Главная Избранное Как развивается эмоциональный интеллект детей в Монтессори-среде

Как развивается эмоциональный интеллект детей в Монтессори-среде

Как развивается эмоциональный интеллект детей в Монтессори-среде
Добавить в избранное Распечатать

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

— Здравствуйте, скажите, пожалуйста, какое внимание уделяется и как происходит развитие эмоционального интеллекта по Монтессори-методике? К примеру, есть такое мнение, что сказки и литература с выдуманными персонажами помогают в этом. Но следуя методу Монтессори, я не читаю сказки своему ребёнку, а только книги с рассказами о реальных повседневных вещах. Меня интересует теоретическая позиция Монтессори по поводу развития понимания эмоций, своих и чужих, эмпатии, взаимоотношений и т. п.

Также, была бы благодарна практическим советам и рекомендациям книг для возраста 3—6 лет, так как сама я пока не нашла подходящих книг, кроме «Саша и Маша» и «Моя любимая мамочка». Есть много книг на эту тему от издательства «Поляндрия», но в большинстве случаев действующие герои там животные, а не люди. Спасибо

На вопрос о развитии эмоционального интеллекта, сказках и подходящей литературе для детей, отвечает психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова:

Монтессори-педагогика ставит целью целостное развитие личности, содействие сегодняшнему становлению человека завтрашнего дня. Сообщество «Монтессори.Дети» уже цитировало статью об исследовании, в котором сравнивались различные особенности детей, учившихся в традиционной и Монтессори-школах. Именно в плане умения и желания конструктивно взаимодействовать с другими, Монтессори-ученики превосходили сверстников.

Успешность детей с опытом Монтессори-класса основана на двух основополагающих идеях метода. Разновозрастные классы обеспечивают разнообразие ролей ребёнка: он всегда находит среди соучеников и тех, у кого ему есть чему поучиться, и тех, кому есть чему поучиться у него, и соратников, заинтересованных в том, что занимает его сейчас. А многочисленность класса увеличивает разнообразие общения.

Но главное, что у детей есть возможность воспользоваться этими преимуществами, ведь их учебная работа не регламентируется взрослым: «открыли учебники на странице 27, прочитайте диалог по ролям с соседом по парте, затем обменяйтесь ролями». Каждый следует собственной образовательной траектории, диктуемой логикой внутреннего развития. Ребёнок привлекает для этого необходимые внешние ресурсы: материалы класса, помощь взрослого, сотрудничество с другими учениками. Чтобы достичь личные цели, он осваивает множество навыков, которые являются средством к их достижению. Так же, как постепенно развивается способность к продолжительной концентрации над своей работой, так совершенствуются и коммуникативные компетенции.

В Монтессори-среде у детей гораздо больше спонтанного общения между собой не только в связи с непосредственно учебным процессом, но и ответственностью, которая возлагается на каждого ученика. Ведь они гораздо больше обычного школьника (и тем более дошкольника) заботятся о себе и окружении. Они ухаживают за классом, готовят пищу и накрывают на стол, иногда сами планируют что-то, например, как и какое завести и обустроить домашнее животное в классе.

В традиционной школе для общения со сверстниками предусмотрены только перемены, в то время как в Монтессори это необходимая часть образовательного процесса. Более того, справедливо будет сказать, что развитию эмоционального интеллекта ребёнка уделяется специальное внимание, потому что общение в Монтессори-классе не стихийно, а складывается на основе правил, принятых в классе. Причём у детей есть возможность понять суть этих правил и их пользу лично для себя. Когда малыш в первый раз слышит, что нельзя отобрать у другого его работу, его это огорчает. Но затем то же самое произносится в отношении его работы, и правило начинает играть новыми красками.

Роль литературы в эмоциональном развитии ребёнка

В Монтессори-среде у детей гораздо больше пространства для работы над собой, возможностей стать более зрелой личностью, а не оттачивать «кабинетный» интеллект в ущерб развитию эмоциональной и волевой сферы.

Собственно, этот перекос в сторону обучения в ущерб воспитанию личности настолько остро ощущается в традиционной системе, что она стремится компенсировать этот недостаток. Но чаще всего воспитание подменяется попытками учить тому, что должно составить результат воспитания. По большому счёту, учебники типа этики для младших школьников, книги эмоций для дошкольников, правил этикета для малышей и т. п. сродни прописи по обучению езде на велосипеде. Да, если при этом речь ещё и не о детках, а о слониках и говорящих башмачках, реалистичность истории теряется в районе плинтуса. Но реалистичность поучительных историй не слишком велика даже тогда, когда их персонажи — люди.

Понимание эмоций другого нужно нам в живом общении, и прежде всего в нём и имеет смысл. Эмпатия развивается в личном опыте и нейротипичному ребёнку не нужна опора на карточки, книжки или схемы. Они неплохо себя зарекомендовали в работе, например, с аутичными детьми, но там они служат удовлетворению особых потребностей ребёнка.

Я не говорю сейчас о художественных произведениях, где герои дошкольники или младшие школьники. Несомненно, истории, касающиеся знакомых ребёнку реалий, вызывают в нём особенный эмоциональный отклик. Именно такие книги он сможет обсуждать с вами, если вы пригласите его порассуждать вместе. Почему герой поступил так, а не иначе? Хорошо ли он поступил? Как ты думаешь, что чувствовал персонаж? Почему? Как ты понял, что он расстроился/обрадовался/рассердился? Как бы ты поступил?

Есть немало хороших книг, в которых действие разворачивается в понятных ребёнку обстоятельствах. Это и книги Л.Ф. Воронковой, Э.Н. Успенского, В.Ф. Драгунского, М.М. Зощенко, которые мы сами помним с детства. Сейчас появилось немало переводов хороших книг из разряда детям о детях. Детям дошкольного возраста будут интересны приключения персонажей Ф. Саймон, Р. Госсини, например. Для школьников я даже и перечислять не возьмусь — хороших книг действительно много.

Кроме того, дети старше трёх лет уже вполне могут понимать метафоричность сказочного, и с удовольствием слушают такие книги, как «Ветер в ивах», «Приключения медвежонка Паддингтона» (даже не пытайтесь смотреть фильмы! – моё мнение), книги Э. Рауда или О. Пройслера. Эмпатия как таковая на книжном субстрате не разовьётся, но книги, подобные перечисленным, насыщены эмоциями и близки по характеру переживаний детям, так что в качестве дополнения к собственному жизненному опыту могут быть полезны для развития эмоционального интеллекта дошкольника.

 

Иллюстрация: ru.pngtree.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Один Монтессори-день Елисея

Опыт родителей

Один Монтессори-день Георгия

1 комментарий
Опыт родителей

Один Монтессори-день Максима

2 комментария
Опыт родителей

Один Монтессори-день Матвея

3 комментария
Опыт родителей

Один Монтессори-день Демида

2 комментария