Главная Метод Монтессори Родителям о методе Что такое точки интереса в Монтессори

Что такое точки интереса в Монтессори

Что интересно детям в Монтессори-среде? Оказавшись на пороге Монтессори-класса, ребёнок попадает как бы в другую вселенную. И чаще всего он начинает не плакать, как думают многие родители, нет, он начинает наблюдать за происходящим вокруг водоворотом событий.
Что такое точки интереса в Монтессори

Жизнь бьёт ключом, вокруг всё время что-то происходит, все окружающие дети заняты собственным делом и точно понимают все тонкости происходящих вокруг процессов. Психика ребёнка обладает уникальным механизмом адаптации – впитывающим разумом, и он пользуется им на полную мощность. Ребёнка всегда привлекают самые обыкновенные упражнения практической жизни.

Остаётся задача включения ребёнка в конкретные виды деятельности. И добиться этого можно только посредством проявлений его искреннего интереса. Ребёнка всегда привлекают самые обычные упражнения практической жизни: застегнуть пуговицы, вытереть стол, подмести мусор на полу, полить цветы. А как он интересуется стиркой, глажкой, чистой ботинок! Какие бы современные и интересные игрушки мы не предлагали ребёнку, он всё равно старается улизнуть на кухню и заняться своим любимым делом: разбиранием и сортировкой кастрюль-ковшиков-тазиков.

Значит, есть что-то особенное для него в этой активности? Конечно, и такие особенности в методе Монтессори называются точками интереса. Это такое свойство материала, которое способствует многократному повторению упражнений в зоне упражнений практических навыков.

Феномен интереса

Международный Монтессори-центр

В моей практике первые серьёзные включения ребёнка в работу часто случаются с материалом выжимание губки. Почему? Да потому что там лежит настоящая натуральная губка. Трогать её для ребёнка – настоящее удовольствие опыта. Это тактильное ощущение ребёнку незнакомо, оно приятно и волнительно, а тут ему ещё и предлагают различные эксперименты с ней и водой.

И ребёнок с головой уходит в исследовательскую деятельность. И начинается постепенный переход ребёнка от одной презентации к другой. В каждой его ждёт новая сложность, которая вводится постепенно и по одной, и новая точка интереса, которая призывает его раз за разом возвращаться к новой цепи свершений до тех пор, пока инстинкт любопытства не будет полностью удовлетворён. Но уже следующая активность ждёт и манит его своей интересностью. Так происходит не вечно: постепенно у ребёнка появляется и другая, более надёжная и взрослая мотивация. Ведь если совсем маленький ребёнок моет стол и ему нравится появление мыльной пены, то для ребёнка постарше уже гораздо важнее конечный результат в виде чистой глянцевой поверхности.

Маленький ребёнок выполняет упражнения просто ради процесса их выполнения. Со временем, по мере того, как он станет старше и будет лучше понимать смысл упражнений, он станет их выполнять просто потому, что это должно быть сделано. В начале он полирует зеркала, деревянные и металлические предметы просто ради опыта движения, чтобы увидеть, как предмет меняет цвет своей поверхности, чтобы ощутить текстуру предмета. Ребёнок старшего возраста увидит замутнённую поверхность предмета и начнёт полировать её, чтобы она вновь стала блестящей.

Польза и удовольствие

Международный Монтессори-центр

Детям интересно всё: впитывающие способности различных материалов, каким образом капнуть только одну капельку различных жидкостей, закручивание воды при ополаскивании тазика, звук стиральной доски, процесс продевания нитки в игольное ушко и прокалывания иголкой поверхностей, разглаживание ткани под утюгом и т. д.

Взрослым очень трудно представить, как интересен для ребёнка может быть обыкновенный кусочек мыла. Но процесс мытья рук иногда затягивается на 15–20 минут. Ребёнок может проделывать все элементы этого обыденного действа по пять-шесть раз подряд. И это не только потому, что мыло сейчас в основном жидкое. И сто лет назад этот процесс приводил ребёнка в схожее состояние.

Постепенно интерес ребёнка становится всё более академичным, с научно-исследовательским уклоном. Он переходит к сравнению нюансов различных качеств предметов (зона сенсорики), к пониманию тонкостей языка (зона речи) и взаимоотношениям величин (зона математики). Но практические точки интереса всегда будут оставаться с ним, он будет с их помощью как отдыхать, так и настраиваться на выяснение новых закономерностей жизни.

На фото: Международный Монтессори-центр «Отрада».

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Путешествуем с детьми до года: лайфхаки для родителей

Опыт родителей

План подготовки к новому году: списки и идеи

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы