Главная Избранное Почему ребёнок нас не слушается и как это исправить

Почему ребёнок нас не слушается и как это исправить

Почему ребёнок нас не слушается и как это исправить

Майкл Томпсон, доктор философии и детский психолог, написал статью о правильном взаимодействии родителей и детей, рассказал как не кричать на ребёнка и привлечь его внимание.

«Весьма типичная ситуация: отец просит своего восьмилетнего сына уже пятый раз подряд, чтобы тот принял ванну или душ. После того как пятая просьба остаётся без внимания, отец берёт мальчика и несёт его в ванную. Несколько минут спустя ребёнок, всё ещё немытый, бредёт в другую комнату, чтобы сыграть в видеоигру»

Элизабет Колберт

Подобная ситуация может стать критичной. Большинство родителей, которых я знаю, сталкиваются с её различными проявлениями. Почему ребёнок не выполняет просьбы с первого раза? Хороший вопрос, и на него есть хороший ответ, даже несколько.

Вот восемь основных причин и решения, которые действительно работают.

Дети не разделяют наши приоритеты

Ни один ребёнок не понимает, почему ванная кажется взрослым настолько важной. Если он чем-то увлечён, для него важно это. Вам это может показаться несущественным, но детская игра — это работа, так ребёнок учится. И это прекрасно. Вы же хотите, чтобы ребёнок умел сам находить себе занятие, и не ждал, что вы будете его развлекать?

Решение
Установите с ребёнком контакт. Обратите внимание на его работу и попытайтесь понять приоритеты:
«Ух, какую сложную железную дорогу ты соорудил! Покажешь, как это работает?»

Затем частично согласитесь с его планами:
«Пора принимать ванну. Ты будешь мыться сейчас или через пять минут? Хорошо, пять минут и сразу в ванную? Договорились!»

Мы научили детей не обращать на нас внимания до тех пор, пока не начнём кричать или угрожать

Ваш ребёнок не глупый. Он понимает, что может выиграть время, если не обращать на вас внимание. Это происходит не потому, что он плохой. Если он похож на восьмилетнего мальчика, который пять раз проигнорировал просьбу отца, значит, он научился не воспринимать вас всерьёз. До тех пор, пока вы не закричите. Но можно ли кричать на ребёнка?

Решение
Вместо указаний из другого конца комнаты, подойдите к ребёнку и прикоснитесь к нему. Установите контакт — прокомментируйте его деятельность. Затем скажите:
«Прости… Мне нужно тебе кое-что сказать».

Подождите, пока ребёнок не посмотрит вам в глаза. Если он уставился в экран, предупредите, что вы собираетесь остановить игру или выключить телевизор. Не давайте указания, пока вы не смотрите друг другу в глаза.

Ребёнок должен понимать, что вы настроены серьёзно. Если не можете поймать взгляд, попросите повторить ваши слова. Сделайте только одно предупреждение, а затем выполните то, о чём предупредили. Если не сделаете этого, то научите ребёнка не принимать ваши слова всерьёз.

Детям нужна наша помощь для смены деятельности

Подумайте, как бывает сложно отвлечься от экрана компьютера и обратить внимание на ноющего ребёнка. Дети реагируют на наши придирки так же, как мы на их нытьё. А значит, что они пытаются просто не обращать на нас внимания.

Решение
Сделайте одно предупреждение. Когда вернётесь через пять минут, снова установите контакт, комментируя игру:
«Ого, ты только посмотри, как едут эти поезда!»

Напомните о вашем договоре:
«Хорошо, прошло пять минут. Помнишь нашу договорённость: пять минут и сразу в ванную. Пора мыться».

Затем плавно перейдите от игры к просьбе:
«Ты хочешь, чтобы эти два локомотива сошли с рельсов и поехали в ванную? Я возьму этот, а ты возьми тот; давай попробуем!»

Лобные доли детского головного мозга всё ещё развиваются

Детские лобные доли только развивают способность переключаться с того, что хочет ребёнок, на то, чего хотите вы. Каждый раз, когда вы требуете отказаться от своего желания для того, чтобы выполнить ваше, ребёнок должен делать выбор. Когда он решит, что его отношения с вами важнее, он последует вашей просьбе. Когда он это делает, его мозг учится принимать решения и переходить к более сложным формам поведения.

Так дети развивают самодисциплину. Но это работает только в том случае, если ваш ребёнок «переключается» по собственному желанию. Если вы пытаетесь заставить его силой или криками, он будет сопротивляться, а не делать выбор. А нейронные связи, отвечающие за самодисциплину, останутся несформированными. В слове «самодисциплина» есть «само» потому, что это внутренний выбор.

Решение
Когда устанавливаете ограничение, постарайтесь быть доброжелательным, чтобы ребёнок захотел с вами сотрудничать. В этом случае его мозг получит практический опыт достижения более высокой цели.

Дети не чувствуют себя услышанными, они чувствуют себя отвергнутыми

Не только ребёнок не слышит родителей, но и наоборот. Мы не можем заставить детей повиноваться, если только не хотим нанести физический вред или ранить душу. Они должны захотеть сотрудничать с нами. К счастью, дети обычно верят нам и следуют нашим правилам. Пока чувствуют себя услышанными и ощущают, что у них есть хотя бы небольшая возможность контроля или выбора.

Решение
Примите его точку зрения. Если возможно, предоставьте выбор.
«Я тебя слышу, ты говоришь отчётливо и ясно — никакой ванны! Ты действительно не хочешь принимать ванну. Спорим, когда ты вырастешь, ты никогда не будешь принимать ванну, верно? А сегодня вечером тебе нужно помыться. У тебя есть выбор. Ты можешь принять ванну или душ».

Иногда мнение вашего ребёнка может убедить вас пойти на компромисс или изменить позицию. Это прекрасно. Просто объясните причины, чтобы ребёнок знал, что ваше мнение изменилось под влиянием его решения, а не упрямства.

Они не чувствуют связи с нами

Когда ребёнок не следует нашим указаниям, это значит, что он не чувствует связи с нами. Почему он ощущает себя отстранённым? Возможно, он был далеко от вас весь день. Или вы потеряли самообладание сегодня утром. Или он злится на вас, потому что у вас всегда на руках малыш. Или вы используете тайм-ауты для поддержания дисциплины. Или просто потому, что он маленький человек в большом мире и это пугает его. И все эти страхи прячутся внутрь и блокируют способность ребёнка стать вам ближе.

Решение
Относитесь к ребёнку доброжелательно, сопереживайте ему — это изменит ваши отношения. Будьте готовы к любым проявлениям эмоций с его стороны, пока однажды он вновь не ощутит тепло. После того как ребёнок выразит эмоции, своё огорчение, которое тяготило его, он вновь почувствует вашу связь.

Дети махнули на нас рукой

Дети ищут поддержки и совета у родителей. Если они убеждены, что мы на их стороне, они хотят радовать нас. Поэтому, если ребёнок ведёт себя вызывающе или между вами возникают стычки, это свидетельствует о том, что ваши отношения нуждаются в укреплении.

Решение
Полчаса особого времени, один на один, ежедневно. Этот способ кажется настолько простым, что большинство родителей недооценивают его. Но я ни разу не встречал ситуаций, где бы он не сработал. Он всегда настраивает детей на сотрудничество. Это осязаемое выражение вашей любви, готовность поставить ребёнка на первое место и обожать его.

Смех также помогает укрепить отношения с ребёнком, а небольшая потасовка может стать лучшим способом рассмешить его. Каждому ребенку необходимо смеяться от всей души утром и вечером, чтобы не потерять связь. Когда отношения становятся напряжёнными, смех — самый простой способ сближения.

Они люди

Сила рождает сопротивление. Обычно люди противостоят контролю и дети не исключение. Дети с сильным характером в ответ на давление сопротивляются. Более слабые, напротив, теряют инициативу и способность отстаивать свои интересы.

Решение
Решите, что для вас важнее. Убедитесь, что ваш ребёнок знает, что вы на его стороне и у него есть выбор. Научите его, вместо того, чтобы пытаться контролировать. Если ребёнка слышат, он вырастет человеком, способным думать о себе, вставать на защиту того, что правильно.

В обсуждениях об испорченности детей родителей всегда обвиняют в детском непослушании, как будто послушание является Святым Граалем, к которому нужно стремиться. Но разве вы не хотите воспитать ребёнка, который обладает самодисциплиной и готов сотрудничать? Это кардинально отличается от послушания, где дисциплина навязывается извне. Как сказал Х.Л. Менке: «Поступать нравственно — означает делать то, что правильно, независимо от того, что вам говорят. Слушаться — означает делать то, что вам говорят, независимо от того, правильно это или нет».

Цитата Колберт, открывающая этот пост, взята из статьи, в которой не упоминается ни одна из указанных выше причин, по которым дети не следуют нашим указаниям. Колберт объясняет это тем, что «родители ищут у детей одобрения» и «беспокоятся о том, что навредят… детям, расстроив их».

Это обвинение возникает в каждом обсуждении об испорченности детей, но я просто игнорирую подобные комментарии. Человек, отнёсший восьмилетнего ребёнка в ванную, не побоялся установить ограничение. Но мне кажется, что сын не выполнил его указания, потому что отец сам им не следовал. Он научил своего ребёнка игнорировать его. И, скорее всего, их вечер закончился криками или побоями, что не способствует уважению со стороны ребёнка и укреплению связи между отцом и сыном. И, следовательно, сводит на нет будущее сотрудничество.

Действительно ли доброжелательное установление ограничений требует так много усилий? Только поначалу. Конечно, было бы намного легче, если бы дети немедленно подчинялись нашим указаниям. Но хорошая новость в том, что последовательное выполнение указанных выше способов не только повышает самодисциплину ребёнка. Это воспитывает человека, который знает, что вы тверды в своих решениях и поэтому его не нужно просить несколько раз, чтобы что-то сделать. И теперь вам будет гораздо проще убедить ребёнка принять ванну.

 

Перевод Светланы Соловьёвой
Источник: www.campscully.camp/blog/2016/11/17/obedience-why-do-you-have-to-tell-them-five-times
Фото: shutterstock.com

Добавить в избранное Распечатать
  • Полезная рассылка

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Вероники

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы

Опыт родителей

Как мы запускаем воздушных змеев осенью и не простываем