Главная Отвечаем на вопросы Как научить ребёнка ориентироваться во времени

Как научить ребёнка ориентироваться во времени

У нас спросили, как научить тоддлера понимать время:

— Скажите, как помочь ребёнку ориентироваться в расписании? Нам год и 4 месяца.

Как научить ребёнка ориентироваться во времени

На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог (АМИ 0–3):

— Отчасти ориентировке во времени помогает зонирование пространства. Для разного возраста мы по-разному оформляем зону сна, активности, питания и ухода за собой. Так или иначе, мы стремимся сделать узнаваемое, удобное ребёнку место для каждого аспекта жизни, и обустраиваем его так, чтобы можно было учиться самостоятельно позаботиться о себе и развивать независимость.

Как только малыш уяснил предназначение каждой зоны, сам их вид говорит: «Займёмся-ка тем, для чего это место предназначено».

У большинства младенцев неплохое чувство времени, и оно улучшается, если родители придерживаются постоянного режима дня. Чем больше ребёнок делает одно и то же примерно в одно и то же время, тем точнее он начинает чувствовать временные интервалы.

Пока малыш не может позаботиться о себе сам, взрослые могут привлекать кроху к сотрудничеству: он тянет ручку навстречу рукаву, подаёт-выбирает одежду. Всё это сопровождается речью по теме текущих действий и используемых предметов.

Как только необходимый вокабуляр усвоен, слова постепенно начинают выступать в роли ориентира сами по себе, а входя с вами в новую зону, по одному виду комнаты, кухни, ребёнок понимает, какой род занятий наступает. Так можно потихоньку осваивать категорию будущего: вы говорите «пойдём, поедим», идёте вместе, а там и правда кухня или столовая, значит, дело пахнет приёмом пищи.

От ориентировки в пространстве дети переходят к ориентировке в пространстве времени: после того, как мы проснулись, мы чистим зубы, после чистки зубов — завтракаем, после завтрака… и так далее. Время пока ещё относительно событий, плана действий.

На этапе, когда такое понимание уже в некоторой степени развито, начинают работать различные визуализации порядка действий. Даже в полтора года несколько простых пиктограмм/табличек/картинок помогают предсказывать, чего ждать в ближайшем будущем текущего дня. Если заведёте что-либо подобное, наблюдайте внимательно за тем, правильно ли ребёнок понимает придуманные вами обозначения.

Работают с тоддлерами и будильники. Желательно, чтобы сигналов было немного, они были интересны детям и не повторялись для разных ситуаций. Использование часов актуализирует вопрос узнавания текущего времени. Дети начинают понимать, что часы дают информацию о том, чему пришла пора. Это ценно и позднее станет основой понимания по часам.

Хорошо, когда малыш может закончить то, что начал, прежде, чем последует за вами к следующему режимному моменту. Чтобы предупредить о том, что скоро нужно свернуть одно занятие и приступить к следующему, годятся и устные предупреждения.

Для этого нужно, чтобы в сфере знакомых ситуаций уже была понятна обращённая речь — к полутора годам, как правило, это происходит. Старайтесь либо ссылаться на будильник (скоро будет звонок к обеду, заканчивай и уберём на место игру), либо на понятные опорные точки (после того, как мы надуем ещё десять мыльных пузырей, мы пойдём есть).

Читать по теме:

Как научить ребёнка ждать

4 идеи, как научить ребёнка планировать своё время

Объясняем понятие «время» по Монтессори

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Путешествуем с детьми до года: лайфхаки для родителей

Опыт родителей

План подготовки к новому году: списки и идеи

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы