• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!

Как родителям выбрать курс по Монтессори-педагогике

Как родителям выбрать курс по Монтессори-педагогике

Чтобы дать ребёнку лучшее, родителю нужны знания. Монтессори-педагогика сосредотачивает из смежных областей всё существенное для образования. Чтобы создать целостное видение, она опирается на данные:

  • психологии развития;
  • физиологии;
  • нейропсихологии;
  • педагогики;
  • возрастной и педагогической психологии;
  • психологии семьи;
  • акмеологии;
  • медицины;
  • эргономики.

Было бы странно, если бы это богатство предназначалось только для профессиональных воспитателей. Разумеется, ипостаси педагога и родителя имеют специфику, и область необходимого опыта у них отличается.

По моему мнению, в современном обществе обе роли требуют высокой квалификации и не могут реализовываться на должном уровне качества без специальной подготовки. Родители, которые утверждают, что они классные, хотя никогда не учились этому, либо недооценивают объём собственного самообразования (или влияние удачного образца в личном опыте), либо переоценивают свою воспитательную успешность.

Предположим, вы готовитесь к рождению детей, чтобы дать им наилучшие условия для развития и любить их, совершая минимум ошибок и не упускать возможности, заложенные природой.

Или вы мудрый и любящий родитель, который подозревает, что ему есть куда стремиться, и можно как-то лучше, радостнее воспитывать детей, что-то вас не устраивает или хочется усовершенствовать.

Или, к примеру, вы чувствуете, что не совсем неизбежно, чтобы ваша жизнь с детьми превратилась в полный хаос.

Или вам повезло, и вы увидели работающий Монтессори-класс и впечатлены деятельными детками, которые вдумчиво заняты каждый своим хитроумным делом.

Куда вам податься, как выбрать достойные внимания учебные курсы по системе Монтессори?

Удочка лучше рыбы, поэтому я предлагаю вам не список отдельно взятых вариантов, а критерии выбора.

Учебные курсы по системе Монтессори

Занятие для родителей «Путешествие в тишине» в Монтессори-школе «Алиса» (Воронеж): выполнение презентации «Уход за цветком»

Обратитесь к ассистентам детства

АМИ — организация, созданная для распространения научной педагогики, — обучает ассистентов детства. Выпускники этого курса не только специализируются на работе с детьми раннего возраста — до трёх лет, но и подготовлены к работе с родителями. Именно их задача:

  • помочь сконструировать в условиях конкретного дома обстановку так, чтобы сделать её безопасным, удобным, подходящим по возрасту инструментом саморазвития;
  • познакомить с материалами, которые полезны в том или ином возрасте;
  • дать необходимую родительскому воспитанию часть информации, накопленной в Монтессори-практике и почерпнутой в смежных областях.

Так что, в идеале, заинтересованному родителю достаточно найти ближайшего к нему дипломированного ассистента детства и записаться к нему на курс.

К сожалению, в России пока не так много специалистов, но есть немалое количество людей, накопивших довольно обширные и корректные знания в Монтессори-педагогике, и они тоже могут помочь вам.

Учебные курсы по системе Монтессори

Занятие для родителей «Путешествие в тишине» в Монтессори-школе «Алиса» (Воронеж): чистка металла

На что обратить внимание при выборе курса

1. Организация, на базе которой проводятся занятия.

Если вы видите Монтессори-класс хотя бы для старших дошкольников, а лучше тоддлеров и/или детей до года, то понимаете, что люди, которые хотят поделиться с вами знаниями, уже опробовали их на практике.

Иногда встречи организуют в собственном доме многодетные мамы, увлечённые родительством как творчеством. Разумно с их стороны пригласить вас в гости и перед курсом немного рассказать о своих планах на него.

Вы же можете видеть, как устроена жизнь детей в доме. Если наблюдаете простоту, включённость детей в домашние дела, если хотя бы часть дома такова, что малыши могут безопасно в ней быть заняты сами, без пристального надзора взрослых, то, похоже, что здесь и вправду с успехом применяют Монтессори-философию.

2. Квалификация педагога.

Пусть вы с разочарованием и узнали, что у ведущего курса нет загадочного «диплома АМИ», наверняка у него есть какое-то образование. И нет ничего невежливого в том, чтобы подробно о нём расспросить. Где и в каком объёме он получал квалификацию по Монтессори-педагогике? (Можете свериться со списком.)

Академическое вузовское образование по специальности психология весьма дружественно методу. Вузовское педагогическое, к сожалению, может быть как хорошим, так и нехорошим признаком: университеты и институты преподают педагогику в рамках традиционной модели.

Кто-то на этом останавливается, и тогда изучение Монтессори ограничивается знакомством с ней как с системой дидактических пособий, которые, скорее всего, будут использоваться как инструмент обучения ученика учителем, а не презентации материала для самостоятельного исследования.

Другие педагоги ищут в Монтессори именно то, чего им не хватает в традиционном подходе. Они-то и находят это недостающее.

Плохой признак, если вам говорят, что используют «элементы Монтессори» и комбинируют Монтессори-подход с многими другими замечательными вещами. Очень большая вероятность того, что человек сам ещё не владеет информацией о методе настолько, чтобы видеть его системность.

Он ещё не воспринял Монтессори как философию образования. Теоретически можно почти любую игрушку использовать Монтессори-образом, то есть так, чтобы после показа взрослого ребёнок мог заниматься с нею сам.

Но это будет не комбинация одной методики с другой, а задействование пособия в качестве инструмента Монтессори-воспитания, вся соль которого не столько в материале, сколько в способе его подачи.

Напротив, в рамках традиционного образования можно использовать дидактические пособия Монтессори, но и это не будет комбинацией методик, а задействование Монтессори-материалов в рамках иной образовательной парадигмы. В последнем случае не стоит думать, что обучение вас подобной практике является обучением Монтессори-методу.

3. Узнайте, какие темы планирует осветить педагог.

Тот, кто знает достаточно о Монтессори-педагогике, скорее всего, захочет рассказать вам:

  • о ключевых идеях метода (и это будет очень длинная лекция, а не десятиминутное вступление);
  • домашней среде, построенной с учётом принципов Монтессори (меняется ребёнок — меняется и среда. Вы можете узнать, как обустроить дом для малыша от рождения до периода активного ползания по-пластунски (около 5 месяцев), что изменить после этого и до начала самостоятельной ходьбы (10–12 месяцев), как создать пространство для развития самостоятельности малыша, который уже начал ходить. О каких возрастах планирует рассказать вам педагог?);
  • движении как основе развития;
  • развитии речи;
  • свободе и границах;
  • прикорме, подготовке к отлучению от груди;
  • приучении к туалету;
  • укладывании спать;
  • роли отца в воспитании.

Не исключено, что вас познакомят с психологическими аспектами воспитания, например, темпераментом, ревностью детей; психологией привязанности.

Вам предложат не только получить информацию, но и сделать своими руками какие-то Монтессори-материалы: топпончино, мобили, погремушки или слингобусы.

4. Формат обучения.

Знающий специалист может дать много информации, читая лекцию удалённо, в формате вебинара или видеоконференции. Важно только, чтобы у вас была возможность живого общения, чтобы вы могли задавать вопросы, а лектор, получая обратную связь, уточнял какие-то аспекты своего выступления. Такой формат приемлем.

Более информативно, но более затратно, если ассистент детства придёт к вам домой и не только расскажет об обустройстве домашней среды, но и разработает вместе с вами уникальный план, исходя из реалий жилища, состава семьи, её привычек и традиций.

Родительство — путь развития и самосовершенствования едва ли в меньшей степени, чем детство. Никакой курс не даст вам всех ответов, но поможет научиться задаваться правильными вопросами и находить на них нужные ответы.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться