать, пока вы закончите произносить чудесный пассаж о варежке, он потеряет интерес к одеванию.

Пение меньше похоже на говорение, чем может показаться. Вроде поём ту же речь, но за процесс отвечают совсем другие отделы мозга. Тем не менее для общего развития это полезно — музыка и пение предоставляют замечательную возможность для эмоциональных проявлений, которые дети не могут воплотить в слова.

Пойте по-настоящему. Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете. Пойте в мажоре и миноре, сопровождайте пение жестами и движениями.

Раздайте детям большие разноцветные куски яркой нейлоновой ткани, чтобы дети могли размахивать ими и создавать собственные танцы под медленную, романтическую музыку.

Выводы о том, как научить ребёнка разговаривать

  1. Ребёнок учится говорить сам, но без родителя у него это не получится.
  2. Если вы много общаетесь со своим малышом, то этого уже достаточно.
  3. Но вы можете разнообразить репертуар чтением и интересными занятиями.
  4. Если вы понимаете, что у ребёнка не появляется ожидаемых достижений в освоении речи, не паникуйте, но проконсультируйтесь со специалистом.
  5. Не стоит применять артикуляционную гимнастику или логопедические стихи без назначения специалиста.
  6. Спонтанно и радостно используйте речь и мимику, сопровождайте ими совместные дела.
  7. Постарайтесь убрать препятствия для развития речи:
    • соски;
    • сюсюканье и подражание детским словам;
    • слишком сложные слова и длинные предложения;
    • предугадывание того, что пытается сказать ребёнок и монологи вместо диалогов с ним;
    • приём только жидкой пищи теми, кто обзавёлся зубами, может жевать и этим тренировать мышцы речевого аппарата;
    • экраны в поле зрения ребёнка.

Благодарим за помощь в подготовке статьи психологов и Монтессори-педагогов Анастасию Кузнецову и Анну Федосову

Фото Ирины Антоновой, Юлии Воробьёвой, Анны Ефремовой, Анастасии Зотовой, Марии Лучаниновой

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться