Как развиваются движения у детей в первый год жизни

Как развиваются движения у детей в первый год жизни

В первый год жизни ребёнок совершает огромный скачок в развитии. Он больше никогда не будет изменяться столь интенсивно, поэтому родителям важно создать подходящие условия для формирования новых навыков. Понимать, что нужно малышу и как ему не навредить.

В статье расскажем всё, что необходимо знать о развитии движений детей с рождения до года. Рассмотрим частые ошибки родителей и поможем их не допустить. В конце вас ждёт таблица с описанием развития ребёнка по месяцам — в ней вы также найдёте занятия, предметы и игрушки, которые можно предложить на каждом этапе.

Движение — основа развития ребёнка до года

Движение — это главное условие жизни и развития. Разум и тело представляют собой единое целое, и особенно отчётливо эта взаимосвязь заметна у детей в первый год жизни. Они учатся и приобретают новые навыки, только производя действия над окружающими предметами. Для малышей это единственный способ совершенствовать себя и проявлять во внешнем мире.

Любая активность человека связана с движением. Например, для того чтобы у нас в голове сформировался зрительный образ какого-то предмета, глазам необходимо совершить движения по его контуру. Если этого не произойдёт, мозг не построит образ, и мы ничего не увидим. То же касается любых психических процессов. Даже речь — это движение: работают мышцы голосового аппарата.

В раннем возрасте важно иметь возможность развиваться умственно и физически через совершенствование своих движений. Сама природа даёт всё, чтобы обретение навыков происходило последовательно и быстро: взрослым важно не нарушать этот процесс. А если и помогать ему, то делать это грамотно.

Вот что следует знать о механизмах развития движений у ребёнка в первый год жизни.

Не нужно помогать, когда он пытается выполнить действие сам. Нужно проявить терпение и дождаться, когда он будет готов завершить начатое, а его нервная система созреет. Двигаясь целенаправленно, малыш пытается до тех пор, пока не достигнет желаемого: он тренируется, ищет необходимые сочетания усилий, баланса, траекторий. Если вмешаться в этот процесс, мотивация постепенно сойдёт на нет, а развитие движений ребёнка в первый год жизни замедлится.

Ванечке 3 месяца, он недавно научился переворачиваться со спины на живот и теперь пытается дотягиваться до предметов с нового положения. Сейчас он лежит на животике и тянется за катающимся цилиндром. У него не получается сделать это быстро, но малыш не сдаётся. Природа подсказывает ему, что только действие поможет активно развиваться. Здесь возможно 2 варианта развития событий: родители помогают ребёнку и дают цилиндр или не помогают ему вовсе. Как поступить правильно? Давайте порассуждаем.

Если мама и папа «помогут» и подадут предмет, за которым тянется Ванечка, то он сделает разрушительный вывод: «Зачем так напрягаться? Есть взрослые, которые всё умеют. Чтобы получить всё, что хочешь, нужно просто направить свои усилия на управление папой и мамой, немного всплакнуть, и готово».

Последствия подобных выводов плачевны: игрушка уже не будет такой привлекательной, а интереса и мотивации действовать и достигать свои первые цели станет мало. Заряд энергии, отпущенный природой на развитие, уйдёт на управление взрослыми — ведь они итак всё дадут, всё сделают за Ванечку. И когда вырастет, он продолжит искать опору в других. Не говоря о том, что развитие моторики существенно замедлится.

Если мама и папа поступят более мудро и не подадут Ванечке цилиндр, то он продолжит с интересом тянуться и достанет. Сделает это сам, получит успешный опыт преодоления сложностей и с интересом пойдёт вперёд, навстречу жизни и всем её проявлениям.

Вывод у ребёнка будет такой: «Я достаточно сильный и ловкий, чтобы достать цилиндр сам. Значит, я смогу сделать всё, что захочу. Ещё чуть-чуть, и буду уметь так же много, как мама и папа. Оказывается, мне не нужна ничья помощь, чтобы действовать и добиваться желаемого. Я дотянулся до этой игрушки, а теперь попробую достать вон ту, которая лежит дальше».

Эти мысли свойственны сильной и самостоятельной в будущем личности. Мотивации становится больше, а успех подпитывает интерес. Отсюда рвение развиваться и физически, и умственно, не останавливаясь.

ребёнок пытается ухватить цилинд Если взрослый видит, что кроха уже легко преодолевает расстояние до игрушки, то можно отодвинуть её чуть дальше

Важно иметь доступ к окружающим предметам, чтобы развиваться. Врождённые рефлексы — это база для развития двигательной активности у младенца. Среди них есть группа защитных рефлексов: например, если мы проведём рукой перед глазами младенца, у него сузится зрачок и закроются глаза. Если он прикоснётся к чему-то горячему, то рука его одёрнется.

Ребёнок не может контролировать подобные движения, но они служат базой для развития других, более сложных. Поэтому нельзя мешать малышу знакомиться с предметами — взаимодействуя с ними, он развивается. Разумеется, все доступные ему предметы должны быть безопасны.

Ребёнку необходимо видеть движущихся вокруг него людей, потому что он развивается, подражая взрослым. Многократно повторяет действия старших (детей и взрослых), и это происходит неосознанно.

Возьмите младенца на руки и начните с ним разговаривать — вы увидите, как его рот, губы тоже начинают двигаться. Он шевелит языком, при этом очень внимательно наблюдает за тем, что вы делаете. Так работают зеркальные нейроны. Мозг малыша как бы копирует движения, которые он видит, поэтому предоставьте ему возможность делать это как можно больше — не изолируйте его в отдельном от семьи пространстве в течение дня.

Важно видеть всё окружающее пространство с рождения, поэтому не рекомендуется использовать закрытые со всех сторон кроватки и коляски. Чем больше видит ребёнок в первый год жизни вокруг себя, тем активнее у него развивается зрительно-моторная координация. По мере того, как поступают стимулы в зрительные органы, мозг создаёт зрительные образы, а руки пытаются нащупывать и контролировать предметы из окружающей среды. Так развивается моторика.

Не рекомендуется помещать младенца в кроватку, завешанную так, что из неё можно рассмотреть только потолок и висящие сверху игрушки. Важно, чтобы ребёнок мог рассмотреть комнату. Или деревья, если находится на улице.

место для развития движений младенца Из этого положения можно увидеть много интересного, стоит только повернуть голову влево или вправо. А когда получится перевернуться на животик, то можно будет хорошенько рассмотреть себя в зеркале и увидеть, как выглядят собственные движения

Невозможно насильно ускорить формирование новых навыков у детей. Стадии развития движений в первый год жизни ребёнка «запрограммированы» биологически и генетически. В основе «программы» лежит эффект миелинизации нервных волокон.

Миелин — вещество, которое составляет оболочку нервных волокон (похоже на изолятор у провода). Покрывая волокна, он улучшает проводимость нервных импульсов через нервные пути. Если нервные волокна, которые отвечают за работу того или иного органа, ещё не миелинизированы, то этот орган активно работать не будет.

Например, если волокна, отвечающие за работу руки, ещё не начали свою миелинизацию, то рука младенца не сможет держать предмет. Постепенно, миелинизация нервных волокон улучшится, и движения руки станут более точными.

Миелинизация нервных волокон идёт «сверху вниз». От головы к ногам. Сначала начинает активно действовать голова, потом плечи, туловище и последними подключаются ноги.

Мы не можем по своему желанию ускорить развитие. Нельзя добиться хорошей моторики в раннем младенчестве. Для любого шага в развитии должна созреть соответствующая биологическая база, принуждение со стороны взрослых в этом случае недопустимо.

Ребёнок счастлив, что вокруг столько стимулов для движения
Позвольте малышу осваивать навыки в своём темпе, окружите родительским вниманием и теплом, чащё показывайте окружающий мир — тогда он будет развиваться гармонично

Развитие движений в первый год жизни

Предлагаем рассмотреть, какие двигательные навыки приобретает ребёнок в каждый месяц своей жизни. А в конце статьи вы найдёте таблицу, с которой можно сверяться. Рекомендуем использовать эту информацию как ориентир, ведь скорость развития движений не может и не должна быть одинаковой у всех детей. Каждый человек — индивидуальность, и он не обязан развиваться по графику, поэтому небольшие отхождения от него нормальны. Не случится ничего страшного, если малыш начнёт держать голову, сидеть или ходить на месяц раньше или позже условной нормы.

Многие не ползают, а сразу пытаются ходить. Есть дети, которым ползать удобнее, и они не спешат переходить в вертикальное положение. Есть «скороспелки», которые в 10–11 месяцев уже бегают. Это всё — варианты нормы.

А чтобы вам было проще создавать и поддерживать условия для гармоничного развития, мы опишем основные этапы формирования двигательных навыков с рождения и до 12 месяцев.

С 1 до 3 месяцев

В первый месяц после рождения младенец двигается резко и хаотично, нередко вздрагивает во сне. Это объясняется незрелостью центральной нервной системы (ЦНС) и физиологическим повышением тонуса мышц.

К концу первого месяца ЦНС совершенствуется, тонус мышц приходит в норму, движения становятся плавными. При выкладывании на живот малыш пытается поднять голову, при этом у него рефлекторно сгибаются ноги в коленных суставах.

Двухмесячный ребёнок активно машет ручками и ножками, при выкладывании на живот уверенно поднимает голову и задерживается в таком положении на 1–2 минуты. В 8–10 недель большинство детей хорошо держат голову.

К концу третьего месяца пытается дотянуться руками до яркой игрушки, лёжа на животе опирается на руки и приподнимает верхнюю часть туловища, уверенно держит голову. При поднятии головы ноги расслаблены.

Малыш сам дотянулся до игрушки Важно, чтобы в поле видимости была всего пара игрушек. Это поможет ему легко сделать выбор и сосредоточиться на движении

От 3 до 6 месяцев

К началу четвёртого месяца жизни уже хорошо управляет руками. Играет с подвешенными над кроватью игрушками, особенно если при ударе они издают интересный звук. Удерживает вложенную в ладонь игрушку 15–20 секунд.

В положении на животе дети упираются на выпрямленные руки, пытаются перевернуться с живота на спину. Обычно от первых попыток до уверенных переворотов проходит 2–3 недели.

Пятимесячный малыш хватает пальцы взрослого, самостоятельно берёт игрушки и тянет их в рот. Мелкие предметы дети берут двумя пальчиками — указательным и большим, крупные — всей рукой. Разрешать пробовать вещи на вкус или нет — личное дело каждого, но помните, что для него это один из способов познать мир.

Если пятимесячного ребёнка взять за руки и слегка потянуть на себя, он приподнимет голову и напряжётся — это первые попытки сесть.

Лёжа на спине малыш поднимает руки, ноги и расставляет их в стороны. А лёжа на животе он занимает позу самолётика — расставляет руки в стороны, а ноги вытягивает. Также овладевает перекатами, то есть уже начинает перемещаться в пространстве.

Ползание в этом возрасте ещё в зачаточном состоянии развития и похоже на движение ящерицы, малыш «ползёт» на животе. Затем он с помощью рук начинает подтягиваться вперёд. Часто дети, ещё не понимая, как нужно двигаться вперёд, начинают делать это в обратном направлении, что вызывает у них большое изумление. Вместо того, чтобы ползти к игрушке, они наоборот двигаются от неё назад. При этом ноги остаются вытянутыми и в движениях не участвуют.

В шесть месяцев переворачивается на живот и обратно на спину, пытается встать на четвереньки. Лёжа или полусидя малыш способен провести довольно много времени, рассматривая, ощупывая и пробуя на вкус игрушки. Особый интерес вызывают погремушки — он быстро понимает, что нужно сделать, чтобы извлечь звук, и способен повторять нужные движения снова и снова.

Если шестимесячного малыша посадить, он сможет удерживать тело в таком положении. При этом у него меняется восприятие окружающего пространства. Из положения сидя предметы выглядят иначе, чем из лежачего, и освобождаются руки. Соответственно, он может перекладывать предмет из одной руки в другую и исследовать его на ощупь.

Если в это время ребёнка постоянно переносят в креслице или в слинге, то процесс развития руки и грубой моторики существенно затормаживается.

Ребёнок научился сидеть Не так давно было принято усаживать детей между подушками — бытовало мнение, что это развивает физические способности. Сейчас педиатры настаивают: нужно сесть самостоятельно. Большинство делает это к концу первого полугодия жизни

От 6 до 9 месяцев

Основной навык, развивающийся в этот период — ползание на четвереньках. Малыш учится выполнять синхронные движения, контролировать работу симметричных групп мышц, тренирует спину и пресс. Позвоночник и суставы скоро будут хорошо подготовлены к ходьбе.

В 6–9 месяцев у появляется реакция равновесия, то есть он начинает чувствовать положение тела в пространстве и пытается его удержать в ровном положении. Также у него развивается способность полностью выпрямлять туловище.

С 7 месяцев ребёнок учится сидеть прямо с согнутыми в бёдрах ногами. Когда переворачивается со спины на живот, уже опирается на предплечья. И при этом он хорошо удерживает голову в нужном положении, что позволяет смотреть вперёд и уверенно обозревать окружающее пространство. Все эти движения становятся базой для развития ползанья.

К 7–8 месяцам можно наблюдать уверенное ползание: постепенно развиваются мышцы ног, они укрепляются и, как только это происходит, малыш переходит к ползанию на четвереньках. У каждого свой способ ползания, он очень быстро совершенствуется, и дети передвигаются ползком с огромной скоростью.

ползанье развивает ребёнка до года
Подход к развитию движений у ребёнка в первый год жизни таков, что мы ничего не делаем за него. То есть не помогаем ползать, не переворачиваем его, а ждём, когда созреют биологические механизмы и он будет к этому готов сам

Ползание позволяет перемещаться на довольно большие расстояния, что ведёт к скачку в интеллектуальном развитии. И оно же выступает этапом в подготовке к ходьбе. Есть дети, которые не ползают. Это часто связано с ограничением пространства, с тем, что носят на руках, ограничивают его в манеже или в ходунках — тогда у него нет возможности для развития естественного движения. Это существенно задерживает в дальнейшем процесс ходьбы.

Если ребёнок пропускает этап ползания, это негативно сказывается на развитие межполушарных связей. Для того чтобы стимулировать этот процесс, можно разбрасывать мячики на полу, чтобы малыш опускался на четвереньки и их собирал, то есть вернулся на предыдущий этап и проработал его.

Почему ребёнок не ползает? Считается, что так происходит, если малыша не выкладывали на животик в 3–4 месяца и постоянно переносили его на руках. На эмоциональном уровне во взрослой жизни последствия не будут заметны. Но есть исследования, которые показывают взаимосвязь между активным ползанием и развитием письменной речи.

Предполагается, что ползание, формируя межполушарные связи, сказывается на речевом развитии. Заметная взаимосвязь отслеживается, когда исполняется 6–8 лет. Но в это время уже труднее вернуть интерес к ползанию.

Возраст 7–8 месяцев важен ещё и в том плане, что ребёнок начинает вставать на ноги, непродолжительное время стоит, может стоять на носочках, а затем постепенно становится на всю стопу. Также в этом возрасте дети могут подолгу сидеть, что даёт им возможность взаимодействовать с предметами, исследовать их, держать в руках и перекладывать. То есть переходит на новый исследовательский уровень своей деятельности.

В 7–9 месяцев начинают стоять самостоятельно у какой-то опоры. Этот этап очень важен, так как он развивает оба полушария мозга. Возникают межполушарные связи, потому что происходит синхронное движение правой и левой части рук и ног, и ребёнок познаёт себя через свои возможности в координации движений.

Ребёнок учится вставать с помощью перекладин Такая перекладина поможет научиться стоять у опоры

От 9 до 12 месяцев

В 9–10 месяцев ребёнок отлично ползает и с большой скоростью передвигается по большим пространствам. Это открывает перед ним возможности к новым исследованиям окружающего мира.

В 10 месяцев начинает вставать из положения на четвереньках, при этом он отталкивается руками от пола, стоит на поверхности, переступает ногами, но пока ещё держится за опору. Хватается руками за перекладину в кроватке или край стула. В это же время учится опускаться на пол: координация его движений совершенствуется с каждым месяцем.

Потом пробует ходить, удерживаясь за край дивана, опираясь на стену или держа взрослого за руку. Большинство родителей, обучая детей ходьбе, ставит их впереди спиной к себе и держит за обе руки, но гораздо безопаснее, когда взрослый делает шаги назад, находясь лицом к ребёнку.

Малыш с удовольствием подражает движениям взрослых — он может махать рукой, достаёт предметы из ящиков, уже собирает разбросанные игрушки и перемещается в пространстве. Соответственно, окружающее пространство должно быть готово, чтобы он мог свободно двигаться, перемещаться из комнаты в комнату. При этом дома должно быть достаточно безопасно.

С 12 месяцев ребёнок постепенно осваивает ходьбу. После освоения ходьбы с опорой наступает черёд самостоятельных шагов. Это серьёзное испытание: многие попросту боятся переступить с ноги на ногу. Дайте в руки яблоко или игрушку — это создаст иллюзию опоры и уменьшит страх.

ребёнок делает первые шаги
Как только ребёнок начинает самостоятельно ходить, это становится его базовой потребностью. Он уже не может стоять на месте, ему нужно постоянно перемещаться. При этом остановки занимают не больше 3 минут

Таблица развития ребёнка по месяцам

Эта таблица послужит хорошим ориентиром по развитию движений до года. А у нас есть список из 150 игрушек до пяти лет и статья с примерами лучших игрушек до года, которые помогут создать дома развивающее пространство.

Возраст

Движения рук

Движения тела

Что предложить малышу

1 мес. рука не может держать предмет пытается поднять голову, при этом ноги согнуты в коленях мобили основных или пастельных цветов;

самодельные фигуры из бумаги, шарики, геометрические тела

2 мес. наблюдает за руками;

пытается совершать хватательные движения;

активно машет ручками и ножками
3 мес. начинает целенаправленно схватывать различные предметы (одеяла, игрушки), но ещё не умеет отпускать их, а когда пытается отпустить, трясёт рукой лёжа на животе опирается на руки и приподнимает верхнюю часть туловища;

хорошо держит голову, при поднятии головы ноги расслаблены

подвешиваем мобили так, чтобы мог дотянуться и захватить их, притянуть к себе;

предлагаем деревянные фигурки пастельных или основных цветов — деревянное колечко или небольшой колокольчик, который будет звенеть при каждом касании;

с 3 месяцев — два соединённых диска, деревянные шарики, закреплённые шнурком на палочке и шарики, скреплённые шнурком

4 мес. хорошо управляет руками, удерживает вложенную в ладонь игрушку 15–20 секунд опирается на выпрямленные руки, пытается перевернуться с живота на спину;
5 мес. появляется осознанная работа руками;

хватает пальцы взрослого, самостоятельно берёт игрушки и тянет их в рот;

мелкие предметы берёт двумя пальчиками — указательным и большим, крупные — всей рукой

лёжа на спине поднимает руки, ноги и расставляет их в стороны;

лёжа на животе занимает позу самолётика — расставляет руки в стороны, а ноги вытягивает;

овладевает перекатами; «ползёт» на животе, подтягиваясь с помощью рук

6 мес. перекладывает предметы из одной руки в другую переворачивается на живот и обратно на спину, пытается встать на четвереньки;

если посадить, удерживает тело в таком положении

добавляем погремушки;

корзинки с сокровищами (с 5–6 знакомыми предметами из разных материалов, приятных визуально и на ощупь)

 

7–9 мес. появляется «обезьяний захват» — большой палец начинает участвовать в захвате предметов;

подолгу держит предметы в руках и исследует их;

большой палец при захвате оказывается напротив остальных (это делает движение руки более точными, ребёнок лучше контролирует пальцы)

ползает; пытается держать равновесие;

полностью выпрямляет туловище;

сидит прямо с согнутыми в бёдрах ногами самостоятельно;

начинает вставать на ноги, непродолжительное время стоит;

может стоять на носочках, затем на стопах;

стоит у опоры сам, подтягивается к ней

когда пытается вставать на ноги готов, предлагаем надёжную опору — перекладину, прикреплённую к стене, или домашнюю мебель (важно, чтобы она прочно стояла на полу и не сдвигалась, когда облокотится)
9–12 мес. появляется пинцетный захват, в котором участвуют большой и указательный пальцы;

начинает манипулировать всё более и более мелкими предметами;

умеет отпускать предметы из рук, что приводит его в восторг, бросает предметы на пол

хорошо ползает;

осваивает ходьбу с опорой или за руку со взрослым, постепенно начинает ходить сам

Коротко о главном

  1. Развитие тела, рук и интеллекта у малыша тесно взаимосвязано, но начинается всё именно с движения.
  2. Для развития движений ребёнку в первый год жизни важно взаимодействовать со всем, что его окружает: видеть людей, комнату, улицу, иметь возможность трогать и рассматривать предметы. Чтобы познавать себя и мир, нужно быть ближе к нему, поэтому родителям следует как можно больше общаться с малышом и не изолировать от всего и всех.
  3. Домашнее пространство должно быть подготовлено для ребёнка раннего возраста: важно сделать его безопасным и позволить перемещаться максимально свободно. Хорошим решением будет постелить в комнате большой матрас на пол и расположить неподалёку игрушки, чтобы малыш смог достать их сам. Это поможет развивать крупную и мелкую моторику.
  4. В первые месяцы жизни следует выбирать игрушки и материалы, способствующие двигательной активности. При этом они не должны быть яркими и громкими, и не нужно большое количество. Многие игрушки легко сделать своими руками.
  5. Никакие игрушки не заменят внимания родителей, только с ним возможно гармоничное развитие.
  6. Когда ребёнок пытается что-то сделать сам, не стоит ему помогать. В противном случае сформируются ложные представления о своих возможностях, станет меньше мотивации исследовать мир, и развитие может замедлиться.
  7. Нельзя ускорить развитие движений до года насильно. «Алгоритм» задан природой, поэтому нет смысла заставлять ребёнка сидеть, стоять или ходить раньше времени.
  8. Скорость развития у каждого своя. Нет ничего страшного в том, что малыш отстаёт от графика или опережает его на несколько недель.

Статья подготовлена с помощью материалов наших экспертов: Марины Белоус — практикующего семейного врача, Веры Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI

Фото Ольги Горевой, Юлии Воробьёвой и Анны Ефремовой

Редактор: Камила Кленовиц

Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Мини-курс «Ем сам»

Учим ребёнка есть ложкой и вилкой за неделю — без уговоров, мультиков и каши на стенах

Узнать подробнее
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться