• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Как развивается речь ребёнка в первый год жизни

Как развивается речь ребёнка в первый год жизни

От рождения до 4,5 лет у ребёнка активно развивается речь, но именно младенчество — ключевой этап в этом процессе. В первый год жизни закладываются основные предпосылки для формирования собственной речи, малыш учится понимать, что говорит взрослый. Так, к двенадцати месяцам он может осмысленно произносить от 4 до 15 слов, а воспринимать — в три раза больше. Как развивается речь у ребёнка до года, рассказали в статье.

С 1 до 6 месяцев

В этот период жизни младенец не понимает того, что ему говорят. Главным образом реагирует на голос взрослого, его улыбку и жесты. Особенно чувствителен к интонации, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике. Если интонация грубая, агрессивная, ребёнок может заплакать. Если мелодичная и спокойная, то будет улыбаться.

Например, мы скажем что-то с грубой интонацией, при этом используем приятные слова, и ребёнок расстроится. И наоборот, скажем что-то неприятное, но ласковым голосом, — начнёт улыбаться.

ребёнок смотрит на папу
Практически с рождения ребёнок реагирует на речь взрослого. Уже на третьей неделе он сосредотачивается на голосе мамы и папы, других близких людей

На 2-м месяце жизни ребёнок прекращает крики, когда слышит речь, обращённую к нему. Тогда малыш сосредотачивается на лице взрослого и обращает внимание на движения его губ, языка.

Примерно в 3 месяца у ребёнка появляется комплекс оживления: когда взрослый подходит, говорит что-то ребёнку и улыбается, он улыбается в ответ. Малыш начинает произносить гласные, согласные. Появляется хаотичное движение ручками и ножками. Он как бы говорит взрослому: «возьми меня на руки».

В этот же период малыш проявляет особую избирательность к звукам речи, сравнивая и выделяя их из окружающего мира. Например, если в комнате одновременно зазвучит музыка и речь взрослого, ребёнок будет ориентироваться именно на речь взрослого.

В период от 2 до 4 месяцев ребёнок произносит согласные звуки, такие как «к», «х». После четырёх месяцев гуканье сменяется гулением, и он начинает произносить высокие певучие звуки, напоминающие трели птиц. При этом взрослый часто не может сымитировать то, что получается у малыша.

На 4-м месяце ребёнок начинает перекликаться со взрослым на расстоянии. Он может из соседней комнаты произносить какие-то звуки, обращённые к родителю. Причём эти звуки он продолжает произносить и после того, как общение прекращено.

В этом возрасте звуки начинают контролироваться слухом. Ребёнок произносит звук, замолкает, прислушивается к себе и начинает менять интонацию звуков. Он как бы проводит собственное звуковое исследование.

В 5-6 месяцев малыш начинает произносить звуки и производит скоординированные движения. Таким способом он самовыражается, пытаясь привлечь внимание. Ребёнок сам становится инициатором общения, выделяя взрослого для себя как основной объект для этой деятельности.

малыш лежит
Малышу настолько интересен мир общения и звуков, что он произносит их, даже если взрослый при этом не присутствует. Например, играет с погремушками, игрушками, и это сопровождается определёнными звуками

С 6 до 12 месяцев

Второе полугодие характеризуется появлением самого главного средства общения — речи. Происходит развитие навыков, которые сформировались в предыдущие шесть месяцев жизни. Слух утончается и становится более избирательным. Ребёнок начинает устанавливать связь между словом и предметом, между действием и словом; учится различать похожие друг на друга звуки. Понимает существительные, а после — глаголы.

Развиваются голосовые реакции, которые формировались до этого момента. Сначала это громкие звуки, насыщенные и эмоциональные, затем гуканье — короткие звуки, типа «агу».
Потом начинается лепет: это сочетание гласных и согласных, которые похожи на осмысленную человеческую речь. Мы слышим «ба-ба-ба», «та-та-та», «ма-ма-ма», но ребёнок не наделяет эти звуки каким-то смыслом. То есть «ма-ма-ма» не обязательно относится к маме. Слово возникнет тогда, когда ребёнок вкладывает смысл в сочетание звуков.

Впервые лепет появляется и наиболее ярко выражается в ситуациях общения со взрослым. Для родителей очень важно, наблюдая за развитием ребёнка первого года жизни, обращать внимание, есть ли лепет у младенца и как он развивается. Отсутствие лепета — признак того, что нужно проверить слух ребёнка у специалиста.

Лепет продолжается всё второе полугодие. Для малыша это особая форма самостоятельной деятельности, средство общения и способ выражения эмоционального состояния. При этом произносимые звуки основываются на подражании и самоподражании — ребёнок очень внимательно прислушивается к тому, что у него получается, пробует различные варианты сочетания звуков.

Подражание выступает основой развития речи, поэтому младенцу очень важно наличие рядом взрослых, общающихся с ним и друг с другом. Если они находятся рядом, лепет становится более интенсивным.

Ребёнок продолжает обращать внимание на артикуляцию взрослого и повторяет за ним движения губ и языка, а также новые звуки, которые от него слышит. При этом возникает отсроченное подражание: малыш слышит какие-то звуки, внимательно наблюдает за взрослым и через какое-то время сам произносит их.

В 6-7 месяцев развивается первичное понимание слов. По просьбе взрослого ребёнок находит предмет, который лежит в одном и том же месте, и поворачивает голову в сторону этого предмета. Например, мы можем спросить: «Где кукла?», — и малыш повернёт голову в сторону куклы.

малыш и гитара
«Где?» — это первый вопрос, на который возникает реакция у ребёнка и который он понимает

Связь между словом и предметом в этом возрасте очень неустойчивая. Ребёнок воспринимает предмет в контексте здесь и сейчас. В том месте, где предмет находится в данный момент. Если предмет меняет своё местоположение, то младенец может его не указать.

В 8-9 месяцев ребёнок уже может найти предмет, даже если он лежит всегда в разных местах. На вопрос «Где кукла?» малыш поползёт к кукле, притом он может направиться в другую комнату, зная, что она там находится, и укажет на неё.

У ребёнка возникает постоянное восприятие предметов. Он понимает, что если предмет накрыт какой-то косынкой, то его просто не видно. Если переместился в другое место, то он сохраняет свои функции и остаётся тем же самым.

В этом же возрасте ребёнок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения — садится, встаёт. Родитель говорит: «Покажи ладушки», — и ребёнок начинает хлопать в ладоши. «Помаши „до-свиданья”», — и машет рукой.

Вскоре малыш будет понимать элементарные поручения: «Дай маме ложку», «Положи», «Возьми мяч».

Вам может быть полезен курс для родителей детей от 0 до 1 года. Поможем создать развивающую среду дома своими руками и научиться понимать потребности малыша в раннем возрасте.

В 10-11 месяцев ребёнок выбирает предметы из двух и более по словесному указанию взрослого. Перед ним может лежать мячик и кубик, и когда мама попросит взять кубик, малыш справится.

малыш тянется за предметом
Понимание взаимосвязи между предметом и названием — это важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальнейшем это даёт ребёнку возможность взаимодействовать с предметами уже в их отсутствие и развить представление о предметах в виде образов

К концу года ребёнок понимает названия большинства своих игрушек. Он знает названия предметов, с которыми он взаимодействует — например, посуды — понимает глаголы самых простых действий: пить, ходить, лежать, спать.

Появляются так называемые лепетные триады, или лепетное говорение. Оно всегда обращено к взрослому: ребёнок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается. Лепет направлен на взрослого и на ожидание реакции от него. Фактически это способ общения со взрослым.

Внешне ребёнок совершенно точно воспроизводит ситуацию речевого общения, хотя никакого содержания в этом лепете нет. При этом взрослый без труда понимает, что хочет сказать ему малыш. Именно лепет предшествует появлению активной речи.

Также к концу первого года жизни у многих детей появляются отдельные слова, которые имеют своё постоянное значение и звучание. Допустим, «няй-няй» (= «дай-дай»), «аф-аф» (= собака), «ам-ам» (=кушать). Это так называемые автономные слова.

Коротко о главном

  1. Взрослый вводит ребёнка в мир речи, поэтому важно как можно больше общаться с младенцем в первый год жизни.
  2. Подражание взрослому — основа развития речи у ребёнка. Малыш слышит какие-то звуки, наблюдает за движениями губ и языка и через какое-то время сам произносит эти же звуки.
  3. В первые шесть месяцев жизни развитие речи у ребёнка происходит так: реагирует на речь взрослого и пытается произносить звуки → прекращает крики, слыша речь, обращённую к нему → появляется гуканье (отчётливо произносит согласные «к», «х») → гуление (высокие певчие звуки, гласные) → перекликается со взрослым на расстоянии → произносит звуки, чтобы исследовать их → привлекает внимание взрослого к себе звуками и координирует движения.
  4. Во втором полугодии происходит становление речи: утончается слух → ребёнок начинает понимать существительные, затем глаголы → воспринимает и может выполнить простые указания → развиваются голосовые реакции, которые начали появляться в первом полугодии → появляется лепет → ребёнок произносит автономные слова, жестикулирует и таким образом общается со взрослым.
  5. Если в первый год жизни у ребёнка не появился лепет, это повод проверить его слух и показать специалисту.
Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Статья подготовлена по материалам курса Сензитивные периоды развития ребёнка В. Н. Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI

Фото Анны Ефремовой и Анны Йост

Редактор: Камила Кленовиц

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать

Рекомендуемые статьи

Как развиваются движения у детей в первый год жизни
Как развиваются движения у детей в первый год жизни
В первый год жизни ребёнок совершает огромный скачок в развитии. Он больше никогда не будет изменяться столь интенс...
Онлайн-курс «Монтессори дома» от 0 до 1 года
Онлайн-курс «Монтессори дома» от 0 до 1 года
Цели и результаты курса С курсом вы по шагам за 6 недель создадите дома развивающее пространство. В этом пространс...
Как впитывающий разум помогает ребёнку гармонично развиваться
Как впитывающий разум помогает ребёнку гармонично развиваться
Благодаря впитывающему разуму дети без усилий осваивают огромное количество навыков и знаний за короткое время. В с...
100 музыкальных произведений для малышей
100 музыкальных произведений для малышей
Примеры подходящих музыкальных произведений для малышей Музыка в начале жизни — это как пища, только для души. Мол...
Дети и развитие мозга. Что мы знаем о том, как дети познают мир
Дети и развитие мозга. Что мы знаем о том, как дети познают мир
[toc] Мозг, как и дом при строительстве, базируется на прочном фундаменте. Фундамент закладывается ещё до рождения...
Электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни
Электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни
...
×
Поделиться