• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!

Какой букварь выбрать: рекомендации Монтессори-педагога

Какой букварь выбрать: рекомендации Монтессори-педагога
Читатели спрашивают, какой букварь выбрать для ребёнка. Мы попросили ответить Монтессори-педагога АМИ Юрия Филёва.

Как выбрать хороший букварь

Я могу много рассуждать на тему детских книг, но, по-моему, в вопросе попросили порекомендовать именно первую книгу для обучения чтению. Поэтому отвечу в этом ключе. Я сознательно не буду вдаваться в подробности Монтессори-метода. Хочу просто поделиться своим опытом, как я, пользуясь букварём, учил детей читать.

Недостатки букварей

С моей точки зрения, современным азбукам и букварям присущи общие недостатки. С одной стороны, они слишком сложны и перегружены излишней методической информацией для взрослых. С другой стороны, в них много заигрывания со всякими спецгероями: гномами-читателями, знайками-узнавайками, умными кроликами. То есть подразумевается, что с детьми не стоит говорить на равных, а маму нужно обучить всяким премудростям как бы потолковее запихнуть в ребёнка побольше попутных знаний.

При этом забывается, что задача первой книги проста и сложна одновременно. Нужно, чтобы маленький человек зачитал. А чтение — это преобразование своеобразной шифровки — букв — в звуки при понимании-запоминании содержания.

Детям несложно выучить буквы. Мотивированный ребёнок 5–6 лет с лёгкостью запоминает алфавит за 3-5-7 дней. Но алфавит — это только названия букв, знать их для чтения совсем необязательно. Гораздо важнее ориентироваться в звуках, которые передаёт печатный символ.

Представьте, что ребёнок, знающий азбуку, читает простенькое слово, к примеру, «тётя». Тэ-йо-тэ-йа какая-то получается. Что? Тойота? Поэтому первый шаг — это освоение дошкольником не названий букв, а именно звуков.

Что должно быть в хорошем букваре

Далее мы подходим к серьёзной сложности, которая называется несколько витиевато — «проблема слияния». То есть ребёнок узнаёт и даже прочитывает в отдельности К и А, а вот КА прочитать никак не может. Что нужно, чтобы без задержек преодолеть эту пресловутую проблему? Нужна книга, насыщенная элементами чтения по складам. Где всякие КО, МА, РЭ, СУ, ВЫ будут сначала встречаться без дополнительных сложностей, то есть будут читаться без искажений. Через некоторое время можно будет осваивать и ЛЁ, МЯ, НЮ, БИ. Буквосочетания прочитываются в различных комбинациях и в некоторой степени воспринимаются ребёнком как своеобразные иероглифы.

Следующий шаг — чтение простых односложных слов СОН, НОС, РОТ, СОК, СУП. Затем двухсложных и… привет, новый читатель!

А теперь вопрос, в каких букварно-азбучных книгах можно найти элементарный материал для чтения крупным шрифтом, чтобы ребёнок прочёл несколько буквосочетаний или простых слов и ого, ничего себе прочитал ЦЕЛУЮ страницу? Я для себя нашёл ответ на этот вопрос в азбуке и букваре Генриха Сапгира от издательства РОСМЭН. С десяток детей зачитали у меня по этим простоватым с виду книгам.

Пример хорошего букваря Страница из букваря Генриха Сапгира

Далее важна культурная составляющая. Какие первые тексты будет читать ваш читатель? Как корабль назовёте, так и поплывёт. Мне нравится азбука Толстого, которая увидела свет почти 150 лет назад. Важно найти адаптированное к современным реалиям издание. Между прочим, сам автор считал это произведение главным в своей жизни. Толстой писал так: «Дети — строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно».

Вот такой, несколько даже консервативный ответ.

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться