• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на вебинар «Ключ к развитию ребёнка»
Узнайте, как гармонично воспитывать детей и зарабатывать на этом от 150 000 руб./мес

Мария и Марио Монтессори: как призвание повлияло на личную жизнь

Мария и Марио Монтессори: как призвание повлияло на личную жизнь

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в семье Алеcсандро и Ренильды Монтессори, в Кьяpавалле, Анкона (Chiaravalle, Ancona), Италии. Позднее семья переехала в Рим. Отец Марии владел табачным заводом, занимался политикой. Мать была очень образованной женщиной, которая управляла яслями при заводе и много внимания уделяла образованию дочери. Считается, что она внушила Марии веру в то, что роль женщины в обществе не ограничивается заботами о домашнем хозяйстве и воспитании детей. Отец придерживался более традиционных для того времени взглядов.

Мария была способной девочкой, которой достаточно легко давались точные науки. По окончании школы она хотела стать инженером и поступила в технический университет. Однако вскоре изменила своё решение в пользу профессии врача. Ей удалось добиться зачисления в медицинскую школу.

мария монтессори выпуск

Медицинский факультет

Отец не одобрял выбор дочери, но, даже не разделяя в полной мере её устремлений, предоставил ей необходимую защиту, ведь по правилам того времени женщина не имела права без сопровождения являться на лекции. Большое давление оказывали на Марию её однокурсники, которые различными способами поддевали её, когда не игнорировали. Например, они резко воспротивились посещать анатомический театр вместе с ней, ссылаясь на то, что идея исследовать обнажённые тела в присутствии женщины шокирует их. Мария была вынуждена уступить и посещала анатомический театр отдельно от курса, по ночам.

Она почти сдалась в какой-то момент, но, как вспоминала позднее её близкая подруга Анна Мария Маккерони, Мария Монтессори увидела ребёнка бедняков, который играл с маленькой красной бумажкой. То, как ребёнок, живущий в большой нужде, может быть доволен и сосредоточен в своей нехитрой игре, вдохнуло в Марию мужество и решимость закончить курс. В 1896 году, в возрасте 25 лет, Монтессори стала одной из первых в Италии женщин-врачей. Бланк диплома подразумевал, что в него будет вписано мужское имя, и в её диплом пришлось вносить рукописные исправления, чтобы в него могло быть корректно вписано женское имя.

Поиск предназначения. Любовь и право на профессию

Монтессори активно включилась в борьбу за права женщин и быстро стала заметной фигурой на этом поприще. Её пригласили выступить на Берлинском конгрессе, где она показала себя блестящим оратором. Отстаивая идеи равноправия для женщин, она оставалась очень женственной внешне, но сердилась, когда в отзывах о ней упоминалась, пусть и положительно, внешность. Она хотела, чтобы внимание было сосредоточено на идеях, которые она озвучивала.

Наряду с этой деятельностью Монтессори продолжила работать в сфере специализации, которую избрала ещё в качестве практики во время обучения, а именно — с нервными болезнями и умственной отсталостью. В то время в Италии не было специализированных учреждений для детей с проблемами такого рода, и они фактически изолировались наряду со взрослыми, лишённые даже того, что необходимо обычным детям для нормального развития.

монтессори в молодости биография

© montessoriathomebook.com

В эти годы Мария начала работать вместе с Джузеппе Монтесано под руководством Санти де Сантиса. Втроём они стали родоначальниками итальянской детской нейропсихиатрии. Монтессори и Монтесано вместе возглавили клинику в Риме. Они стали не только коллегами, но и возлюбленными. Однако оба, особенно Мария, не хотели заключать официальный брак. Они были амбициозными молодыми учёными. Для Марии замужество означало бы необходимость оставить карьеру ради семейных дел, чего она сделать не могла. Даже рождение в 1898 году сына Марио не принудило её к этой жертве. Она заключила с Монтесано договор, что они не вступят в брак с другими людьми, а будут состоять в отношениях, которые мы бы сейчас назвали гостевым браком. Мария Монтессори была вынуждена считаться с общественным мнением своего времени, поэтому она скрыла от широкой общественности рождение ребёнка, которого отправили в семью в деревню, где она навещала его долгие годы инкогнито, прежде чем взяла к себе. После Марио всегда сопровождал мать во всех её поездках, постепенно включился в её работу и стал помощником, соратником и продолжателем её дела. Отношения же с Джузеппе Монтесано не продлились долго, некоторое время спустя он вступил в традиционный брак с другой женщиной. Это стало серьёзным ударом для Марии, но не отразилось на её желании работать дальше.

В поисках методик работы с больными детьми Монтессори провела значительное время в Париже, в институте Бурневиля, изучая методы сенсорного обучения И. Итара и Э. Сегена и переводя их труды с французского на итальянский.

В 1898 году Мария Монтессори на конгрессе в Турине объявила, что проблема детей с нейропсихологической патологией является не столько медицинской, сколько образовательной. Этот доклад произвёл такое сильное впечатление, что появился Ортофренический институт (Instituto Ortofrenico), который возглавила Мария. Она стала предлагать детям модифицированные развивающие материалы Итара и Сегена, изобретать свои; наблюдать, как дети используют материалы, и менять, чтобы дети развивались наилучшим образом.

Заметив значительные успехи своих подопечных, Монтессори решилась отправить некоторых из них сдавать стандартные экзамены для учеников начальной школы, не сообщив об их статусе экзаменаторам. Она хотела независимой проверки результатов своих усилий и надеялась, что ей удалось помочь детям нагнать полноценных сверстников. Результат экзаменовки показал, что они превосходят здоровых детей в навыках счёта, письма и чтения. Это привело Марию в ужас, ибо свидетельствовало не только о том, насколько эффективно она обучает ограниченных детей, но и о том, насколько неэффективно построено обучение детей обычных! В результате Монтессори захотела работать со здоровыми детьми и понять, как можно улучшить их подготовку. Её желание осуществилось далеко не сразу.

дом ребёнка монтессори

© blog.edmodo.com

Первый «Дом детей» и формирование метода

Мария Монтессори продолжала заниматься общественной деятельностью, участвовать в борьбе с детским трудом и за права женщин, в частности, приняла участие в Конгрессе в Лондоне в 1900 году, где с успехом выступала. Она приобрела определённую известность и как активистка движения, и как успешный коррекционный педагог, но найти себе занятость в сфере работы с нормальными детьми ей не удавалось. Она получила степень по антропологии и в 1904 году была назначена заведующей кафедрой антропологии университета в Риме.

Вплоть до 1907 года Мария Монтессори принимает активное участие в социальных реформах, стремится узнать больше о методике работы с нормальными детьми и не оставляет надежды на практику в этой области.

Наконец в 1907 году стартует социальная программа улучшения жилищных условий в квартале Сан-Лоренцо в Риме. Процесс ремонта зданий бедного квартала сделал очевидной проблему, как это называют теперь, скрытой безнадзорности детей жителей квартала. Дети работающих матерей, не достигшие школьного возраста, были предоставлены сами себе и хулиганили, мешая реставрационным работам и портя уже отремонтированное. Для решения этой проблемы правительство обратилось к Монтессори. Ей было выделено помещение на 2 этаже одного из домов квартала и учреждён «Дом детей» (Casa dei Bambini). Мария Монтессори приступила к созданию методики развития. Она начала с вполне традиционных вещей: давала детям за выполнение заданий маленькие поощрения – конфеты и игрушки. Но ум исследователя в ней увидел то, что не замечали другие педагоги: это подкрепление не значимо для детей. Они складывали конфеты и над чем-то продолжали работать, а к чему-то теряли интерес. Тогда Мария стала наблюдать за детьми в попытке понять, что же нравится детям по-настоящему. Наблюдение — вот основа того, что позволило Монтессори создать свою систему, и то, что по-прежнему остаётся способом работы Монтессори-педагога.

Монтессори и дом ребёнка

© italyin30seconds.files.wordpress.com

Мир должен понять, что дети — другие

Результатом анализа наблюдений и проб с материалами стал вывод, что дети принципиально отличаются от взрослых, а не являются их недоразвитой копией. Дети до 6 лет учатся по-другому, нежели потом делают это взрослые, и этот феномен получил название «впитывающий разум ребёнка». Дети учатся в процессе деятельности, манипулируя с предметами при помощи рук. На основе наблюдений и анализа идей Л. С. Выготского и Ж. Пиаже Монтессори сформулировала свою классификацию сензитивных периодов. Она обнаружила специфические цели, на достижении которых концентрируется ребёнок в различные периоды своей жизни. Эта концепция предвосхитила данные детской нейрофизиологии, которые были получены только в 21 веке, когда учёные получили новые технологии для исследования. Также она обнаружила особые отношения между взрослым и ребёнком, физические механизмы которых также изучаются в настоящее время.

По мере того как Монтессори формулирует свои педагогические идеи, она начинает ездить с лекциями по всему миру. Её мысли о воспитании имеют огромный успех. Множество известных людей поддерживает её. Особенно популярными становятся её идеи в США. Параллельно с лекционной деятельностью Монтессори пишет ряд работ, популяризирующих её идеи. С 1913 года она проводит международные курсы обучения. В 1913 году — в Риме, в 1915 — в Лос-Анджелесе, в 1916 — в Барселоне, в 1919 – в Лондоне. В 1915 году в Сан-Франциско состоялась знаменитая демонстрация работы группы детей от 3 до 6 лет «Стеклянный класс».

В 1917 году испанское правительство приглашает Марию возглавить открывающийся научно-исследовательский институт, на что она соглашается. Она проживает в Испании, но продолжает работать и в Италии, и ездить по миру.

доктор мария монтессори биография

© pinterest.com

Расцвет и закат Монтессори-садов в Италии. Переезд в Нидерланды

  • В 1923 году в Италии было основано общество «Опера Монтессори», которое действует и по сей день.
  • Первым его председателем был Бенито Муссолини. Политика впечатлил порядок, царивший в классах Монтессори. Дисциплинированность, с которой дети занимались, давала ему надежду получить исполнительных и добросовестных взрослых. Мария использовала расположение набиравшего влияние политика, чтобы открыть в Италии большое количество новых классов.
  • Муссолини хотел ввести эти классы повсеместно в Италии. Однако со временем он всё жёстче стал требовать включения в метод мощной пропаганды. Он не хотел, чтобы детей эффективно воспитывали в способных взрослых, он хотел, чтобы эффективно воспитывали будущих способных фашистов.
  • Какое-то время Монтессори уклонялась от давления Муссолини, но, когда требования приобрели ультимативный характер, Мария была вынуждена выразить несогласие с такой модификацией её метода, оставить работу в Италии и покинуть свою родину. В 1934 году все Монтессори-школы в Италии были закрыты.

Гражданская война в Испании вынудила Монтессори и её сына искать новое место для жизни. К этому времени Марио развёлся и начал встречаться с Адой Пирсон. Её семья была семьёй влиятельных банкиров в Голландии. Это повлияло на выбор страны для переезда. Так и случилось, что о создании Международной Ассоциации Монтессори (АМИ) — Association Montessori International (A.M.I.) — было объявлено на Международном конгрессе в Дании, а штаб-квартира организации и по сей день расположена в Амстердаме, где Мария Монтессори прожила долгое время. Однако Монтессори продолжала работать по всему миру. В Англии она познакомилась с Махатмой Ганди. Два великих человека обнаружили большое сходство целей и убеждений. Мария переписывалась со многими великими людьми своего времени, и Ганди стал одним из них.

монтессори в индии

Затянувшаяся поездка в Индию

В 1939 году Марио и Мария Монтессори отправились в полугодовое путешествие в Индию. Они не предполагали оставаться дольше. Мария попросила одну из помощниц подготовить информацию о детях младше трёх лет, по-видимому, планируя заняться этим вопросом по возвращении, Марио оставлял в Амстердаме Аду… Но поездка в Индию обернулась достаточно длительным периодом жизни в этой стране, поскольку двух итальянских подданных Вторая мировая война застала в стране, всё ещё подчинённой Британской короне, т. е. формально находившейся в состоянии войны с союзниками Германии. Марио был заключён под стражу, а Мария — под домашний арест. К семидесятилетию Марии Монтессори Британское правительство освободило Марио, но покинуть Индию они смогли только после окончания войны. Всё это время они занимались распространением своего метода в Индии, и Мария начала наблюдать детей младшего возраста, постепенно открывая важность самых первых этапов становления человека. Если система развития ребёнка от 3 до 6 лет в значительной степени выкристаллизовалась к тому времени, то подходы к пониманию возраста 0–3 формулировались в этот период.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут познакомиться с основными принципами Монтессори-метода и применить их на практике



 

В 1946 году Монтессори возвращается в Голландию и продолжает работу над теорией развития ребёнка с рождения. В Италии её единомышленники начинают организовывать работу с матерями и детьми до 3 лет, воплощая в жизнь идеи Монтессори в области развития детей этого возраста. Монтессори продолжает вести обучающую и просветительскую работу в публичных выступлениях и новых книгах. Совершает ещё одну поездку в Индию.

Марио и Мария Монтессори

Гражданин Мира

В 50-е годы Монтессори планирует поездку в Африку, которой не было суждено состояться, поскольку 6 мая 1952 года Мария Монтессори скончалась в Нордвийке-на-Зее (Noordwijk aan Zee) в Нидерландах. Она похоронена в Нордвийке. На её могиле написано: «Я призываю дорогих всемогущих детей присоединиться ко мне для построения мира в Человеке и в Мире».

Отношения с сыном

Марио Монтессори — простой человек, простодушный человек. Очень щедрый человек, застенчивый и эмоциональный человек. Размышляющий, но активный человек. Человек, который безумно любил жизнь и оставался молодым до дня своей смерти.

Он любил всё вокруг. Землю: то, что было скрыто под ней, и то, что жило и росло на ней. Он любил небо, солнце, облака, луну и звёзды. Он любил ветер, бури и море. Он любил бороться со стихиями. Он любил ездить верхом, грести и плавать. Он всегда выглядел ухоженным, любил хорошую одежду и, подобно модным франтам, носил гетры, шляпы и стильные жилеты. Он обожал делать экстравагантные подарки: если преподносил розы, то не одну, а не менее шестидесяти! Он любил еду, любил готовить, любил пить и курить. Он любил красивых девушек, музыку и песни: в его характере не было ничего аскетичного, но он, тем не менее, выбрал аскетичный образ жизни.

Он был прирождённым учителем. Он любил детей, особенно крошечных младенцев, которых он называл творцами чудес и с которыми он проводил долгие разговоры, зачарованно глядя на движения их губ.

Марио и Мария Монтессори

© ami-global.org

Но всё то, что он любил, было незначительным по сравнению с его любовью к матери и её работе. Это была всеохватывающая любовь, преобладающая над всем остальным в его жизни. Его преданность ей была осознанным и свободным выбором, а не результатом его сыновьей привязанности. В конце концов, ведь ему было почти 15 лет, когда он впервые узнал её и начал жить с ней — слишком поздно для формирования Эдипова комплекса. Её не было в его период впитывающего разума. Но при этом ни у одной из сторон никогда не возникало мысли разорвать отношения. Он жил для неё, с ней, но не через неё. Самое удивительное в этом человеке было то, что, не имея классического академического образования, он во всей полноте понимал направление её мысли. Интуитивный ум и открытость души позволяли ему быть на одном уровне с ней и её идеями, развивающимися с невероятной скоростью, более того, иногда он даже опережал её, заставляя её двигаться быстрее. Ничто из того, что она вычислила, разработала или установила, не было для него неожиданностью.

Благодаря ему её обошло одиночество, с которым часто сталкиваются гении, и в развитии своих мыслей она никогда не останавливалась. Но он был не просто рупором для скандирования её идей: он помогал ей формулировать их и придавать им форму, позволяя ей развивать свой уникальный ум до конца. Чем старше она становилась, тем большую часть её работы он брал на себя: организовывал курсы, экзаменовал студентов, читал лекции и т. д. Он справился со всеми нюансами и неожиданными трудностями во время учебных курсов.

Ограждая её от таких практических мелочей, он давал ей возможность полностью сконцентрироваться на работе. Он давал ей не только свой отклик, но и новые идеи. С годами их идеи всё более сближались. Без него она бы столкнулась с лавиной непонимания, духовного одиночества, ей было бы очень трудно без его поддержки бороться за чистоту своей работы.

Он понимал, что его энтузиазм и вера в её видение космического пути развития человечества стали её опорой. Он продолжил её борьбу после её смерти. Несмотря на все трудности и интриги, он продолжал бороться за ребёнка — творца человека.

Марио и Мария Монтессори

© ami-global.org

Подготовлено по материалам сайта ami-global.org

Благодарим за помощь в подготовке статьи Анну Федосову, Монтессори-педагога, эксперта наших курсов для родителей

Приходите на вебинар «Ключ к развитию ребёнка»
Узнайте, как гармонично воспитывать детей и зарабатывать на этом от 150 000 руб./мес
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться