• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Как развивать ребёнка в 4,5 года дома и не забыть о себе

Как развивать ребёнка в 4,5 года дома и не забыть о себе

Меня зовут Мария, мне 31 год. У меня двое детей: мальчик и девочка. Сыну Александру 2 года, а дочери Софье — 4,5. Мы живём в Москве. Пять лет я изучаю методику Марии Монтессори, какие-то знания удаётся применить на практике, какие-то — нет. В интернете слишком много информации о том, как развивать ребёнка в 4,5 года, но она не систематизирована. Не всегда очевидно, что из предложенного выбрать и почему. Поделюсь главными изменениями, которые я внесла в развивающую среду дочери и свою жизнь за два месяца обучения на курсе о развитии детей с 3 до 6 лет.

Что я сделала для себя

Применение методики Монтессори начинается не с ребёнка, а с родителей. Чтобы понять, как развивать ребёнка в 4,5 года и создать дома благоприятную среду, нужно в первую очередь работать над собой. Потому что родитель не в ресурсе мало на что способен.

Раньше я каждые свободные 5 минут отвлекалась на чаты, никак не связанные с моим развитием. Сейчас пришло осознание, что это пустое занятие, которое отнимает много времени. А ведь его можно проводить с пользой: загружать посудомойку и стиральную машину, убирать со стола, развешивать бельё, пылесосить, наблюдать за детьми, записывать свои мысли.

Если дети увидят, что я просто сижу и пью чай, они бросят свои дела и прибегут. То же будет, если прилягу. Поэтому разумнее всего посвятить время дому, и заодно вовлечь детей. Это не сложнее, чем переписываться в чатах, зато сколько пользы.

Вот ещё несколько небольших достижений, которые заметно улучшили качество моей жизни:

  • На курсе я познакомилась с графиком эмоций и каждой из них в отдельности. Теперь могу себя лучше контролировать, при общении с детьми это ценный навык.
  • Научилась находить время на себя. Не реже одного раза в неделю выбираемся с мужем по делам или на прогулку, а детей оставляем бабушке — они уже достаточно подросли. Спустя три таких недели научилась концентрироваться на себе и полноценно отдыхать.
  • Общаюсь с Монтессори-мамами в чате выпускников. Мы обсуждаем, что нового узнали, какие книги прочитали — и так совместно развиваемся. Это моя точка интереса и источник вдохновения.

Привычку не убираться, когда дети спят, я освоила сразу после рождения дочки. В такие моменты сплю, смотрю вебинары, фильмы. Начинаю «своё» время с чашечки кофе, чего-нибудь вкусного и томного взгляда в окно.

Хочу, чтобы дети видели маму счастливой и красивой. Сложнее всего было осознать себя главной частью развивающей среды для детей. Я создавала условия, при которых детям стало проще развиваться и познавать мир, но забыла о себе: это относилось и к внутренним, и к внешним ресурсам. Даже муж стал возмущаться, что деньги, которые он даёт мне, трачу на детей. Я начала меняться и позволять себе то, в чём долго отказывала. Будь то пирожные, новый шампунь, поход в салон красоты или кафе, прогулка.

Что я сделала для ребёнка

Я очень вовремя прошла курс по развитию детей 3–6 лет — сейчас Софья в том возрасте, когда можно успеть применить все новые знания в её воспитании. Для меня это важно как для матери двоих детей: подрастёт сын, а среда для него будет уже готова. Ведь теперь я точно знаю, что нужно моим детям, и как им это дать.

Обустроила зоны для развития

Я осознала потребности дочери и научилась создавать условия, в которых она с удовольствием исследует окружающий мир.

Русский язык и чтение. Сделала интересную для ребёнка зону языка. У Софьи в самом разгаре период, когда знакомство с буквами происходит быстрее и проще всего.

Приобрела два подвижных алфавита и корзину с предметами для звуковых игр. А ещё у нас много книг и карточек для расширения словарного запаса.

русский язык и чтение

Английский язык. Очень хочу билингвов, поэтому у меня есть два варианта: отдать малышей в билингвальный детский сад или учить самой. Выбрала второй.

Переписала названия всех песен и стихов, рекомендованных для детей, нашла старые распечатки с упражнениями по методике Монтессори с американского сайта, вспомнила про YouTube, где есть множество англоязычных презентаций — решила, что постепенно заговорю со своими детьми. Базовые навыки для этого есть.

Сенсорное развитие. Для всех, кто задумывается о том, как развивать ребёнка в 4,5 года, обустройство среды для сенсорного развития — один из основных шагов. Я научилась делать это правильно, а главное — почти ничего не пришлось покупать. Многое легко сделать своими руками из вещей, которые есть в каждой квартире.

Теперь у дочери много занятий, которые помогают ей знакомиться с предметами, их формой и свойствами. А особенно понравилась идея со стереогностическим мешочком.

Развиваем сенсорику у ребенка

стереогностический мешочек Монтессори

Окружающий мир и культура. В интернете я нашла огромное количество идей для изучения с детьми окружающего мира по Монтессори. Но в этом и состояла сложность: информации много, а с чего начать — непонятно. На курсе узнала, что, в какой последовательности и почему всё нужно делать.

У нас есть рельефный физический глобус и карта мира в виде полушарий. Хочется уделить больше внимания изучению географии, но пока придерживаюсь готового плана от экспертов курса. Потом буду импровизировать, если останется желание.

Математика. Пока большого интереса к цифрам и счёту дочка не проявляет, но уверена, математические корзинки и игры с кубиком ей понравятся. Они уже готовы, предложу, как только замечу потребность.

Творчество. Строго определённого места для творчества у нас пока нет. После обучения на курсе я смогу оценить масштабы необходимого пространства и скорректировать его, учитывая потребности обоих детей. Сейчас есть мольберт и всё необходимое для творчества, ребёнок много всего придумывает — я только успеваю собирать и выдавать материалы.

творческое развитие в 4,5 года по Монтессори

Музыка. Я далека от мира музыки. Изучение методики Монтессори помогло понять, как важно развивать внимание к звукам у ребёнка, как оно влияет на ритмическое восприятие и помогает сформировать мелодический и гармонический слух.

Планирую:

  • приобрести цветные колокольчики;
  • танцевать под свои любимые треки (теперь знаю, как и на каких делать акцент);
  • не использовать музыку в качестве фона.

Хранение развивающих игрушек. У нас уже есть три стеллажа по три-четыре полки (для двоих детей), два стола, мольберт.

развитие ребенка в 4,5 года

Обустроила зоны упражнений практической жизни

УПЖ нужны не только для развития бытовых навыков, но и ради отработки движений. До знакомства с методикой Монтессори для меня не было очевидно, сколько разнообразных движений руками и ногами ребёнок делает при выполнении таких упражнений.

Уход за собой. Раньше, задумываясь о том, как развивать ребёнка в 4,5 года дома, я почему-то не придавала значения эстетической составляющей. А ведь внешний вид всего, что окружает ребёнка дома — это важно.

Планирую в ближайшее время:

  • найти красивую подходящую по размеру корзину для детей на два угла ванной, приобрести хорошие средства, мочалки, которые принесут богатый сенсорный опыт и приятные ощущения;
  • решить вопрос с зубными щётками и пастой;
  • подобрать свет;
  • разместить коробочку с одноразовыми мягкими салфетками;
  • найти шкатулку для украшений и заколок;
  • принести держатель для ободков;
  • докупить красивые расчёски.

Чистит зубы и принимает душ Софья самостоятельно.

Сейчас место с зеркалом выглядит так.

развитие в 4,5 года по Монтессори

как развивать ребёнка в 4,5 года дома
Дочь с удовольствием пользуется шкатулкой для украшений

До прохождения курса я считала, что мой ребёнок умеет одеваться сам. Так и есть, но многое оставалось незамеченным:

  • Когда одежда мала или неудобна, случаются истерики. Не думала, что это можно и нужно как-то исправлять. Было ощущение, что я привыкла к истерикам и перестала их замечать. В результате пересмотрела гардероб старшей дочери и стала вести себя сдержанно. Теперь, когда у ребёнка что-то не получается надеть или снять, она спокойно просит помочь. Это наша маленькая победа.
  • Софья не складывала одежду, оставляла её валяться вывернутой наизнанку. Я поняла, почему так быть не должно, и чем незавершение действий грозит в будущем.
  • Мы не занимались сортировкой вещей дочери. Теперь знаю, как важен порядок: ребёнку интересно раскладывать вещи. Кроме того, это развивает моторику и координацию.

развитие по Монтессори в 4,5 года дома
Для каждой вещи у дочери свой ящик

Развитие на кухне. Мы сняли дверцы, чтобы сделать кухню открытой. Планируем приобрести силиконовый коврик, заменить некоторые столовые приборы, запастись сменными полотенцами, рукавичками, посудой для сервировки стола.

развиваем ребенка в 4,5 года дома
Сделали отдельный кран с питьевой водой — её можно налить в кувшин или в чашку. Посуду и руки моем у обычной раковины

развивающая среда по Монтессори дома
Теперь мы сервируем стол перед всеми приёмами пищи: как на праздник. И я намного меньше устаю

Уход за средой. У меня появился большой план по обустройству зон ухода за средой, и он вдохновляет на перемены. Пришло понимание того, как нужно знакомить ребёнка с бытом и почему важно показывать, что он может всё делать сам. Для развития ребёнка в 4,5 года это важно.

развитие в 4,5 года по Монтессори
Так выглядит набор для ухода за средой сейчас

развиваем ребенка 4,5 года
Цветок поставили на кухне, скоро принесём сюда корзину со средствами по уходу за ним

Результаты

Наша среда меняется под потребности развития, и я меняюсь тоже. Такого порядка в детских шкафах никогда не было — медитирую, складывая вещи. Детей пока не привлекаю, но они смотрят, как это делаю я. Появилось место под наборы УПЖ.

Принимаем пищу теперь только за столом. Я выставляю общие блюда, и каждый сам себе накладывает в тарелку, что хочет. Это невероятный успех. У нас появились беседы за столом, мама не бегает вокруг него и никого не обслуживает. Садится за стол со всеми, а не когда муж и дети поели. Сейчас довожу до идеала сервировку. Впереди много работы, но мне она нравится.

Каждое видео курса я с удовольствием пересматривала. Делала конспекты, систематизировала информацию. Мне повезло, что дочка не в начале нескольких сензитивных периодов (в контексте курса для развития детей 3–6 лет), а на самом пике. Это значит, можно пробовать сразу всё, о чём говорили эксперты. Я следовала их советам, и результат не заставил себя долго ждать.

Теперь я знаю много о воспитании:

  • как говорить с ребёнком и делиться с ним своими знаниями;
  • как внести в его жизнь что-то новое;
  • как научить любить книги — не только слушать и читать, но и обращаться с ними бережно;
  • знаю, что математика есть в нём самом и обязательно будет его частью;
  • предвкушаю работу с карточками по географии и с циклами жизни.

Покупать почти ничего не пришлось. Не потому, что у меня всё есть, а потому, что это не нужно. Опираясь на новые знания, я понимаю, как развивать ребёнка в 4,5 года правильно и дать ему максимум пользы. Вижу, куда двигаться дальше.

И самое прекрасное — пришло осознание, что мы идём в верном направлении. И что я даю своим детям лучшее для развития, что могу дать.

Текст и фото: Мария Пичугина, выпускница онлайн-курса «Развитие ребёнка дома с 3 до 6 лет»

Редактор: Камила Кленовиц

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться