•  

    Книга о развитии до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Ребёнок 2 года развивается

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • 150 занятий для детей

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Как пережить 1 сентября

Первое сентября – очень волнительный день не только для всех первоклассников, но и для родителей, бабушек и дедушек. В этот день их дошкольник вступает в новую жизнь. Это и радость, и тревога. Как будет в школе? Понравится ли? Какая будет учительница? Будет ли хорошо учиться? Масса вопросов беспокоит взрослых, и их тревога нередко передаётся детям. Рекомендации к. п. н. Юлии Гусевой помогут подготовиться к 1 сентября без нервов и стресса.
Как пережить 1 сентября


Не создавайте лишних поводов для волнения ребёнка

Обычно 31 августа на столе стоит красивый букет, отпаренная форма висит на плечиках, а ребёнок в сотый раз перебирает вещи, которые возьмёт завтра в школу.

Вечером 31 августа Коля беспокоен. Он достаёт пенал, пересматривает карандаши и снова убирает пенал в портфель. Эти повторяющиеся действия (в психологии это называется компульсивные действия) помогают Коле справиться с тревогой, но со стороны они выглядят неприглядно и только нервируют родителей. Они говорят Коле: «Убери всё в портфель и не трогай ничего, а то забудешь пенал завтра. Лучшей займись чем-нибудь полезным, порисуй или поиграй». Но Коля начинает нервничать ещё больше (а вдруг и правда забудет пенал или ещё что-нибудь) и в конце концов начинает плакать.

Действительно, Коле трудно переключиться на какую-либо другую деятельность, все мысли его сейчас заняты школой.

Что же делать вечером 31 августа, когда к школе уже всё готово? Придумайте какое-то простое совместное мероприятие, которое доставит и вам, и ребёнку положительные эмоции. Например, хорошим вариантом будет поход в кино — оно отвлечёт ребёнка от навязчивых мыслей о школе и развлечёт его. Каждая семья выберет свой вариант: кто-то отправится покататься на велосипедах в парк, кто-то сходит в зоопарк. Выберите свой вариант досуга в этот день.

Мы рассмотрели ситуацию, когда накануне 1 сентября всё готово к школе. Но бывает и иначе.

Мама Маши печёт торт, ведь завтра большой праздник у дочери, и ей хочется как следует отметить этот день. Мама настоящая мастерица. Она украшает торт мастикой и лепит фигурки: тут и букварь, и цветные карандашики, и букет цветов, и сама первоклассница Маша с портфелем. В общем, не торт, а настоящее произведение искусства.

Но Маша мешает маме, не даёт ей готовить, она постоянно спрашивает, скоро ли мама закончит работу. Почему Маша торопит маму? Просто Маша боится, что мама не успеет погладить ей школьную форму, которая лежит в шкафу. Мама отмахивается от Маши, несколько раз говорит, что всё успеет. Весь вечер Маша крутится около мамы, пока та не «взрывается» и не кричит на Машу: «Успокойся ты со своим платьем! Всё я тебе поглажу! Я же для тебя торт делаю!». Маша плачет. Время уже позднее и Маше пора ложится спать в слезах.

Безусловно, мама Маши очень старалась порадовать дочь. Но получилось ли это в полной мере? Мама рассчитала время и понимала, что она всё успевает, но вот неготовность к школе очень тревожила Машу. Тревога не дала ей возможности получить удовольствие от красивого торта. Наверно, было бы лучше делать торт после того, как форма будет поглажена — так Маше было бы спокойнее.

Дайте возможность сделать ребёнку то, что для него важно

Как выглядит типичный первоклассник? Нарядная школьная форма, букет цветов и портфель.

Дима вечером собирает портфель. Укладывает туда пенал, берёт тетради, дневник, альбом для рисования, цветные карандаши, бутылку воды. Его сборы кажутся забавными: как будто в далёкое путешествие собирается (кстати, это и есть путешествие в новую взрослую жизнь). Мама пытается объяснить Диме, что всё это ему в школе не понадобится: тяжёлый портфель будет мешать на линейке, а уроков у них ещё не будет. Но Дима протестует.

Брать ли с собой портфель в школу? Формально портфель не нужен – это знают все взрослые. Но для ребёнка он важный атрибут школьного обучения, первоклассник целое лето ждал возможности надеть ранец на плечи. Стоит ли лишать его этой радости? Сборы помогают ребёнку успокоиться (вспомните Колю, который перекладывал карандаши), настроиться на новый день. К тому же когда ребёнок собрал всё, что нужно, то он чувствует себя во всеоружии, готовым к школе. Стоит ли отбирать у ребёнка портфель, если тот является атрибутом готовности? Думаю, что не стоит.

Пригодится ли портфель 1 сентября? Отчасти да. С портфелем можно сфотографироваться — небольшая, но польза. А ещё первоклассник на первом уроке, как правило, получает букварь. В некоторых школах ещё есть такая традиция, что все первоклашки получают в подарок книги, информационные буклеты (правила дорожного движения, расписание кружков и секций в районе и т. д.) от муниципалитета. И тогда портфель пригодится наверняка, ведь ученик сможет сложить все подарки в портфель сам и принести их домой.

Дело, конечно, не в портфеле. Самое главное – это дать возможность ребёнку сделать то, что для него важно.

Не показывайте своё волнение

Конечно, мы, родители, тоже волнуемся. Как же не волноваться перед таким днём! Однако важно понимать, что волнение одних членов семьи передаётся другим.

Бабушка Светы – учительница на пенсии, накануне 1 сентября ей тревожно. Она поведёт внучку в 1 класс своей школы — школы, где она проработала 30 лет и работает до сих пор. Бабушка готовится: строгое платье наглажено и висит в её комнате. Но бабушка постоянно разговаривает со Светой, даёт последние наставления: «Света, на уроке не болтай, не крутись, сиди смирно и слушайся учительницу. Главное – хорошо учиться, на пятёрки. Чтобы мне не было за тебя стыдно». Света слушает бабушку, она в этот момент похожа на мышонка, трясущегося перед кошкой… Ей становится страшно идти в школу. И хотя Света уже много раз слышала эти слова от бабушки, сейчас ей страшно вдвойне. Ведь в школу уже завтра.

Итак, кому страшно и у кого проблемы? Конечно, страшно бабушке. Ей, заслуженному учителю, важно, чтобы внучка оправдала её надежды, чтобы ей не было стыдно перед коллегами, она хочет гордиться девочкой. Но не стоит перекладывать это волнение на ребёнка. Самое главное – создать положительный настрой на школьное обучение.

Саша играет в машинки. Он сделал гоночную трассу и с грохотом спускает по ней машинки одну за другой. Ему интересно, а вот папа начинает сердится. Он говорит маме: «Большой уже мальчик, а всё играет и играет». Потом обращается к Саше: «К школе бы лучше готовился, книжку почитал». Саша берёт книжку, но не читает, сидит грустный и вздыхает.

И снова тревога взрослого передаётся ребёнку. Саша сам себе нашёл прекрасное занятие, был спокоен до того момента, пока папа не напомнил ему о школе так, что тревога передалась Саше.

Если вы волнуетесь, уважаемые взрослые, и вам сложно справиться со своим волнением, посмотрите, не избегаете ли вы тревоги, передавая её другим? Чтобы снизить тревогу, постарайтесь заняться чем-то интересным вместе с ребёнком: почитайте книгу, посмотрите хороший фильм, порисуйте или погуляйте.

Позаботьтесь об удобстве ребёнка

1 сентября – сложный день. Поэтому важно сделать так, чтобы ребёнку было максимально комфортно. До этого момента мы говорили о психологическом благополучии ребёнка, но нужно позаботиться и о его телесном удобстве.

Основной источник неудобств первоклассника – букет цветов. В жизни мы не ходим по часу, а то и больше, с букетами, правда? Обычно цветы приносят на праздник и вручают виновнику торжества. Но 1 сентября всё иначе. С букетом нужно дойти до школы, потом ждать линейки и ещё стоять всю линейку, непростое испытание.

Важно, чтобы букет школьника был лёгким, практичным, удобным и не травмоопасным.

Букет Андрея был, пожалуй, самым оригинальным в 1 «А» кассе, да и во всей школе: украшением его служили карандаши. Только стоять рядом с Андреем было неудобно, так как остро наточенные карандаши кололи соседа. Поэтому дети отодвигались от Андрея, и это было неприятно. Учительнице пришлось взять букет мальчика, так и простоял он всю линейку без букета.

Даже если вам хочется выделиться, подумайте в первую очередь об удобстве ребёнка. Высокие букеты гладиолусов тяжелы и обычно ими «подметают» асфальт. Последнее время для украшения букетов используют яблоки, другие фрукты и даже овощи. Это оригинально, но опять же не слишком удобно для ребёнка: такие букеты достаточно тяжелые. Отдайте предпочтение простому лёгкому букету, который может быть не менее красив, чем необычный букет из яблок.

Кроме букета подумайте об одежде и обуви ребёнка. Не жмёт ли обувь? Не слишком ли большой бант? Постарайтесь дать возможность ребёнку поносить новую обувь хотя бы несколько дней, да и новую одежду можно немного поносить накануне. Некоторые дети чуть ли не пол-лета играют своим новым портфелем и пеналом, не ругайте их за это. Вряд ли они приведут эти вещи в негодность, но зато новый портфель уже станет удобной знакомой вещью и не будет натирать плечи. Не делайте девочке новых необычных причёсок в этот день — лучше заплести волосы привычным способом, ведь новая причёска может расплестись или быть неудобной.

Обязательно ли идти в школу всей семьёй

Традиционно считается, что первоклассника ведут в школу мама и папа. Конечно, ребёнку очень важно присутствие близких людей рядом, но всегда в таких случаях нужно учитывать обстоятельства. Если ситуация складывается так, что оба родителя могут относительно безболезненно отпроситься с работы (поменяться сменами, взять отгул), то пусть в этот день ребёнка проводят в школу и папа, и мама. Но если у одного из родителей есть сложности, то не стоит всеми силами стараться быть с ребёнком именно в этот день и час.

Папа Васи считает, что важно отвести сына в 1-й класс. Он не мог уйти с работы даже на полдня, но всё-таки решил прийти на работу попозже. Всю дорогу до школы папа разговаривал по телефону, на линейке отошёл от места события и снова решал деловые вопросы. В итоге ему пришлось уехать, на дождавшись Васю, Вася был расстроен.

В этой ситуации было бы гораздо лучше, если бы папа поехал на работу, объяснив сыну ситуацию. Но и объяснять нужно так, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым.

Мама Иры – директор фабрики, на 1 сентября у неё назначена важная встреча, которую нельзя отменить. Мама уходит рано, оставляя Иру с папой и бабушкой и извиняется перед Ирой:

— Извини, доченька. Я знаю, что самое важное – это пойти в 1-й класс с мамой. Но я никак не могу. Прости меня!

До этих слов Ира скорее понимающе относилась к ситуации, ведь она знала про мамину ответственную работу. Но тут она поняла, что она – бедная девочка, которую мама не отведёт в школу. Как уж тут себя не пожалеть! И Ира разревелась.

Если вы не можете пойти с ребёнком в школу в праздничный день, просто заранее сообщите ему, с кем он пойдет. Не делайте акцент на том, с кем он не пойдёт в школу.

Мама Полины не смогла отпроситься с работы. Поэтому мама сделала так. Она сказала дочери:

— Полинка, завтра в школу ты пойдёшь с папой, бабушкой и дедушкой. Представляешь? Вчетвером! А я приду домой пораньше и будет сюрприз.

Мама загадочно улыбнулась. После школы все вернулись домой и уже скоро пришла мама, она несла в руках много-много разноцветных шаров и торт. Это было так радостно для Полины – встретить маму!

Обратите внимание, что в вышеприведённом примере я предложила акцентировать внимание на положительной стороне ситуации, а не на отрицательной. Именно так сделали родители Саши.

Прямо перед праздником, 30 августа, маму Саши неожиданно положили в больницу. Вот уж не повезло так не повезло. Папа и сын договорились, что после линейки они поедут к маме и расскажут ей всё-всё-всё. Папа сделал акцент не на том, как им будет плохо без мамы в школе, а скорее на том, что нужно сделать, чтобы маме было сейчас не так грустно. В больничную палату они принесли букет цветов, показывали маме фотографии и рассказывали о том, что было на линейке — мама сияла, и Саша был рад.

Даже если один из родителей отсутствует (уехал в командировку, лежит в больнице или просто занят), не расстраивайтесь. Радость ребёнку можно доставить разными способами. Можно прислать телеграмму, видеопоздравление, небольшой подарок с курьером. Главное – ваше внимание.

Как отметить первое сентября

Каждый родитель хочет, чтобы его первоклассник запомнил день поступления в школу и, конечно, старается сделать этот день праздничным.

Я помню, как проснулась очень рано, оделась и всё не могла дождаться, когда же будет пора идти в школу. Я смотрела в окно и сигналом, что уже точно можно выходить из дома, для меня стал прошедший по двору соседский мальчик с букетом. Помню, как иду в школу с букетом гладиолусов, держась за ручку сестрёнкиной коляски, которую катит мама, а рядом идут папа и бабушка. Ещё помню линейку и директора в желтом платье. И первый звонок. А в классе – парту с откидной крышкой и выемкой для ручки. А дома я в восхищении листаю подаренный букварь и… прочитываю его от начала до конца за день. Больше я не помню ничего. Наверно, бабушка испекла пироги или мама приготовила свои фирменные эклеры, но я этого не помню…

Сейчас, когда пишу эти строки, я испытываю достаточно сильное волнение, хотя описываемые события произошли более 30 лет назад. Похоже, это очень важные переживания. Я спрашивала и взрослых, и детей об их опыте, и большинство описывает именно переживания так или иначе связанные со школой: кому-то запомнилась волнительная дорога до школы, кто-то помнит, как стоял на линейке и с восхищением смотрел на старшеклассников. То, что происходило в школе, оказывается очень важным, а вот события второй половины этого важного дня стираются в памяти. Я специально спрашивала детей, которым 1 сентября родители устроили дополнительную культурную программу, о том, как они провели этот день. Оказалось, что развлекательные мероприятия были не так уж важны: многие дети вообще забыли о них рассказать или упоминали вскользь.

Собственно, я и хочу поговорить об этой второй половине праздничного дня 1 сентября. Нередко родители стараются отметить праздник на полную катушку. Конечно, в этот день дети освобождаются очень рано и родители планируют праздничную программу: идут в цирк или театр, приглашают домой гостей, посещают аквапарк или парк аттракционов.

Нужны ли эти развлечения ребёнку? Вообще, конечно, очень нужны. Но, как известно, количество развлечений не должно быть избыточным. Дело в том, что если ребёнок получает слишком много впечатлений за один день, то эти впечатления уже перестают быть такими значимыми и теряются в массе других впечатлений. Такое мероприятие, как поход и цирк или театр, должно быть единственным существенным событием в течение дня. Переполненный эмоциями первой половины дня первоклассник, которого привели в театр, не сможет полностью включиться в действие, происходящее на сцене.

Но главное, что меняется вектор эмоций. Эмоции первоклассника направлены в сторону школы, и это нормально. Перенаправлять эмоции в этот день – значит создавать дополнительное эмоциональное напряжение для ребёнка. Кроме того, большая праздничная программа занимает достаточно много времени и в этом случае ребёнок не успевает полноценно подготовиться (эмоционально и фактически) к следующему учебному дню.

В первую очередь первокласснику важно прожить свой опыт инициации. Ему важно рассказать другим о том, что он уже не просто мальчик или девочка, а первоклассник.

Дайте возможность ребёнку поделиться своими впечатлениями — может быть, к вам в гости зайдут бабушка с дедушкой и ребёнок расскажет им о линейке и первом уроке. Может быть, он позвонит кому-то из родных и поделится впечатлениями с ними. Даже просто выйти во двор и рассказать друзьям о школе крайне важно для ребёнка.

А ещё ребёнку важно услышать рассказы о вашем поступлении в школу. Расскажите о том, как вы пошли в первый класс, ведь прошло немало времени с тех пор, и многое в школе изменилось. Посмотрите старые фотографии — школьная форма с белым фартуком сейчас может удивить первоклассника. А рассказ бабушки, как она писала чернилами, и вовсе может вызвать изумление. Расскажите о вашей школе, о первой учительнице, о школьных друзьях. Может быть, ваш ребёнок идёт в ту школу, в которой учились вы? Покажите ему ваш класс и парту, за которой вы сидели, может быть, даже ваша учительница ещё работает в этой школе?

Раньше первокласснику 1 сентября дарили букварь, сейчас ребёнок получает в подарок целый пакет с книгами и разными брошюрами. Такой подарок хорош тем, что ребёнок получает положительные эмоции от первого дня в школе. Обязательно потратьте час-другой на чтение этих книг, на просмотр брошюр. Конечно, что-то ребёнок посмотрит и прочитает сам, а что-то прочтёте ему вы. Обратите внимание ребёнка на то, какие хорошие подарки подарили ему в школе — это первый маленький шаг к тому, чтобы формировать положительное отношение к школе.

Обязательно найдите время подготовиться ко 2 сентября. Пусть ребёнок подберёт обложку для дневника, соберёт тетради, положит в портфель пенал. Такие спокойные сборы помогут ребёнку меньше тревожиться, настроят на школьное обучение. И важно обязательно лечь спать вовремя. Если ребёнок от волнения долго не может заснуть, посидите с ним, почитайте ему книжку, просто поговорите.

Дарить ли подарки первокласснику? Подарки – это всегда хорошо и приятно, но совсем не обязательно. Если у вас есть финансовая возможность, то, пожалуй, неплохо порадовать ребёнка. Но если на данный момент у вас нет свободных средств, то можно обойтись и без подарка. Помните, что традицию создаёте в вашей семье именно вы.

Я лично не помню, чтобы мои родители что-то дарили мне в этот день, а вот от бабушки я все десять лет школьного обучения получала подарочки. Это были обычно книги, шоколад или самая простая канцелярия: карандаши, ручки, фломастеры, тетради. Но получать их всегда было очень приятно, и до сих пор я с теплом вспоминаю бабушкины сюрпризы. А в первом классе бабушка подарила мне зелёную настольную лампу, которая прошла со мной длинный путь: школа, университет, аспирантура.

Можно подарить что-то полезное: удобную бутылочку для воды или коробочку для бутербродов, которые можно взять в школу. Может быть, это будет какая-то приятная мелочь: красивый блокнотик, необычная точилка. Возможно, какой-то символ взросления и нового статуса: кошелёк (если ребёнок будет носить с собой талоны на обед или покупать что-то в буфете) или даже мобильный телефон. Совсем не обязательно дарить глобусы или энциклопедии, если вам кажется, что ребёнку этот подарок не слишком понравится.

Иногда подарок может быть и не связан со школой — например, набор для творчества или конструктор. Такой подарок не только доставит радость ребёнку, но поможет организовать досуг непосредственно 1 сентября.



Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки



Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *